Автор государственного Герба Республики Казахстан Жандарбек Малибеков часто приезжает в родные края, по редакционному заданию встречался с ним неоднократно. Что сразу бросается в глаза, это его скромность, несмотря на многочисленные регалии и заслуги.
Жандарбек ага родился в 1942 году в ауле Екпинди сельского округа Томенарык Жанакорганского района в семье железнодорожника. Отец Малибек в молодости участвовал в строительстве Турксиба, свою жизнь навсегда связал с железной дорогой, работал путейцем. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Когда потерял мать, ему было всего четыре года.
– Мы выжили благодаря тому, что обслуживались в небольшой железнодорожной больнице, своевременно получали прививки, – вспоминает Ж.Малибеков. – Я благодарен отцу за то, что, несмотря на советы и уговоры некоторых родственников и коллег, не отдал нас в детский дом. Воспитывал сам. Жили мы небогато. Почти два года ходил пешком восемь километров до школы, а когда открыли там интернат, ситуация несколько улучшилась.
Запомнились слова отца перед кончиной: «Сын мой, когда я уйду в мир иной, тебе будет трудно, так что крепись». Последующие события подтвердили его правоту. В 1959 году Жандарбек окончил школу и решил поехать на учебу в Ташкент. В газете «Пионерская правда» прочитал, что там есть художественное училище имени Бенькова, где предоставляются общежитие, питание и стипендия. Мальчик, любивший рисовать и чертить, решил тайно ехать в соседнюю республику: переживал, вдруг не поступит и перед земляками и родственниками будет очень стыдно… Не было денег на дорогу, поэтому нанялся на временную работу к одной состоятельной женщине: обязался изготовить 10 тысяч саманных кирпичей по рублю за штуку. И с первой своей непростой задачей он успешно справился. Купил себе костюм, выехал в Ташкент.
К сожалению, оказалось, что набор в училище уже закончился. Возвращаться в аул юноше не позволяло честолюбие. Один из его старших товарищей настоятельно порекомендовал сдать документы в Ташкентский политехнический институт, который в то время назывался СазПИ (Среднеазиатский политехнический институт). Успешно сдав экзамены, поступил в единственную группу архитекторов, где обучение велось на русском языке. Начались серьезные трудности: парень не знал русского языка, приходилось зубрить. Вскоре у него закончились деньги. Тогда пошел на базар и стал работать грузчиком…
В тот год, когда Жандарбек поступил, вышло положение, согласно которому студенты дневных отделений, обучавшиеся на строи-тельных специальностях, должны были днем работать, а вечерами учиться. С одной стороны, это было правильное решение: человек получает нужную трудовую закалку, необходимую для теоретического обучения. Юноша оказался в бригаде греческих строителей, бывших партизан, высланных в Среднюю Азию. Великолепные строители и зодчие, они прекрасно знали архитектуру, тонкости своей профессии. С тех пор, видимо, наш земляк и полюбил греческую историю, культуру, архитектуру и искусство.
Вскоре после окончания вуза на Жандарбека пришел запрос из Госстроя КазССР. Но еще на 4-м курсе он устроился на работу в «Узгосстрой», который отказал его землякам из Казахстана: надо было в этой республике отработать три года. Дальше – завертелось и закрутилось. Ж.Малибеков проработал 40 лет на одном предприятии, где численность коллектива доходила до 1500 человек. Курировал градостроительство в Самарканде, Ангрене, Чирчике, Алмалыке, Ахангаране, Фергане и Ташкентской области.
По проектам Ж.Малибекова было построено более ста объектов: жилые комплексы, общежития, торговые центры, аэровокзалы. К примеру, одними из первых построили в Самарканде высотное здание, способное выдержать 9-балльное землетрясение. Здесь же по проекту нашего земляка был построен музыкально-драматический театр. Подготовленные им градостроительные концепции Коканда, Ферганы, Самарканда, Нукуса, Ангрена высоко оценивались мастерами, регулярно занимали призовые места на различных выставках и конкурсах. Труд талантливого архитектора не остался незамеченным, вскоре он получил звание «Заслуженный архитектор Узбекистана».
В конце 1991 года Ж.Малибеков вплотную занимался подготовкой материалов к международному конкурсу по разработке цитадели Эмира Тимура в Самарканде. В это время кто-то передал Жандарбеку ага один из номеров газеты «Лениншіл жас», где были размещены условия конкурса. Ровно месяц он раздумывал над идеей герба, перечитал и пересмотрел масштабные исторические, археологические исследования, в том числе Кемаля Акишева. Огромное желание принести пользу своей исторической родине, где родился, где прошли детские и юношеские годы, придавали ему силы и вдохновение.
Через искания, раздумья, методом проб и ошибок Ж.Малибеков пришел к выводу: герб должен отражать многотысячелетнюю историю и культуру казахского народа и его далеких предков – саков, гуннов, тюрков, кыпчаков. В мыслях прокручивал привычные слова-пожелания, которые мы в обыденной жизни часто произносим: «Шаңырағың биік болсын, керегең кең болсын, босағаң берік болсын». Ведь они – неотъемлемая часть мировоззрения степняков, к тому же связаны с семейным очагом в юрте. А юрта в данном случае – символ возрождения, стойкости, стремления ввысь. И символ казахской государственности. По своей функциональности, монументальности и архитектонике юрта – уникальное изобретение человечества, используемое до сих пор. Более того, существует сочетание красивых слов «от-ошақ-отан». От семейного очага к любви к своей родине – прямая дорога.
По его размышлениям, элементы юрты должны были войти в будущий герб: шанырак, уык, кереге, босага, баскур, кульдуреуш, тоган и так далее. Каждый из них что-то означает. К примеру, уыки – это представители полиэтнического Казахстана, которые также участвовали в создании нового государства. Подумал и о том, что непременно должна присутствовать пятиконечная звезда как символ счастливого будущего нашего народа. Ведь казахи, благословляя молодежь, часто говорят: «Жұлдызың жансын!» («Пусть загорится твоя звезда!»). А наши предки при дальних перекочевках всегда ориентировались по звездам.
Кроме того, должен был появиться самый распространенный орнаментальный мотив – узор «қошқар мүйіз». С овцой у казахов всегда ассоциировались богатство, достаток и благополучие. Чем больше мелкого рогатого скота, тем больше у степняка возможностей для лучшей жизни. Еще одним важным элементом герба стала идея возрождения «жылқы киік». Образ крылатых коней с роговыми ответвлениями также очень символичен.
В перерывах между основной работой в Ташкенте он сумел изготовить макет будущего герба в соответствии с положением конкурса и в конце апреля 1992 года за №173 сдал свой проект в канцелярию Верховного Совета Республики Казахстан. Затем приезжал из Ташкента в Алматы для участия в работе комиссии. Отметим, проектов на конкурс было подано порядка трехсот. В итоге был одобрен вариант Герба Ж. Малибекова.
Вот уже более двадцати лет Ж.Малибеков живет в Казахстане. Здесь он спроектировал более 15 крупных объектов. Участвовал в разработке технико-экономического обоснования Института нейрохирургии, в формировании эскизного проекта мечети «Нұр Астана», в конкурсе на проектирование здания Театра оперы и балета, предложил свой вариант ЭКСПО-2017. А недавно ему присвоено звание «Заслуженный деятель Казахстана».
Наш земляк в настоящее время работает в Евразийском национальном университете имени Л. Гумилева. Здесь он руководит экспериментальной группой студентов, прививая дух этноархитектуры, идею верного служения своей стране и народу, развития казахской этнической архитектуры на основе изучения национальной истории, археологии, мифов, легенд и преданий.
Максут ИБРАШЕВ