Тайны ценных экспонатов-4 — «Кызылординские Вести»

Тайны ценных экспонатов-4

02.11.2021

474 0

«КВ» продолжает рассказывать о достижениях проекта «Құнды жәдігер», в рамках которого учёными-историками Казахстана, а также кызылординскими этнографами и краеведами раскрываются тайны ценных экспонатов древности. Специалистами исследуются исторические предметы, имеющие сакральное значение, которыми пользовались мусульманские духовные наставники, ахуны, ишаны, бии, а также батыры Приаралья.

Телепроект «Құнды жәдігер» в нашем регионе стартовал весной текущего года. Он реализуется в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» по проекту «Сакральная география Казахстана» сотрудниками областного историко-краеведческого музея, его филиала музея «Ақмешіт» совместно с областным телеканалом «Qyzylorda».

В этом номере эксперты нашей рубрики «Ценные экспонаты» – научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Кожакелдыулы, заведующая его филиалом, музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова и научный сотрудник Гульзира Аубакир рассказали об исследованиях, сделанных во время историко-этнографической экспедиции в мавзолее Абдижалел баб (Хорасан ата), входящему в список общенациональных сакральных объектов Жанакорганского рай-она. В частности, об одном редком экспонате древности – навершии знамени – «лауха».

Как рассказал А. Кожакелдыулы, имя известного духовного просветителя Абдижалела Баба в народных сказаниях именовалось как Хорасан ата. Он жил ориентировочно в VІІ-ІХ веках.  Абдижалел Баба был одним из первых, кто распространил религию и культуру ислама из Саудовской Аравии в Среднюю Азию на казахскую землю, и, в частности, на территорию Приаралья. В казахских степях он занимался просвещением простого народа.

– По сохранившимся устным преданиям, в IX веке в направлении Ирана и Турана (страны Средней Азии) для распространения исламской религии из Саудовской Аравии была отправлена группа в составе Абдрахима Баба, Искака Баба и Абдижалела Баба, – говорит А. Кожакелдыулы. – В то время отец Искака Баба и Абдижалела Баба Абдрахман Баба был правителем города Шам. После его смерти на трон сел его старший сын Искак Баба и образовал царство. Младший брат Абдрахмана Абдрахим Баба был царем Багдада (современный Ирак), а Абдижалел Баба – Йемена.

Абдижалел Баба в местах своей духовной деятельности, в частности, в краях Хорасана, начал строить мечети-медресе, обучать арабской грамоте и способствовать росту духовной и религиозной культуры. Для хорасанских жителей он сделал много полезных дел. Слыл грамотным предводителем и отважным батыром. Так в народе он получил имя Хорасан ата.

Как дополнила рассказ К. Ахметова, в те годы Абдижалел Баба обосновался на острове «Тотықұс» в степях Кызылкума на левобережье Сырдарьи (территория современного Жанакорганского района). В народных сказаниях Хорасан ата кроме того, что активно проповедовал ислам, занимался и целительством, лечил болезни нервной системы, эпилепсии, оспы. Здесь же он остался на постоянное место жительства.

По данным научного сотрудника музея «Ақмешіт» Гульзиры Аубакир, Хорасан ата погиб от рук огузов во время одного из походов в Приаралье. Это случилось во время осады города Озгент, и он был похоронен на острове «Тотықұс». Сам Ходжа Ахмет Яссауи преклонялся перед его величием и до 63 лет каждый год специально посещал мавзолей Хорасана ата, где посвящал ему суры из Корана.

– Одна из самых ценных реликвий, которая в настоящее время передается по наследству от отца к ребенку, это навершие знамени – «Лауха», – рассказывает Г. Аубакир. – Само слово «Лауха» означает  табличку с арабским письмом. По словам потомков Хорасана ата, этот элемент знамени, крепящийся на вершине древка, принадлежал зятю Пророка Мухаммеда, четвертому праведному халифу Али ибн Абу Талибу. Этот факт основан на том, что Хорасан ата был прямым пятым потомком Мухаммеда-Ханафии, третьего сына Али.

Лауха состоит из двух частей. Верхняя ее часть представляет собой плоскую головку, листообразной формы с вырезанными и гравированными надписями, нижняя – свечеобразная древка. Общая высота лаухи – 43 сантиметра, диаметр узорчатого листа – 26, длина ручки – 17.

В листовидной части лаухи четыре раза написано имя Пророка Мухаммеда и хазрета Али халифа, а также нарисовано изображение бесконечных растений. По словам исследователей, в XIX веке к ушкам Тайказана, расположенного в мавзолее «Азирет Султан» в Туркестане, были прикреплены заостренные конским волосом (некоторые изогнуты в виде полумесяца), покрытые железом, длинные 10 наверший. В истории встречаются свидетельства о том, что в 1935-1940-е годы, когда мавзолей был заброшен, все 10 «лауха» были украдены неизвестными.

В народе существует много загадочных историй о «лауха». К примеру, по рассказам суеверных свидетелей, «лауха» помогала бездетным стать родителями. А при поднимании лаухи вверх над полями, резко уменьшалось количество чрезмерно размножающихся червей или саранчи, разъедающих урожай. Очевидцы говорили, что гнус моментально мигрировал в другую сторону.

В 2003 году потомок Хорасана ата Абельгазы Берденкажыулы передал унаследованную лауху мавзолею Хорасана баба. С тех пор число паломников стало увеличиваться с каждым годом.

– Еще одна ценная реликвия в мавзолее Хорасана ата – каменный котёл, – говорит Г. Аубакир. – Местные жители по-разному отзываются об этом казане. По словам владельца каменной посудины, паломники использовали ее для выжимания сока плодов. Дата изготовления котла неизвестна. Диаметр казана – 90 сантиметров, высота – 50, толщина стенки – 7. На дне котла находится отверстие диаметром в 3-4 сантиметра. Кстати, такие каменные котлы, но большего размера, расположены в знаменитом мавзолее Гур-Эмир в городе Самарканде. По словам узбекских учёных, эти казаны предназначены для мытья. Если верить легендам, то эти предметы в народе считаются святыми и
сакральными.

В заключение стоит отметить, экспонаты, хранящиеся в мавзолее Хорасана ата, без-условно, ценны. Они – сокровища, дошедшие до нас из глубин истории. В скором времени специалисты музея планируют создать копии вышеуказанных экспонатов для пополнения музейного фонда.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: