Школа искусств – это не кружок - «Кызылординские Вести»

Школа искусств – это не кружок

17.02.2026

13 0

10

В старом центре Кызылорды в неприметном двухэтажном здании располагается единственная в городе Школа искусств. Пару лет назад учебному заведению было присвоено имя Мулькамана Калауова. Талантливый музыкант, кюйши и педагог в середине прошлого столетия из самодеятельных творческих коллективов области создал профессиональный ансамбль песни и танца «Сыр сұлуы», слава которого простиралась за пределами республики.

Детская музыкальная школа, а именно под таким названием была известна нынешняя Школа искусств в советскую эпоху, имеет богатую историю, которая насчитывает почти восемь десятилетий. Не одно поколение школьников, в числе которых и автор данной публикации, бегали сюда учиться играть на фортепиано, баяне, флейте, домбре. Стены старой школы все еще хранят звуки музыкальных гамм, извлекаемых робкими пальцами юных музыкантов, их веселый смех и шаги педагогов по коридору.

Истоки

В государственном архиве сохранились документы, согласно которым решение об открытии в Кзыл-Орде музыкальной школы было принято в 1941 году. Но началась Великая Отечественная война. К вопросу этому вернулись уже после Победы, и в 1948 году вышел приказ об открытии первой в нашем городе музыкальной школы. Позже такие школы создали во всех районных центрах и даже аулах. Учебный процесс в них строился с учетом занятости каждого школьника в основной школе: дети посещали «музыкалку» до и после обеда. Педагоги занимались с каждым ребенком индивидуально по утвержденному расписанию.

В начале 1990-х годов детские музыкальные школы (ДМШ) с легкой руки Министерства образования преобразовали в Школы искусства, передав им функции по обучению хореографии, эстрадному вокалу, изобразительному искусству. Казалось бы, что плохого в том, что рамки ДМШ стали шире и желающие получили возможность обучаться здесь и другим видам творчества. Но на деле это привело к изменению статуса музыкальных школ.

Кузница профессиональных кадров

В 2016 году профильное министерство понизило преподавателей Школ искусств на одно звено в реестре должностей, что повлияло на заработную плату. Согласно нововведению, педагогов с категории В2 перевели в категорию В3, где наравне с ними находятся вожатые, инструкторы по плаванию, воспитатели, психологи, методисты и другие специалисты дополнительного образования.

Чем это обернулось для педагогов в сфере профессионального музыкального образования, рассказала директор Школы искусств имени М.Калауова Анар Жанбырбаева.

– Сегодня Школы искусств фактически приравняли к кружкам, что совершенно недопустимо. Кружковая деятельность – это не долгосрочный процесс, там нет обязательств, ребенок может прийти на занятия, а может и пропустить. В любой момент, если захочет, может просто отказаться от посещения кружка. При этом весь процесс кружковой работы зависит от одного человека – того, кто ведет этот кружок. В противовес, обучение в Школе искусств представляет собой длительный, системный и последовательный образовательный процесс – с переходом из класса в класс, нормативными типовыми программами, с итоговой аттестацией учащихся, конкурсами. В зависимости от специфики музыкального инструмента дети учатся на протяжении пяти, семи и девяти лет, а по окончании школы получают соответствующий документ, на основании которого они могут продолжить обучение в колледже и дальше – в вузе. По сути, Школа искусств – это начальное звено уникальной трехступенчатой системы подготовки профессиональных кадров в сфере музыки. Сегодня эта цепь нарушена, – считает педагог.

Своим видением проблемы и способами их решения А.Жанбырбаева не раз делилась в своих постах в социальных сетях и даже обращалась в Министерство просвещения РК. Судя по многочисленным откликам и комментариям, тема не лишена актуальности. «Нас приравняли к педагогам дополнительного образования. Мы что, плетем браслетики из бисера? Мы – преподаватели, готовим серьезных специалистов музыки». «Мы даем самое что ни на есть профильное образование. Как бы мой ученик поступил на грант в консерваторию, если бы я не дала ему профессиональное образование?», – возмущаются педагоги школ искусств.

Ныне учащиеся Школы искусств в определенной мере обеспечивают потребность филармонических коллективов региона в профессиональных музыкантах. Начиная с 4-5 классов, они играют в симфоническом оркестре Кызылорды и даже получают заработные платы. Самое главное – они получают огромный опыт практической работы, умение работать в коллективе, в большом профессиональном оркестре.

Создавшаяся ныне ситуация, связанная с изменениями в сфере эстетического (художественного) образования, привела к обесцениванию труда педагогов школ искусств.

– Престиж музыкального образования подорван, низкие заработные платы педагогов не способствуют желанию молодежи идти в музыканты. Судите сами, специалист с высшим консерваторским образованием, работая в школе на полставки, получает всего семьдесят тысяч тенге. Да, к нам не придут работать на полную ставку сильные специалисты из-за низкой оплаты труда. Имея серьезное музыкальное образование, специалисту куда выгоднее идти работать в общеобразовательную школу и вести уроки пения. Учитель музыки в школе получает более высокую зарплату, так как его оклад исчисляется по категории В2, – сетует А.Жанбырбаева.

Не растерять таланты

Сегодня очень много говорится о необходимости всестороннего развития подрастающего поколения. В формировании гармоничной личности большая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования. Радует, что в последнее время и в самом областном центре, и в сельской местности открываются новые дворцы и дома школьников. Но при этом в Кызылорде – городе с населением более 300 тысяч человек – функционирует всего одна школа, где можно получить профильное музыкальное образование. Есть немало родителей, которые хотят, чтобы их ребенок профессионально обучался игре на музыкальном инструменте и продолжил стезю музыканта.

– Сегодня в нашей школе обучается 562 ученика, но желающих – в три раза больше, – продолжает моя собеседница. – Но школа не может вместить их всех. Развитие системы профильного обучения – «өнер мектептері» остаётся недостаточным. Пусть будет много кружковой деятельности, но зачем отправлять в забвение профильное образование? При наличии всего одной Школы искусств невозможно принять всех мотивированных и способных детей. В результате, мы теряем таланты. Из-за отсутствия альтернативы дети вынуждены идти в кружковые учреждения, которые не предназначены для профессиональной подготовки.

Музыка – это не только искусство. Еще древние ученые сравнивали ее с арифметикой, геометрией и другими науками. В трактате о музыке величайший ученый и философ Аль-Фараби отметил связь арифметики с музыкой и обозначил музыкальные звуки числовыми обозначениями. Музыкальное образование не может рассматриваться как хобби. Это длительная и профессиональная подготовка, это целостная система, включающая специальность, теорию музыки, сольфеджио, музыкальную литературу, в том числе и казахскую, ансамбль и хор. Без знания этих предметов невозможно формирование профессионального исполнителя.

Именно выпускники детских школ искусств формируют кадровый состав филармоний, симфонических и камерных оркестров, классических певцов. И надо учитывать, что создавая условия для школ искусств, государство занимается продвижением профессиональной музыки. Стране нужны не только спортивные победы, не только успехи в сфере научных открытий, но еще и не менее важно признание в искусстве, важной частью которого является музыка.              

Сегодня Школа искусств имени М.Калауова, продолжает те традиции, которые были заложены ее предшественниками. На пороге своего восьмидесятилетия педагогический коллектив школы верит в лучшее и твердо следует своим принципам: развить в каждом ребенке зерно таланта, заложенное в него матушкой-природой. Помочь прорасти этому доброму началу до настоящего подлинного искусства.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: