Одна из наиболее распространенных черт человеческой натуры – тяга к путешествиям, всегда интересно узнать, как живется на другом конце земного шара. И если жизнь в Америке, Англии, Китае или Турции более-менее на слуху, то размеренно-спокойная Швеция не так знакома и понятна. Уроженка Кызылорды Юлия Хиллер (на снимке) вот уже несколько лет проживает в шведском городке Эстерсунде, а посему может многое рассказать об этой скандинавской стране. Ей слово.
– Живя в родной Кызылорде, я и не предполагала, что когда-нибудь перееду жить в далекую Швецию. Училась в 198 школе, а университет заканчивала в Алматы (КазУМОиМЯ имени Абылай хана). Все произошло само собой. Впрочем, обо всем по порядку.
Переезд и адаптация в незнакомой стране
В Казахстане у меня была школа визажа. Мой будущий супруг нашел меня по интервью на одном из форумов. С 2011 года в течение четырех лет мы вели онлайн-переписку. А когда находилась в Таиланде на трехмесячном бизнес-тренинге мы решили «развиртуализироваться», состоялась первая наша встреча. Потом он приезжал к нам, а я – в Швецию. Поженились в Казахстане, и я начала готовиться к переезду. В тот период в Скандинавских странах, как и по всей Европе, было очень много беженцев. Документы оформляли долго: год ждала только вида на жительство. Со временем все утряслось, и вот уже почти шесть лет как живу в Швеции, воспитываю с супругом двух дочерей-погодок.
Еще до переезда я решила, что не стану тратить время на получение местного образования для официального трудоустройства. На родине, как уже упомянула, занималась визажом, осваивала копирайтинг, здесь стала веб-мастером. Веду сетку телеграм-каналов, онлайн-школу веб-мастерства, занимаюсь инвестициями в сайты, их разработкой и продвижением. То есть, вся работа ведется онлайн.
По профессии я переводчик (английский и итальянский языки), но еще во время учебы в Алматы скупала учебные пособия по шведскому и норвежскому языкам. Поэтому язык выучила легко. Правда, ощущается недостаток офлайн-общения, сыграл свою роль и декрет. К слову, он здесь один из самых продолжительных в мире – свыше 400 дней, и что характерно, выйти в оплачиваемый декретный отпуск могут и мужчины.
Когда приезжаешь в другую страну уже в сознательном возрасте и не проходишь все положенные этапы социализации: школа-институт-работа, это не может не сказаться. В планах – получение шведского диплома, тем более что здесь образование бесплатное, и стипендия приличная – около 1000 долларов. А таким как я – семейным с детьми, – еще и повышенная.
Сильная «социалка» и высокие налоги
Говоря о высшем образовании, хочу отметить, что здесь обучение больше не коллективное, как у нас – лекции, пары-семинары, а в ходу индивидуальная работа. Учиться довольно тяжело, поскольку требования высокие. Очень востребованы IT-специалисты, их здесь много из других стран. Хедхантеры, кстати, за хорошего специалиста получают внушительную премию – около 10 тысяч долларов.
Швеция считается страной высоких налогов. Я, например, открыв здесь ИП, 60 процентов своих доходов отдаю на налоги. Зато эта страна – социальный рай, здесь выплаты положены практически на каждом шагу! То есть, платя высокие налоги люди знают на что они идут: хорошие дороги и инфраструктура, отличные условия социальной защиты, качественная медицина, полностью бесплатная для детей до 18 лет и недорогая для взрослых. Говоря про медицину не могу не отметить тот факт, что Швеция одна из немногих стран, где нет страховки и, соответственно, огромных взносов за нее.
После двух лет проживания в Эстерсунде я попала в больницу с пиелонефритом. Так получилось, что у меня к тому времени еще не было местного ID (аналог казахстанского ИИН), поэтому приняли как гражданку Казахстана. В итоге за пять дней пребывания моим родителям выставили счет аж в три тысячи евро! Между тем, для местных существует фиксированная сумма, все услуги выше которой оказываются бесплатно. А еще здесь платные и очень дорогие стоматологические услуги, поэтому местные стараются лечить зубы в странах СНГ или Прибалтики.
В Швеции предусмотрено столько социальных выплат, что я всех и не помню. Например, если у детей остается только один из родителей (смерть или развод), государство помогает оплачивать жилье, которое почти все арендуют, помогает с другими расходами. Образование, медицина и все такое – для детей полностью бесплатное, на каждого из детей предусмотрены довольно крупные суммы выплат обоим родителям. Эмигрантов бесплатно учат шведскому языку. Если человек вышел в декрет, то работодатель оплачивает ему долгое время 80 процентов зарплаты. Уволенным работникам в течение 6 месяцев выплачивается зарплата, так что можно спокойно трудоустраиваться, выбирая место по душе.
В приоритете – семья и домашний уют
Жизнь в Швеции подойдет людям с открытыми взглядами, то есть не патриархальным. Здесь никто никого не обсуждает и не осуждает, все живут своей жизнью. Очень высокие семейные ценности. А вот кому здесь может не понравиться, так это очень активным экстравертам, кому-то не нравится здешний климат.
В Швеции ценят качество жизни, такой уж менталитет у шведов. И мужчины, и женщины очень ценят уют и домашний очаг, любят готовить, украшать дома гирляндами, светильниками и прочими. По вечерам на улицах людей очень мало, все общаются дома с родными.
Да, в работе здесь нужно быть перфекционистом, но в отличие от тех же стран Азии, переработки не приветствуются. Рабочий день заканчивается рано, и люди идут забирать детей из школ и детских садов.
Чего не хватает на чужбине
Конечно, в первую очередь, – нашей еды. Не скажу, что я прямо заядлый едок, но во время беременности очень скучала по нашему лагману, плову, бешбармаку, казы, по маминым пельменям. Очень хотелось и наших корейских блюд. Да, в Стокгольме можно заказать национальные продукты, в том числе из онлайн-магазина, но это все же не то.
Практически все эмигранты из Казахстана ностальгируют по отечественным продуктам. Еще не хватает дружеского общения, знакомых лиц. Здесь есть сообщества эмигрантов в соцсетях, в магазинах и библиотеках можно найти книги на русском языке. Сейчас я думаю о том, как бы социализироваться и найти друзей и единомышленников.
Естественно, цены после казахстанских видятся далеко не копеечными. Как-то, когда мне понадобилось съездить в другой конец города, приценилась к такси и поняла, что цена далеко не гуманная. Вспомнила родную Кызылорду и Алматы, где можно договориться по доступным расценкам.
Записала Мария УМАРОВА