«КВ» продолжает рассказывать о проекте «Құнды жәдігер», который реализуется совместно со специалистами областного историко-краеведческого музея, его филиала — музея «Ақмешіт» и областного телеканала «Qyzylorda». Работа проводится в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» по проекту «Сакральная география Казахстана».
В этом номере газеты экспертами рубрики «Ценные экспонаты» выступают исполняющий обязанности директора областного историко-краеведческого музея Сапар Козейбаев и научный секретарь музея Асхат Сайлау. Специалисты рассказали об исторических предметах с сакральным значением, которыми в быту пользовался один из известных проповедников ислама в Приаралье Ходжа Жахан, которого в народе называли Кожжан кожа.
Для проведения научных исследований представители музея и областного телеканала «Qyzylorda» организовали специальную экспедицию к мавзолею Кожжана кожи, расположенному вблизи поселка Жетиколь Сырдарьинского района.
Как информировал исполняющий обязанности директора областного историко-краеведческого музея Сапар Козейбаев, мавзолей Кожжана кожи представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение, построенное из обожженного кирпича, без фундаментов, изнутри имеет форму квадрата. Внутри погребальной камеры с северо-запада на юго-восток расположены три надгробия. Позже возле мавзолея были похоронены в могилах его сыновья, Кылыш и Кожакелен, и у юго-восточной стены останки Болата кожа.
Кожжан кожа из рода – кожа хорасан. Он потомок знаменитого отца Хорасана. По дошедшей до наших дней легенде, мавзолей был построен родственниками со стороны матери, каракалпаками. Памятник расположен на большом кладбище, состоящем из многих мемориальных памятников, надгробий, заборов и мавзолеев.
— В ходе экспедиции мы убедились, что в мавзолее Кожжана Ходжи захоронены многие известные религиозные личности Приаралья, – говорит С. Козейбаев. – В частности, здесь преданы земле дочь Кожжана Ходжи Сунбиби, сын Сеит батыр, а также потомки известного в ХІХ веке Турсынбая датки и потомки Жадигера торе, считающегося потомком Чингисхана. Вместе с тем, по сохранившимся народным преданиям, недалеко от мавзолея находится так называемый «Қасым түбегі» — временное место пристанища Касыма. В ХІХ веке здесь на время обосновался сын Абылая хана Касым султан. Добавлю, у мавзолея находится множество надгробий, которые требуют тщательного исследования. Поэтому есть все основания полагать, что мавзолей Кожжана кожи — один из крупнейших пантеонов на земле
Сыра.
История гласит, что Ходжа Жахан Мадихожаулы, известный в народе под именем Кожжан кожа, жил в Приаралье примерно с 1680 по 1755 годы. Он был старшим сыном Хаджи Мади (Диуана) – известного в Туркестане последователя суфизма, признанного рядом народов тюркского происхождения величайшим знатоком религиозного учения и названного вторым лицом после Кожа Ахмета Яссауи.
Как рассказал А. Сайлау, Кожжан кожа учился в известных в Центральной Азии центрах учения – в медресе Самарканда и Бухары. Там он получил первое религиозное образование. Во время учебы в этих медресе молодой ученый по пути к культу воспитывался в кипучей религиозной среде. Кожжан кожа еще в раннем возрасте осознал прочность и полезность исламской религии, и в дальнейшем он стремился окунуться в глубокий и прозрачный родник религиозной науки. С этой чёткой и благородной целью Кожжан кожа и дальше совершенствует свои знания в Сирии, в городе Дамаске. После окончания учебы, получив глубокие знания, он вернулся в родные пенаты. По приезде в страну он до конца жизни служит священником. Об этом святом духовном наставнике в устах народа сохранилось множество преданий и легенд.
— Второй сын Кожжана кожи Заман, будучи глубоко образованным религиозным человеком, мастерил плотником и кузнецом, — говорит А.Сайлау. – Великий Абылай хан, узнав о славе мастера, специально направляет к нему Мухаммеда торе, чтобы пригласить его к себе в ханскую ставку. По просьбе великого хана Заман на ханском жайлау в местечке Майлыколь в окрестностях Кокшетау на огромной арбе смастерил подвижную ханскую Орду.
Потомок Кожжана кожи Сеит батыр был талантливым и бесстрашным полководцем ХVІІІ века. Он в совершенстве владел тонкостями военных действий и доказал это в казахско-джунгарской войне. О подвиге Сеита батыра подробно рассказано в романе известного писателя Ануара Алимжанова «Жаушы».
Правнук Кожжана кожи Нарбай батыр в 1841-1847 годах участвовал в восстании Кенесары Касымулы.
Потомок Кожжана кожи — знаменитый Кулболды ишан Султанулы (1780-1860 гг..) окончил медресе Мир-Араб. С помощью Турсынбая датки он построил мечеть, медресе, служил для продвижения исламской религии, занимался целительством, сам обладал прекрасными качествами.
Знаменитый Сайыпназар ахун Отенулы (1810-1873 гг..) – тоже потомок Кожжана кожи, но в пятом поколении. В свое время Сайыпназар получил звание «мусанниф».
— В настоящее время в мавзолее Кожжана кожи хранится несколько светильников того времени, — отметил А.Сайлау. — В ходе исследования выяснилось, что они одноячейковые и изготовлены из железа. Длина светильника — 15 сантиметров, высота — 7. По словам потомков установлено, что ими в XVII-XVIII веках пользовался сам Ходжа Жахан Мадихожаулы.
В мавзолее хранится еще одна ценная реликвия, сохранившаяся с XVIII века. Это очень древнее деревянное корыто — астау. Длина чаши — 62 сантиметра, ширина — 24, высота — 7,5. По словам потомков, из этой посуды обедали паломники, прибывшие в мавзолей. Стоит отметить, что такие объёмные деревянные посуды сохранились в мавзолее «Хазрет Сұлтан» в Туркестане.
Еще одна ценная реликвия, принадлежавшая в древности Кожжану кожа — чугунный казан. Посуда бесценна тем, что она сохранилась до наших дней с XVII-XVIII веков. Котёл сделан из железа. Диаметр чаши – 87,5 сантиметра, высота — 34-35 сантиметров. Местные жители считают казан сакральным. Поэтому до сих пор паломники готовят в нем себе трапезу. Такие виды казана встречаются в мавзолеях, где захоронены религиозные
деятели.
В рамках проекта «Құнды жәдігер» планируется создание копий выше-указанных экспонатов.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ