Создание Аральской флотилии - «Кызылординские Вести»

Создание Аральской флотилии

22.07.2021

1556 0

parohod obruchev

Программа «Рухани жаңғыру» является мощным стимулом для подробного изучения родного края и через это – для открытия новых фактов в истории и географии Казахстана. Взять, к примеру, историю создания Аральской флотилии.

Она была сформирована контр-адмиралом Алексеем Ивановичем Бутаковым. Ее базой служил сначала порт Раим (Аральск), а затем — Казалинск.

Ещё в 1739 году хан Абулхаир и знатные старейшины Малой киргизской орды попросили русских для защиты этих земель от джунгар соорудить на Сырдарье крепость-порт и организовать военную флотилию. Но из-за больших трудностей со снабжением из России в то время этого сделать не удалось. Только после того, как в середине XIX века прикаспийские туркмены приняли русское подданство, в Санкт-Петербурге решили организовать паровой флот на Аральском море. В начале 1848 года начальником экспедиции для съемки и промеров Аральского моря был назначен тогда еще лейтенант А.И. Бутаков — представитель известной династии русских моряков.

aleksej butakov

Арал на тюркских языках означает остров. Отсюда Аральское море представлялось синим островом среди безбрежной песчаной пустыни. Вплоть до конца XVII века на картах Средней Азии Аральское море отсутствовало, а реки Амударья и Сырдарья были показаны впадающими в Каспийское море. До экспедиции Алексея Ивановича Бутакова Аральское море изображалось на картах по разрозненным материалам отдельных путешественников, но главным образом по расспросам местных жителей.

И лишь благодаря исследованию членов экспедиции А. Бутакова было доказано, что путь этих рек направлен в Аральское море.

К концу апреля 1848 года под наблюдением Алексея Ивановича в Оренбурге построили парусные шхуны «Константин» и «Николай» длиной 14 метров, и по пустыне к берегам Аральского моря в укрепление Раим (Аральск) двинулся огромный караван. На полутора тысячах башкирских телег, запряженных верблюдами, размещались узлы и детали для шхун. Караван охраняли рота пехотинцев, две казачьи сотни и двухорудийная батарея. Подобные меры предосторожности были вызваны частыми нападениями хивинцев и мятежного казахского султана Кенесары Касымова.

Прибыв в Раим, русские матросы уже в начале зимы собрали и спустили на воду шхуны. Трудная зима с морозами до 20-28 °С
и частыми буранами, сильная лихорадка и цинга значительно сократили гарнизон Раима. Но шхуны все-таки удалось оснастить и вооружить всем необходимым, а для выполнения обязанностей матросов прибыли 36 солдат из четвертого оренбургского линейного батальона. Пополнив экипажи и погрузив необходимые запасы, маленькая флотилия двинулась из устья Сырдарьи вдоль берегов Аральского моря. Среди них находился ссыльный поэт Тарас Шевченко, делавший зарисовки берегов Аральского моря. Кампания 1848 года продолжалась почти два месяца.

За этот период было произведено множество замеров глубины и установлена наибольшая на Арале 68-метровая впадина, взяты пробы грунта, определены соленость, цвет и прозрачность воды. Исследователи обнаружили, что воды Арала постоянно перемещаются вдоль берегов по часовой стрелке. А.И. Бутаков изучил геологические особенности берегов Арала и нашел богатое месторождение каменного угля. Уже тогда Алексей Иванович указал на постепенное усыхание Арала.

Экспедиция сделала общую рекогносцировку Арала, открыла и изучила несколько островов, создала сеть астрономических пунктов. Одновременно были проведены метеорологические наблюдения, сделана опись ледовой обстановки, а также произведены определения магнитного склонения. Моряки вполне обоснованно сделали вывод, что Аральское море принадлежит к числу самых штормовых и беспокойных. В результате этих работ была издана первая морская карта Аральского моря, и составлено его подробное навигационно-гидрографическое описание.

Изучить Сырдарью на предмет судоходства Бутакову было поручено лично императором. Понимая, в каких сложных условиях придется работать экспедиции, ему было приказано «избегать неприязненных отношений с кокандцами». Однако, как свидетельствуют документы, сделать это удавалось не всегда.

 А. Бутаков писал, как ими велось исследование на шхуне «Константин»: «Чтобы не возбудить подозрения хивинцев, отправлял ночью прапорщиков Поспелова и Акишева на шлюпке, чтобы промерить реку далее к югу. Давал им глухой фонарь, компас, достаточное количество огнестрельного оружия, приказав обтереть вальки весел, чтобы не было слышно гребли. Сам же оставался на судне, приведя его в совершенную готовность отразить всякое нападение».

Заслуга экспедиции А. Бутакова не только в том, что он исследовал Сырдарью, Амударью, Аральское море, но и составил карту Арала, за что получил мировую известность.

Благодаря научным исследованиям экспедиции А. Бутакова, которым он отдал 15 лет жизни, по Сырдарье, впадающей в северный угол Арала, суда могли подниматься вверх на 500 миль. Россия, таким образом, впервые открыла Европе безопасную линию сообщения между Китаем через Западный Туркестан. Когда Алексею Ивановичу приказали вернуться в Санкт-Петербург, он признался: «Я меньше, чем когда-нибудь, желаю оставить Сырдарью».

Именем А. И. Бутакова назван южный мыс открытого им острова Барсакельмес.

К отчетным материалам экспедиции был приложен альбом Тараса Шевченко с зарисовками берегов, хотя ему было категорически запрещено что-либо писать и рисовать. По указанию из Петербурга А.И. Бутакову объявили строжайший выговор в связи с величайшим гневом императора. Русское географическое общество отказало ему в присуждении своей высшей награды – Константиновской золотой медали. Тем не менее за исследования Аральского моря он был избран почетным членом Берлинского географического общества, в 1867 году получил золотую медаль Лондонского географического общества за исследования Аральского моря и устья Амударьи, а составленное им подробное описание берегов Аральского моря увидело свет только в 1872 году, уже после смерти автора.

В последующие годы А.И. Бутаков приложил немало сил для основания пароходства на Аральском море. В своих рапортах он неоднократно подчеркивал, что плавание по Аральскому морю может быть успешным только с использованием пароходов.

По его инициативе в 1852 году в Раим были доставлены пароходы «Перовский» и «Обручев. Пароходы отличались чрезвычайно малой осадкой. Для морского плавания предусматривалось использовать выдвижные кили. Именно они положили начало созданию Аральской флотилии. А.И. Бутакова назначили ее начальником. Отметим, что именно они участвовали в боевых действиях против кокандской крепости Ак-Мечеть (Кзыл-Орда).

 В последующие годы флотилия пополнялась новыми судами, а в форте Казалинск был создан порт. В 1862 году спущены два новых парохода: «Арал» и «Сыр-Дарья», и Алексей Иванович провёл исследования Сырдарьи, на основании которых была составлена первая карта этой реки. Большое значение это исследование имело и для укрепления торговых связей России со странами Востока. Подробнее об этом можно прочитать в статье «День Каспийской флотилии, охранявшей связи с Востоком».

Личный состав флотилии по штату на 18 июня 1866 года состоял из офицеров и 344 нижних чинов, а к 1879 году увеличился до 15 офицеров, вольнонаемных машинистов и мастеров и 597 нижних чинов.

Из-за мелководья и изменчивости фарватера Сырдарьи плавание по ней ночью было опасным, и движение происходило только днем. Расстояние от Чиназа до форта Перовского пароходы проходили за 8-14 суток, а обратно — за 12-20 суток; путь от форта Перовского до Казалинска (форт № 1) занимал вниз – 4 суток, а вверх – 6-12 суток.

В 1869 году в Бельгии был заказан новый пароход «Самарканд», специально спроектированный с учётом местных условий. А в 1872 году был доставлен еще один пароход «Ташкент», оказавшийся, правда, менее удачным, чем предыдущий.

Для перевозки грузов в разное время построили 10 барж. Кроме того, имелось несколько паромов и других мелких судов разного назначения. Для ремонта судов был устроен плавучий док и мастерские. Портом для флотилии служил сначала Аральск, а затем Казалинск.

С окончанием военных экспедиций в Средней Азии Аральская флотилия была упразднена в 1883 году. Часть судов и другое имущество продали на месте, а часть перевезли в город Чарджуй (с 1940 года Чарджоу) и передали Амударьинской флотилии.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: