Снижение утильсбора: что это даст? - «Кызылординские Вести»

Снижение утильсбора: что это даст?

06.03.2022

1672 0

8

Утилизационный сбор – одна из самых обсуждаемых тем в нашей стране. На брифинге в Службе центральных коммуникаций представители Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК и Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, а также АО «Жасыл даму» рассказали о снижении ставок утильсбора на 50 процентов на автотранспортную и сельскохозяйственную технику.

В частности, по пересмотру ставок утильплатежа, принято решение об его обнулении на кабельно-проводниковую продукцию и на рекреационную технику – квадроциклы, снегоходы и болотоходы, в связи с отсутствием собственного производства в Казахстане. Такое же решение предлагается принять по седельным тягачам. По ставкам на автотранспортную и сельхозтехнику ситуация несколько иная. В связи с тем, что в стране уже есть собственные предприятия, занимающиеся производством техники крупноузловым и мелкоузловым методами, утильсбор в настоящее время является инструментом защиты внутреннего рынка.

– Это не уникальный для международной практики прецедент, так как в мире применяются различные методы защиты собственного рынка: от полного запрета импорта до ограничительных мер в виде увеличенной таможенной пошлины или экосбора, – сказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев.

В связи с этим ставки утильплатежа решено сохранить на уровне 50 процентов от действующих. При этом глава департамента госполитики в управлении отходами Минэкологии Мансур Ошурбаев пояснил, что новые ставки пока в силу не вступили. Произойдет это только после принятия соответствующего приказа, который сначала должен пройти все процессуальные нормы. Эта работа уже началась.

В то же время Марат Карабаев развеял миф о введении утильсбора для прямой поддержки автопрома.

– Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам. Это неправда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утильпошлины. Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но затем уплаченные деньги он получает обратно. Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя. Новые автомобили, комбайны и тракторы, производимые в Казахстане, продаются без утильсбора в цене. В отношении отечественного автомобиля – покупатель платит, затем свои деньги возвращает, только потом получает бумагу об уплате утильсбора. И лишь после этого машина поступает на рынок РК. Это не является субсидированием, это возврат собственных уплаченных средств, которые еще пару недель, а иногда и несколько месяцев находятся на счетах АО «Жасыл даму», ранее РОПа. Мы хотим поменять законодательство таким образом, чтобы действовал метод зачета, – сказал Марат Карабаев.

Давайте разберемся в том, что же собой представляет утильсбор, как он проводится в других странах и почему к нему такое внимание в Казахстане? Во многих странах Европы утилизационного сбора нет. Этим вопросом занимаются крупные автомобильные компании или импортеры. Когда приходится отдавать машину на переработку, владелец не платит ничего, даже может получить прибыль от продажи переработанного металла, например.

Уникальную систему утильсбора разработали в Японии. Человек покупает автомобиль, новый или подержанный, и платит утилизационный сбор как потенциальный конечный владелец. Но если он не экспортирует транспортное средство, а продает, получает деньги обратно, потому что уже не является конечным владельцем. К сумме возврата начисляются проценты от государственных облигаций.

В Норвегии при постановке на учет автомобиля человек платит за утильсбор примерно 120000 тенге, а когда привозит авто на переработку, ему выплачивают 150000 тенге за фактическую утилизацию. То есть получает больше, чем платит за сбор.

В Казахстане суммы сборов зачастую достигают стоимости приобретаемого автомобиля, что делает его дороже в два раза. Например, на легковые авто установлен сбор в коридоре от 437 тысяч до 3,3 миллиона тенге в зависимости от технических характеристик.

Помимо этого, покупатели при ввозе легкового транспорта из зарубежья должны оплачивать первичную регистрацию, расходы на установку кнопки глонасс в рамках технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Причем большую часть собранных утилизационных платежей занимают именно сборы по импортированным авто. В итоге автопарк в стране сокращается и устаревает.

Как известно в Казахстане последние пять лет утильсбором занималась частная компания «Оператор РОП». Надо сказать, финансовая сторона деятельности монополиста по сбору утилизационных платежей до сих пор остается загадкой. По данным Союза независимого автобизнеса Казахстана, с начала работы компании «Оператор РОП» общая сумма собранного утилизационного сбора составила более 614 миллиардов тенге.

Наибольший приток платежей приходится на импортеров транспортных средств — 288 миллиардов тенге. На втором месте по уплате сбора — производители транспортных средств с 248 миллиардами тенге. Далее идут производители сельскохозяйственной техники — 35 миллиардов, производители и импортеры автокомпонентов — 33,9 миллиарда, производители и импортеры отходов упаковки — 604 миллиона, производители и импортеры кабельно-проводниковой продукции — 110 миллионов тенге. В то же время цифры по расходам оператора за указанный период полностью не раскрыты.

 11 января после выступления на заседании Мажилиса Парламента РК Президента страны Касым-Жомарта Токаева уполномоченный орган, а именно Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, официально объявило о том, что функции по утильсбору передадут АО «Жасыл Даму». Из открытых источников известно, что акционерное общество создано десять лет назад путем реорганизации Казахского научно-исследовательского института экологии и климата Министерства охраны окружающей среды, работавшего с 1951 года.

Конечно же, многих автовладельцев волнует вопрос суммы первичной регистрации автотранспорта в налоговых органах. Она зависит от размера МРП и возраста автомобиля. В 2022 году: до 2 лет, включая год выпуска – 0,25 МРП (766 тенге), от 2 до 3 лет, включая год выпуска – 50 МРП (153 150 тенге), от 3 лет и выше, включая год выпуска – 500 МРП (1 531 500 тенге).

В областном департаменте государственных доходов пояснили, что налоговые ставки на первичную регистрацию автомобилей выросли только согласно дифференциации МРП. Иными словами, налог на «первичку» строго привязан к месячному расчетному показателю, который в 2022-м, по сравнению с прошлым годом, увеличился на 146 тенге (3 063 против 2 917 тенге). Ставки остались прежними.

Кроме того, после передачи полномочий и активов от ТОО «Оператор РОП» в АО «Жасыл даму» Правительство страны изучает возможность направления аккумулированных средств на возобновление программы льготного автокредитования, пользовавшейся большой популярностью у граждан. Перечень и содержание всех льготных программ будут изучать рабочие группы с участием экспертов и общественности.

Помнится, в конце прошлого года был ажиотаж на автомобильном рынке Кызылорды. В автосалонах новых машин в наличии практически не было. Желающих их приобрести включали в лист ожидания, и людям приходилось ждать пару месяцев. Корреспондент «КВ» объехала несколько автомобильных салонов Кызылорды и убедилась, что сейчас ситуация изменилась, ажиотажа нет. Что касается цен, то приходится констатировать, что в среднем они повысились на 200 тысяч тенге. Да и автодилеры навязывают покупателям машины полной комплектации, со всякими «допами» (дополнительные возможности) по максимальным расценкам. Но радует, что в некоторых салонах есть специальные предложения. Например, в рамках программы Trade-in есть возможность включить стоимость своей старой машины в сделку при покупке новой или даже подержанной машины.

Мониторинг цен на специализированных сайтах Кызылорды показал, что за последнее время существенно выросли цены и на подержанные автомобили. В ежедневной продаже стоит не менее двух тысяч «железных коней» российского производства. Машины из соседней страны до 2010 года выпуска еще можно найти по приемлемым ценам, а авто, как говорится, «помоложе», дороже вдвойне. ВАЗ-2114 с полумиллионным пробегом стоит от миллиона тенге. А за новые ВАЗовские модели вроде «Ларгуса» или «Весты» (начиная от 2018 года выпуска) владельцы просят от пяти и выше миллионов тенге.

Выросли цены на всемирные бренды. Например, за автомобиль «Toyota» класса седан до 2010 года выпуска в среднем предлагают пять миллионов тенге. Более или менее «свежие» автомобили стоят в два раза дороже.

Подведем итог. Ставку утильсбора решено снизить на 50 процентов на все автомобили и сельхозтехнику. Теперь главный вопрос, который волнует всех – снизятся ли цены на казахстанские и импортные авто после снижения ставок утильсбора?

Как сказал на брифинге СЦК вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев, поскольку на отечественную автомобильную технику утильсбор не действовал, как было, так и останется. А вот от поставщиков импортных авто они ожидают снижения цен.

Как это будет на деле, покажет время. 

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: