Почему у нас все наоборот? Во всех цивилизованных странах в автобусы заходят через передние двери, а выходят из задних. В Кызылорде же все наоборот – в салоны больших китайских автобусов пассажиры заходят в заднюю дверь, а из передней выходят.
В городском общественном транспорте, принадлежащем ТОО «Автобусный парк Кызылорда», сегодня редко можно увидеть кассиров. Водитель, который выполняет и работу кассира, просит пассажиров заходить в заднюю дверь, а выходить из передней после оплаты проезда. Кто-то платит наличными, кто-то через QR-код, кто-то через SMS.
В малогабаритных микроавтобусах широко используется оплата через Kaspi gold (не для рекламы), куда надо перечислять не менее 100 тенге с возвратом 10 тенге.
Пока водитель отдает сдачу или заглядывает в мобильные телефоны, создается столпотворение, так как проход возле передней двери слишком узкий по сравнению с задней площадкой. Это неудобно и отнимает время. Но, самое главное, отвлекает водителя от выполнения его прямых обязанностей.
Понимаем, пандемия внесла свои коррективы и в работу общественного транспорта. Может быть, автобусный парк пошел на этот шаг, чтобы сэкономить деньги. Однако издержки издержками, а задержки автобусов во время следования по маршруту, оплата за проезд, остановки (иногда по 5 и более минут на одной остановке) совсем другое дело. Последнее объясняют тем, что автобус придерживается определенного интервала, который должен соответствовать циферблату секундомера. Особенно, они «тормозят» возле «Старого рынка», рынка «Жайна», «Универсама», «Магнума», «Аквапарка» и т.д.
Водители, у кого одно направление с «соперниками», устраивают между собой настоящие гонки. Например, «пазики» и «спринтеры», которые следуют по маршрутам №5, №12, №21, из района центральной площади до нового моста устраивают соревнование по «сбору урожая». От «Универсама» до Тасбогета лихачат большие автобусы, следующие по маршрутам №11, №17, №18. От «Шанхайского моста» до «Универсама» возможности своих «железных коней» проверяют водители автобусов, следующих по маршрутам №24 и №15.
Почти все водители непрерывно пользуются мобильными телефонами, сообщая друг-другу о своем местонахождении. Кто впереди, кто сзади, какую часть маршрута проехал, кто следует за ним, ехать быстрее или «лечь»? Было бы здорово в целях исключения такого поведения водителей, перед выездом на линию временно отобрать у них мобильники.
Все подобные действия создают аварийные ситуации. Мало кто из водителей автобусов заботится о безопасности пассажиров, будто в салоне не люди, а неживые предметы. Как правило те, кто сидит за рулем, не обращают внимания на замечания пассажиров, наоборот, могут нагрубить. Исходя из всего этого, все чаще закрадывается мысль о том, что нужно выработать специальные правила или утвердить положение «Об этике водителей общественного транспорта».
В мире давно практикуются современные методы оплаты труда. Бумажные билеты канули в Лету. Люди занимают очередь на остановках. Заходят в переднюю дверь и сразу оплачивают проезд посредством многофункциональных платежных карточек. Кроме автобусов их можно использовать при посадке в метро, на трамвай, теплоход.
Аппарат автоматически снимает со счета оплату за проезд. Вы не можете расплачиваться наличными. Если у вас нет «единиц», то можете попросить у других пассажиров взаймы. Отдаете им деньги, а они вместо вас еще раз проведут картой по считывающему устройству. Вы можете пополнить баланс на автовокзалах, в портах, у входа в метро или на улице, где стоят платежные терминалы.
Автобусы никогда не опаздывают. Например, в турецком городе Измир автобус, следующий в район «Борнова» в 23:40 прибывает на остановку «Красное знамя». И что сообенно важно, каждый день, в одно и то же время, без опоздания. Кстати, у нас после 19:00, обычно, многие водители уже сидят дома и ужинают.
Обращают ли внимание представители местной власти на то, что большинство водителей и кондукторов-кассиров не носят маски? Кто проверял, получили они вакцину, сдали ПЦР-тесты, проходят ли ежедневный медицинский осмотр при выезде на рейс, особенно частные перевозчики? Есть ли медицинская книжка, в конце концов.
Одна немаловажная деталь: в салоне новых автобусов вы увидите красные кнопки. Когда нажимаете на них, перед водителем загорается надпись «busstop» – «остановка». Тем самым вы даете сигнал, что люди выходят на следующей остановке. Но у нас этой сигнальной кнопкой никто не пользуется. Когда нет людей на остановках и не нажата кнопка, водитель зря не останавливается, особенно ближе к ночи. Это, хоть ненамного, но экономит время, горючее, а также предотвращает износ техники и нервов.
Еще одна поучительная вещь. За рубежом частные малогабаритные маршрутки используют дифференцированную оплату за проезд и ездят без кассиров. Например, если говорить применительно к нашему городу, то в микроавтобусах, следующих по маршруту, скажем, «Вокзал – Тасбогет», до центральной площади вы платите 50 тенге, до «Южного» – 70 тенге, ну а до Тасбогета – 90 тенге, соответственно. Пассажир бросает монеты в ящик. Если потребуется возвращать сдачу, то только тогда водитель обслужит вас. Водители автобусов, машинисты метро носят униформу с бейджом и со значком. Обязательно надевают фирменную фуражку. У нас мало кого встретишь опрятно одетым, даже женщин-кассиров. Некоторые водители носят тапочки, надетые на босу ногу.
Есть только одно обстоятельство, когда можно похвалить наших пассажиров. За рубежом места в общественном транспорте уступать не принято.
Канатбек МАДИ