«КВ» продолжает рассказывать о проекте «Құнды жәдігер», который реализуется совместно со специалистами областного историко-краеведческого музея, его филиала — музея «Ақмешіт» и областного телеканала «Qyzylorda». Работа проводится в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» по проекту «Сакральная география Казахстана».
В этом номере газеты наши постоянные эксперты рубрики «Ценные экспонаты» – научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Кожакелдыулы, заведующая его филиалом, музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова и научный сотрудник Гульзира Аубакир рассказали о предметах древности с сакральным значением, которыми пользовался один из самых известных проповедников ислама в Приаралье Ер Сейтпенбет аулие.
Как информировал А. Кожакелдыулы, специальная телевизионная передача об этом была снята в сентябре текущего года. Ер Сейтпенбет аулие жил в конце ХІІІ – середине ХІХ века. Он родился в священном Туркестане и был современником знаменитого Марал ишана. Ер Сейтпенбет (настоящее имя Сайд Мухаммед) был в 34-ом колене потомком Хорасана ата (Абдижалела баба). Происходит от сына Хорасана ата Хусайна (Султан Хусайн).
– Как гласит история, отец Ер Сейтпенбета был священником в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, – рассказывает А. Кожакелдыулы. – В детстве Сейтпенбет аулие учился в медресе в Бухаре и Хиве. Затем он усовершенствовал свои знания в Багдаде, Египте, Шаме, Мекке, Мадине, Герате. Способный юноша в совершенстве владел арабским, персидским, тюркским, китайским языками. Особенно увлекался чтением врачебных сочинений Ибн-Сины, во время обучения усвоил целебные свойства различных трав. В народе он пользовался огромным уважением и большим духовным влиянием.
Как рассказала К. Ахметова, по сведениям, передававшимся из поколения в поколение, юный Сейтпенбет начал посещать медресе в возрасте 13-14 лет. В ту пору старейшины Младшего жуза рода Шомекей с великим почтением относятся к отцу Сейтпенбета Кожажану ходже.
– По легенде Кожажан ходжа уже давно общался с авторитетными людьми рода Шомекей, – говорит К. Ахметова. – Потому что по благословению духовных вождей Кожажан ходжа часто посещал селения и мероприятия Младшего жуза и пропагандировал религию. Однажды гости попросили Кожажана ходжа отпустить с собой одного из двух его сыновей – Замана и Сайдмухаммеда: «В нашем крае, как вы знаете, нет муллы с религиозной грамотой. Мы будем уважать вашего ребенка как духовного наставника и покровителя. Пусть содержит мечеть. Давайте откроем медресе, пусть он дает нашим детям религиозные уроки». На что Кожажан ходжа, немного подумав, положительно ответил: «Сначала я передаю Аллаху, потом вам». С этим благословением он направляет Сейтпенбета к представителям рода Шомекей. Одни из видных представителей рода – Досек, Бекет, Калам и другие сразу же провозглашают его духовным наставником. Сейтпенбет переезжает из Туркестана в низовья Сырдарьи. По приезде в Приаралье Калам би строит мечеть на левом берегу Куандарьи. По словам умудренных опытом стариков, эта мечеть находилась в местечке «Еримбет» у поселка Куандария Кармакшинского района.
Как информировала Г. Аубакир, документы об Ер Сейтпенбете аулие встречаются в бумажных переписках чиновников российской империи того времени. В частности, чиновники Казалинского уезда в одном из служебных записок своим высокопоставленным лицам писали о мусульманском положении в уезде вот так: «… в уезде среди людей, к которым уважительно относятся и восхищаются их Святейшеством казахи особо отмечают имена Косымкожа, Сейтпенбета, Калкай ишанов. Сейтпенбет, который учился и жил в Бухаре, среди казахов считается великим учёным…». Даже из этих немногочисленных источников видно, что сакральность наших предков дошла и до российских чиновников других вероисповеданий.
Останки Ер Сейтпенбета находятся в местности «Бас Сарбулак» близ села Жанакала в Кармакшинском районе.
Как отметил в заключение беседы А. Кожакелдыулы, в результате исследовательских работ в рамках проекта «Құнды жәдігер», была найдена печать святого Ер Сейтпенбета.
– Серебряный штамп выполнен в виде кольца, – говорит А. Кожакелдыулы. – Диаметр отпечатка пальца – 2 сантиметра, диаметр печати – 2,2 сантиметра. На образце по-арабски выгравирована надпись «Сайд Мухаммед бин Кожажан». По словам потомков, печать Ер Сейтпенбета была изготовлена в Мекке в ХІХ веке. Сегодня сакральный предмет древности хранится в руках прямого потомка Якуба Турманова. Можно предполагать, что Ер Сейтпенбет аулие использовал печать в своей религиозной деятельности.
Еще одна из святых реликвий Ер Сейтпенбета – казан. Железный котёл с четырьмя ушками предназначен для приготовления пищи. Высота посуды – 35 сантиметров, диаметр борта – 71 сантиметр. По сведениям местного населения, казан использовался со времен Ер Сейтпенбета (ХІІІ — ХІХ века) и по сей день. О сакральности казана в народе сохранилось немало легенд. Одна из них гласит, что когда местные жители вывезли казан из мавзолея Ер Сейтпенбета, то раздался голос: «Брось казан!». Испугавшиеся до смерти люди, бросив котел, убежали. После этого события в посудине образовалась трещина. Но, удивительно, что она не пропускает жидкость. Более того, в казане и по сей день паломники готовят для себя трапезу.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ