С давних времен национальные лоскутные одеяла отражали дух казахского народного творчества. Они украшали юрты кочевых казахов, были обязательным атрибутом в приданом невесты. Каждый узор имел свое значение. Техника шитья лоскутных одеял передавалась из поколения в поколение. Одной из продолжательниц давних традиций стала жительница Кармакшинского района Сарсенкуль Байказакова.
Для того, чтобы ремесло кочевало из поколения в поколение, не обязательно иметь диплом – испокон веков оно передается от старших младшим. Сарсенкуль – не исключение из этого правила. Шить она научилась в детстве, это умение она унаследовала от своей бабушки, а потом и мамы. Долгие годы шила корпеше, подушки, стегала одеяла в народном стиле с казахскими национальными орнаментами для себя и своих близких. Но несколько лет назад решила превратить свое хобби в источник стабильного дохода. И надо сказать, что не прогадала. Заказы на ее изделия сегодня поступают не только от кызылординцев, но и из Кокшетау, Караганды, Алматы, Тараза.
Женщина не боится конкуренции, хоть рынок и изобилует готовыми изделиями и каждая мастерица привносит свою самобытность. Сарсенкуль уверена, что ее клиенты всегда найдут дорогу к ней. Кто уже однажды готовил приданое для дочерей, возвращается вновь за приданым следующему поколению в семье.
– Шитье лоскутных одеял – это целая наука. Нужно все уметь рассчитать, каждый элемент должен гармонировать по размеру и по цвету. В самом начале работы нужно выбрать материал, который вы будете применять в создании одеяла. В ход, в основном, идут бархат, сатин, шелк и хлопок. Потом уже начинаются раскройка и составление узора из лоскутов. Каждый узор – это олицетворение народных традиций. Так как, в большинстве случаев, корпе шьют на приданое невесты – қыз жасауы, я решила для таких изделий делать особый дизайн со своей историей, символизирующий очаг, семью, целостность. Стараюсь использовать натуральный материал – хлопок или шерсть (по желанию). По ощущениям такие корпе намного приятнее в использовании и дольше прослужат. Но чаще всего заказчик выбирает корпе из ваты, так как многие боятся аллергической реакции или специфичного запаха шерсти, – делится мастерица.
Лоскуты вырезаются в форме ромба, квадрата, треугольника, сшиваются в виде полосок. У каждой рукодельницы, конечно, свой почерк. Орнаменты передают элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветочные мотивы. Считалось, что корпе в замужестве женщиной будет использоваться и в быту, тем самым служить напоминанием о родном крае и отчем доме. Все узоры и рисунки своих изделий Сарсенкуль придумывает сама, и каждые получаются уникальными. И потому они, наверное, ценны, что в них заложены любовь мастера и сакральное значение.
Отметим, что помимо лоскутных корпе Сарсенкуль Байказакова шьет и корпеше, текстильные сумки, одеяла на выписку малышей из роддома, наволочки, подушки на стул, приданое для невесты и многие другие работы, отражающие национальный колорит.
– Меня радует, что сегодня молодежь интересуется родным языком и традициями. Просят шить платья в национальном стиле. К примеру, недавно приняла заказ на изготовление ақ жол (белой дорожки), которая нужна для церемонии тұсау кесер. Определенные вещи подготовлю и для обряда қырқынан шығару (когда малышу исполняется 40 дней). Я считаю себя счастливой, у меня замечательная семья, дети, внуки, есть ученики, которым могу передать секреты нашей самобытной культуры, обряды, традиции, высоконравственные устои казахского народа, – делится Сарсенкуль.
Мастерица считает, что важно сохранять национальную культуру и традиции предков, ведь на их основе будет воспитываться подрастающее поколение. Ее работы лишний раз доказывают, что декоративно-прикладное искусство продолжает жить в быстро развивающемся веке цифровых технологий.
Наталья ЧЕРНЕЙ