Наурыз, Новруз, Нооруз, Науруз байрам – у всех народов светлый весенний праздник обновления природы звучит по-разному, но суть его для всех одна. Это праздник обновления природы, торжества любви и плодородия, который по восточному календарю совпадает с днем весеннего равноденствия. Это особенный праздник, традиции которого направлены на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, сердечности.
Наурыз – это один из самых древних праздников, его история насчитывает более пяти тысячелетий. О Наурызе упоминается в трудах античных и средневековых авторов, о нем писали поэты и мыслители Востока Махмуд Кашгари, Абу Райхан Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям.
В Казахстане первое упоминание о Наурызе относится к 1720 году – периоду правления Тауке хана и связано с именем Толе би. Немало строк этому прекрасному празднику посвятили выдающиеся казахские поэты и писатели Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Сакен Сейфуллин. Ученый и поэт Машхур Жусип писал о Наурызе: «Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом, – наурызнама. В эти дни хаджи читают посвященную Наурызу книгу «Салдама».
В советскую эпоху праздник Наурыз был незаслуженно предан забвению. Коммунистическая идеология усмотрела в нем религиозный смысл и как пережиток прошлого, противоречащий устоям Советского государства, в союзных республиках он был запрещен.
Об истории происхождения праздника рассказал ученый, доктор философии, руководитель отдела регионального центра «Рухани жаңғыру» Даулет Омаров:
– Наурыз не имеет ничего общего с религией. Традиция празднования Наурыза у народов Востока возникла задолго до возникновения ислама и принятия мусульманства. Существует несколько календарей, в том числе, и иранский. Согласно этому календарю, жители древних азиатских стран вели годовой отсчет не с зимы, а с момента прихода весны. Эта традиция отражена и в самом названии праздника – ведь слово «новруз» в переводе с фарси означает «новый день».
Это общенациональный праздник народов Востока. В истории человечества насчитывается несколько больших праздников, которые отмечаются либо повсеместно, либо в регионах, объединенных одними и теми же культурными традициями. К таким относится праздник Наурыз, который знаменует собой наступление одного из главных астрономических циклов – наступление весеннего равноденствия.
Происхождение праздника связано с поклонением Солнцу. Зороастризм, древнейшая религия Востока, была основана на поклонении огню. Люди в те времена почитали Солнце и его земное проявление – огонь. И весеннее равноденствие являлось для них моментом, когда Солнце (или полуденный дух) побеждало зимний холод и полностью вступало в свои права. По сей день жизнеутверждающий, веселый и яркий праздник Наурыз у некоторых народов сопровождается разведением костров.
Официально Навруз стал отмечаться с IV века до н.э. последователями зороастризма в Ахеменидской империи, основанной этой персидской династией на территории Азии и части Европы, и которая простиралась от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, и от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. После исламизации Ближнего Востока праздновать Навруз не прекратили, но отмечают его только представители народов, живших здесь до прихода арабов, до распространения ислама и возникновения Арабского халифата.
Арабы Наурыз не празднуют. В Турции официальное празднование Наурыза было запрещено с 1925 года по 1991 год, в Сирии этот праздник до сих пор под запретом.
«В качестве весеннего праздника на протяжении более трех тысячелетий Наурыз празднуют около 300 миллионов человек, проживающих на Балканском полуострове, на побережье Черного моря, Кавказе и Центральной Азии, странах Востока», – говорится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2010 года. А еще раньше в 2009 году праздник Наурыз был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Наурыз шагает по Планете
Наурыз у разных народов празднуется, в целом, очень похоже. Во всяком случае, традиции в Азербайджане, Индии, Афганистане, Турции и в странах Средней Азии имеют общие корни. Многие традиции связаны именно с праздничным застольем.
В Азербайджане Навруз байрам – это государственный праздник и 21 марта здесь всегда объявляется выходным вне зависимости от того, на какой день недели выпадает.
В первый день праздника принято не только обмениваться пожеланиями добра, но и угощать родных, соседей, друзей и даже обычных прохожих какими-либо вкусностями – как правило, это сладости. Каждый день Новруза стоит начинать с чего-то сладкого.
На праздник хозяйки всегда готовят пахлаву. Это сладкое кушанье из теста имеет несколько слоев. Есть и другие традиционные для этого праздника блюда. Например, гогал (круглая слоеная булочка) представляет собой Солнце, а шекербура (сдобные пирожки) – Луну. Праздничный стол обязательно украшается блюдом с пророщенными зернами пшеницы (ее принято украшать алой лентой) – сямяни.
Еще один обычай, связанный с Новрузом, касается денег. Не стоит давать их в долг, пока не закончатся праздничные дни. Иначе вы рискуете снизить свое благосостояние в наступающем году.
В первый праздничный день люди стараются быть дома, чтобы чувствовать родные стены и видеть своих близких. Существует поверье, что если в первый день празднества человек оказывается где-то далеко от дома, то он семь лет его не увидит.
Кроме того, если вы не хотите, чтобы следующий год принес вам разочарование и беды, в праздничные дни нельзя обижать кого-либо или обижаться самому, сквернословить, говорить неправду, сплетничать, грустить, замышлять что-то недоброе. Неряшливость и небрежность в эти дни не одобряется. Если в доме грязно, то и за весь год сюда счастье не заглянет.
В Узбекистане Навруз отмечают в течение тринадцати дней. Здесь верят, что дела, которые человек совершил во время тринадцати дней Навруза, будут продолжаться им весь год. Поэтому принято прощать друг другу долги, жить со всеми в мире.
Согласно народным поверьям, очень многое в этот праздник зависит от прихода в дом первого человека. Первый гость нового года должен обладать тихим и добрым характером, быть с хорошим чувством юмора, с добрым именем и репутацией, а самое главное – иметь «счастливую ногу», то есть приносить в дом удачу.
Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане остается новогоднее угощение «сумаляк» – кушанье, приготовленное на дровяном огне из муки и пророщенных зерен пшеницы, иногда с добавлением пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье. В этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят нишалду – сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми кореньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов.
Еще с древних времен в Узбекистане на Навруз устраивались большие народные гулянья, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Многие традиции дожили и до наших дней. После празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов.
Кыргызы называют праздник «Нооруз». Если в этот день рождается ребенок, то ему непременно дают имя по названию месяца, а если выпадает снег, то это считается добрым знаком.
В каждом доме расстилают «дасторкон» – белую скатерть, на которой расставлены различные яства. В некоторых домах, как это было раньше, для угощения соседей готовят традиционную похлебку, именуемую в народе «сумелек» из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводят в порядок жилье, расплачиваются с долгами, мирятся со всеми, с кем были в ссоре.
У туркмен с древним весенним праздником связаны некоторые приметы, которые и сегодня популярны в народе. Например, считается, если в Навруз будет пасмурно, то такая погода продержится до июня. Если в Навруз идет снег или дождь – год будет урожайным.
Урожай фруктов будет богатым, если в Навруз ветки фруктовых деревьев сочатся. Урожай зерновых будет обильным, если в Навруз погода будет холодная.
Молодежь отмечает приход весны традиционными играми и состязаниями на свежем воздухе. Именно на дни празднования Навруза назначаются первые скачки нового сезона, в эти же дни проводятся первые бои среди пастушьих волкодавов – алабаев. Появилось также одно новшество: теперь в Туркменистане именно в период проведения Навруз байрама отмечается день Женщины, день Матери, что говорит о признании женщины в жизни общества.
Наурыз – любимый праздник казахстанцев
Празднование Наурыза возобновилось в Казахстане в 1988 году. Официальное признание он получил 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны «Наурыз мейрамы» и стал одним из любимых праздников казахстанцев.
День весеннего равноденствия казахи считали началом нового года и называли «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день народа). В этот день прекращались войны, а аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов.
Наурыз был главным праздником в степи. Радуясь весне, казахи говорили «қыстан шықтық» – вышли из плена зимы. «Все ли живы? Сохранили ли скот? – первые вопросы, которые они задавали друг другу, встретившись после зимы, потому как скот – главное богатство кочевника и от того, удалось ли сохранить поголовье, как пережили зимовку домашние животные, зависело будущее благосостояние степняков. С наступлением тепла аул покидает зимовье и отправляется на весеннее пастбище жайляу – так начиналось летоисчисление кочевников.
Празднества в честь Наурыза длятся в течение всего месяца. Стартует Наурыз с праздника «Амал», который отмечается 14 марта. По сути, это праздник наступления весны. Именно в это время солнце по своей орбите подходит к звезде Амал (по-арабски «хамаль»). Таким образом, получается, что Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год. Этот праздник еще называют «Көрісу» или, как говорят у нас, «Қауышу», что в переводе означает «свидеться».
В старину в этот день наши предки, проснувшись с восходом солнца, ставили на огонь казан, погрузив в него оставшееся с зимы мясо, справлялись о здоровье друг друга, прощали обиды. В этот день молодежь просит благословения у аксакалов. По традиции за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. Чтобы встретить гостей как положено, в каждом доме варилось мясо, жарились баурсаки, накрывался щедрый стол. А вообще, «Амал» и «Көрісу» – это исконно казахская традиция. Есть даже примета: чем раньше тебя поприветствуют и поздравят, тем больше счастья принесет новый год. В этот день принято прощать друг другу обиды и одеваться в лучшие наряды.
Ночь накануне 22 марта называлась «Қадыр түні» (Ночь благословения). По традиции в эту ночь люди бодрствовали – ждали Кыдыр ата, святого белобородого старца с посохом, который приносит благополучие, счастье, удачу. По поверью, он благословит дом, в котором царят чистота и помыслы хозяев благородны. И потому накануне праздника женщины приводили в порядок жилища, украшали юрты нарядным убранством, мужчины чистили территории стоянок, вычищали источники и водоемы, сажали деревья. Как говорится в народе: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево – посади десять!».
В ночь на 21 марта вся посуда, имевшаяся дома, наполнялась молоком, айраном, зерном или ключевой водой. Не случайно одно из пожеланий на Наурыз – «Ақ мол болсын!». Добрым обычаем, принятым в народе, является наурыз-бата – аксакалы, напутствуя молодых, дают им свое благословение.
Особенно радовалась празднику молодежь. Ставились алтыбаканы (качели), собирались молодые люди с соседних аулов. Джигиты дарили девушкам кольца, сережки, зеркальца. Этот обычай назывался «селт еткізер». Если девушка принимала ухаживания джигита, она приглашала его отведать особое блюдо – «селт еткізер». Весна – пора любви. Взаимная симпатия, нежные чувства молодых с благословения старших часто завершались свадебным тоем.
Существовало большое количество фольклорных произведений, исполняемых на Наурыз, например, жарапазан – куплеты шутливого характера. Его исполняли обычно подростки. Останавливаясь возле каждого дома, они обращались к хозяевам с добрыми пожеланиями, за что их одаривали подарками, сладостями.
Считается, что богатый и щедрый дастархан на Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Главное блюдо – наурыз-коже. Оно обязательно должно было состоять из семи компонентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки и молоко, символизирующие счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. У каждой хозяйки свой рецепт приготовления наурыз-коже. По обычаю, в этот день надо досыта отведать этого блюда, тогда весь год проведешь в достатке и сытости.
Празднование Наурыза всегда сопровождалось играми, состязаниями, традиционными скачками, развлечениями. В праздничном веселье мог участвовать каждый, независимо от пола, возраста, социального статуса. Особенно популярны были состязания в беге, причем, непременно босиком. Считалось, что таким образом бегуны получают от весенней земли новые силы и жизненное тепло. Известными и любимыми в народе являются игры «Айқыш-ұйқыш» (Навстречу друг другу) и «Аударыспақ» (Перетягивание из седла). Практически забытый вид состязаний – спортивная борьба между юношей и девушкой. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то получит право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен исполнить любое ее желание. Родившихся в этот день мальчиков называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек – просто Наурыз или Наурызгуль.
В настоящее время Наурыз стал олицетворением единства, мира и дружбы всех народов, проживающих в республике. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков добрые обычаи и традиции. Душевная щедрость, гостеприимство, дружелюбие, уважительное отношение к старшим – качества, присущие нашему народу.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА