Слово о друге — «Кызылординские Вести»

Слово о друге

17.04.2021

428 0

Одним из моих лучших друзей детства и юности является Тыныштык Темирбаев. Он родился 16 апреля 1950 года на берегу Аральского моря. По рассказам родителей при рождении ребенка произошёл забавный случай. В лодке отец спешно работал вёслами, торопясь быстрее доставить мать в больницу морского посёлка Муйнак, находящегося в пределах 10 километров от рыбозавода Уч-Сай. Благо, что на море стоял полный штиль, который благоприятствовал появлению на свет малыша. Именно с этого момента его дальнейшая жизнь была связана с морем. Тыныштык очень любил его, море было его родной стихией. Еще подростком он вместе со взрослыми выходил в море, помогал во всем опытным рыбакам.

Муйнакский залив тогда бороздили рыболовные суда, большие портово-транспортные судна, фрегаты, сейнеры, катера, мотофелюги и моторные лодки. К порту Уч-Сай швартовались морские буксирные теплоходы: «Коммуна» – флагман северной Аральской флотилии, «Киров», «Панфилов», «Нахимов», «Макаров», «Бутаков» с пассажирами на борту. Они тянули на буксире от 2-х до 7 морских барж грузоподъемностью 450-500 тонн, груженные лесом, углем, металлом, мукой, зерном, горюче-смазочными материалами и другими материалами народного потребления. Они шли с севера Аральского моря с порта Аральск, преодолевая по фарватеру 519 километровый морской путь в течение 2-3 суток. Бывали случаи, когда сильные штормы доходили до 6-7 баллов по шкале Бофорта, обрывались стальные гибкие канаты (тросы) тридцатимиллиметровой толщины. И караван судов был вынужден бросать якоря и ожидать, пока затихнет шторм. В таких случаях плавание продолжалось до четырех суток. Морские баржи после выгрузки грузов в порту Уч-Сай загружались хлопковым волокном, саксаулом, овощными и рыбными консервами и другими материалами, которые поступали на речных баржах, буксируемых колесными пароходами с речных портов Чарджоу, Хорезма, Ходжейли и Кунграда (из Туркмении и Узбекистана). Морская жизнь бурлила, как и само море. Гудки речных пароходов, плавучих паровых кранов, протяжные сигнальные сирены морских катеров, звуки ударов при столкновении барж о причал, грубые окрики капитанов судов, шкиперов барж, бригадиров грузчиков и береговых матросов пристани – всё это олицетворяло собой своеобразную симфонию труда.

Наше беззаботное детство прошло на берегу моря, рядом с рыбозаводом и портом. Тела у нас были шершавыми от солнечного загара и морской воды. Мы купались в море, валялись в песке, играли в прятки, асыки… Одной из любимых игр зимой был хоккей. Муйнакский залив полностью замерзал. Нам не составляло особого труда сделать ледовую площадку. Лопатами и вениками мы очищали лед от снега, и хоккейное поле было готово. Играли допоздна, возвращались домой мокрые. Мы всегда с Тыныштыком были вместе. Он был организатором многих новых интересных игр. В школьные годы хорошо пел и играл на гитаре, много читал, сочинял стихи на русском языке.

Тыныштык окончил среднюю школу с серебряной медалью. Затем работал матросом-мотористом и помощником механика на катерах «Стахановец», «Примерный», «Шторм». Отработав около года, решил поступить на подготовительное отделение Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта.

После окончания института молодой специалист начал работать дорожным мастером Кунградской дистанции пути на станции Абадан Каракалпакского отделения Среднеазиатской железной дороги. Потом был выдвинут на должность ревизора по безопасности движения поездов по пути и путевому хозяйству, начальника отдела пути, секретаря железнодорожного узлового комитета комсомола. Занимая эти должности, Тыныштык накопил большой опыт работы с людьми. Проработав два года завотделом промышленности, транспорта и строительства Кунградского райкома Компартии Узбекистана, в 1985 году он по направлению поступает в Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС. После учебы вечерами работал слесарем на одном из заводов Ленинграда, чтобы отправлять заработок семье в Кунград.

После окончания партшколы в 1987 году Т.Темирбаева направляют первым секретарем райкома партии в самый отсталый Муйнакский район Каракалпакской автономной республики. Чего скрывать, это был глухой уголок. Район находился в самом эпицентре экологической катастрофы. Обмеление моря несло отрицательные последствия не только экономического и экологического характера, но и социального, демографического и медицинского. В многовековой истории Приаралья наступил критический перелом. Предстоял титанический труд по преодолению создавшихся в результате экологического бедствия трудностей.

Уроженец Муйнака, бывший моторист катера, бороздивший когда-то по полноводному Аралу, вернувшись домой, не узнал отчий край. Негодование и боль запали ему в душу. Молодой первый секретарь райкома партии сразу же погрузился в нескончаемый водоворот насущных проблем.

… Я знаю, что без жалости сражаться,

Надо нам с тобой Арал.

И в борьбе победы добиваться,

Чтоб край родной наш процветал.

Эти строки из стихотворения Т.Темирбаева «К Аральскому морю» прозвучали как сыновний долг, как клятва перед тружениками высохшего Арала. Первым долгом было социально-экономическое развитие края. Тыныштык Мурзагулович умело и грамотно направлял работу первичных партийных организаций, руководителей всех отраслей народного хозяйства района на преодоление проблем. Была организована и усилена работа по благоустройству района, города Муйнака, улучшению санитарного состояния улиц и дворов, дорог и тротуаров. Заметно активизировалась работа райгорисполкомов, следовательно, и домоуправлений, учреждений и промышленных предприятий. Большое внимание было уделено сельским округам. Были заасфальтированы грунтовые дороги, подведены водовод и газопровод. Был установлен обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны солдат. Зимой 1988 года по указанию Тыныштыка Мурзагуловича в Муйнаке были установлены постаменты с двумя морскими судами «Лебедь» и «Мелиоратор». Это было сделано для истории, для будущего поколения в память о том, что здесь было море. О существовании моря также упоминал экологический музей, организованный на базе портового двухэтажного клуба. Приезжавшие в Муйнак иностранные делегации, были поражены катастрофическим состоянием Арала.

Здесь уместно отметить роль первого секретаря Каракалпакского обкома Компартии Узбекистана, поэта, народного депутата СССР Какимбека Салыкова, которому понравились напористый характер и целеустремленность эрудированного, трудолюбивого молодого партийного вожака. Он поддерживал инициативы и начинания Т.Темирбаева. Всегда помогал дельным советом.

В 1989-2004 годы Т.Темирбаев занимал должности ответорганизатора отдела организационно-партийной и кадровой работы ЦК Компартии Узбекистана, первого секретаря Кунградского райкома партии, начальника Приаральского отделения Среднеазиатской железной дороги, начальника Приаральского филиала Госинспекции (УЗГосЖелдорнадзор). В феврале 2004 года он вернулся на историческую родину в Казахстан, и приступил к выполнению обязанностей замдиректора Алматинского отделения магистральной сети. Через два года был переведен главным ревизором департамента безопасности движения поездов в Алматинском регионе. После ухода на заслуженный отдых Т.Темирбаев был назначен директором ТОО Алматинского транспортного колледжа. В этом учебном заведении Тыныштык Мурзагулович передавал молодым специалистам свой богатый опыт работы на железной дороге.

Таков интересный и насыщенный жизненный и трудовой путь Т.Темирбаева. Где бы он ни работал, везде ярко проявлялся его талант, как умелого организатора и принципиального руководителя. Как вспоминают его коллеги по работе, он был очень требовательным, честным и справедливым. Общественные интересы всегда ставил выше личных. Не рвался к власти или богатству.

Т.Темирбаев награжден знаком «Почетный железнодорожник СНГ», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Каракалпакстан, избирался депутатом Верховного Совета Республики Каракалпакстан двух созывов, депутатом Олий Мажилиса Республики Узбекистан. Удостоен звания «Заслуженный работник транспорта».

Конечно, мое повествование было бы неполным, если не упомянуть супругу Тыныштыка. Его верная спутница, хранительница домашнего очага, мудрая и добрая Гульжибек Галлыевна всю жизнь была любимому мужу надежной поддержкой и опорой. Как нитка за иголкой, она безропотно следовала за мужем, озаряя ему путь своей добротой и теплотой. Инженер-экономист путей сообщения, она делила с ним все тревожные события, проблемы, возникающие на железной дороге. Супруги вырастили и воспитали троих детей, радуются внуку и внучкам.

Как говорил советский педагог-новатор В. Сухомлинский: «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Все трое детей, выросшие в интеллигентной семье, не могли не перенять черты характера и навыки своих родителей. Каждый из них нашел свой жизненный путь, у каждого своя семья, дети. Дело своих родителей успешно продолжает старший сын, выпускник ТашИИТ Кулан. Он работает генеральным директором ТОО «Логистика и технический сервис». Младший сын Тимур окончил Казахскую Академию транспорта и коммуникации имени М.Тынышпаева и магистратуру этого же учебного заведения. Высококлассный специалист сегодня занимает должность ведущего инженера-программиста Алматинской железной дороги. Дочь Акмарал окончила Казахский Национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова. Она врач, акушер-гинеколог, хирург высшей категории.

Сейчас нам с Тыныштыком за семьдесят. В преклонном возрасте часто вспоминаешь о сверстниках, школьных, студенческих друзьях и приятелях. В часы уединения, когда на душе грустно и тоскливо, когда просыпается ностальгия по малой родине, по прошлому, я перелистываю книгу моего друга «Моей судьбы стальное полотно», фотоальбом школьных, студенческих времен. Оттуда на меня смотрят юные лица, видные и пылкие джигиты. С тех пор прошло более полувека. Жизнь разбросала нас по разным уголкам нашей необъятной страны. С годами поредели наши ряды. Но жизнь продолжается. Большие расстояния нисколько не влияют на наши дружеские и человеческие отношения, наоборот, они год от года крепчают. Мы часто созваниваемся с Тыныштыком по телефону. Бывают редкие встречи в Аральске и Алматы.

«Блажен тот, кому повезет с верным другом», – писал древнегреческий драматург Менандер. Мне очень повезло в этом отношении. Я горжусь своим другом, славным человеком, подвижником возрождения Аральского моря Тыныштыком Темирбаевым. Долгих лет жизни и дальнейшего семейного счастья, мой настоящий, надежный и верный друг детства и юности!

Анес АУЕЗОВ, 
отличник просвещения Казахской ССР, Почетный гражданин Аральского района, член Союза журналистов Казахстана

Читайте также: