Фото: https://ortcom.kz/
О необходимости модернизации и реформирования судебной системы Казахстана не раз заявлял Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Обусловлено это обеспечением беспристрастного и справедливого правосудия и необходимостью расширить сферу судебной защиты прав и свобод граждан.
В системе государственной власти, судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, который позволяет эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.
Общеизвестно, что суд среди других органов власти занимает особое место. Только суд своим решением вправе положить конец спору истца и ответчика и только он может признать человека виновным в совершении преступления. Также суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц и рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган в Казахстане не наделен правами решать эти задачи.
За последние годы в судебной системе страны произошли глобальные изменения. В качестве положительных аспектов реформ, проведенных ранее, можно отметить повышение статуса судов и судей, новую систему подбора судейских кадров и введение новых судопроизводств.
Эксперты также выделяют несколько основ для укрепления судебной власти в виде привлечения специалистов с высоким уровнем академического образования, солидным навыком в сфере юридической деятельности и высшими моральными качествами. Такие приоритеты, в целом, схожи с реформой, которую анонсировал Глава государства. Согласно реформе, в судебной системе будет решен кадровый вопрос, поскольку без совершенствования принципов отбора судей все усилия не будут иметь смысла.
«В Казахстане признаны равными защита государственной и частной собственности – данное положение закреплено в Конституции. Однако зачастую в приоритете остается защита интересов госорганов, которые иногда ошибочно принимаются как интересы государства. Благодаря внедрению административной юстиции, нам удалось переломить данную тенденцию, но работы, конечно же, еще много», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Очевидно, что для успешного проведения реформы необходимо создать соответствующую почву в виде социальных, политических и социально-экономических условий. В противном случае все попытки реформирования рискуют остаться безуспешными.
«Судебная реформа — это важнейший критерий правового государства, базис инвестиционной привлекательности, обеспечения охраны права частной собственности. Новые подходы к реформированию судебной системы должны обеспечить дальнейшее укрепление независимости судей, укрепить доверие общества к судам, стимулировать привлечение к отправлению правосудия новых профессиональных кадров, повысить удобство и эффективность судебного процесса», — отметил Глава государства.
В этом году Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей РК». Поправки направлены на укрепление независимости судей. В частности, предусматривается образование межрайонных судов путем объединения районных судов. При этом преобразуются должности председателей районных судов в судейские должности.
Критериями для объединения судов являются: расстояние между районными центрами; плотность населения; нагрузка дел на районный суд; оснащенность суда и т. д.
Предлагается внедрить элементы выборности председателей судов самими судьями через расширенное пленарное заседание областного суда.
Из перечня полномочий председателя ВС РК исключаются полномочия по внесению представления о прекращении полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов республики. Функция передается в ведение Высшего судебного совета.
Кроме того, предлагается передать Академию правосудия из ведения Верховного суда в ведение Высшего судебного совета с 15 июля 2024 года.
Вместе с тем предусматривается, что специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судей могут быть проведены только с санкции Генерального прокурора. Тем самым будут исключены инструменты давления на судей со стороны правоохранительных органов.
Также Президентом страны подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процессуального законодательства и реформирования судебной системы».
Главой государства ранее было поручено обеспечить принятие апелляционной инстанцией решения по существу, без возврата дела в первую инстанцию. Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, то суд апелляционной инстанции должен принять дело в свое производство без возврата в первую инстанцию и рассмотреть его по правилам суда первой инстанции.
Это уменьшит волокиту, снизит количество судейских ошибок, обеспечит единообразие судебной практики, а также позволит быстро восстановить нарушенные права граждан и предпринимателей.
Нина НИКИТИНА