Недавно при разговоре со знакомой узнала, что ее сыну поставили диагноз – задержка психоречевого развития, расстройство аутистического спектра (РАС). После этих слов было тяжело дальше разговаривать и расспрашивать ее. Почувствовав неловкое молчание, она сама продолжила разговор и рассказала, что коррекцией поведения своего ребенка занимается вот уже несколько лет. Возила его в столицу, в Алматы и другие города, чтобы получить очередную консультацию и лечение для своего сына. Моя подруга оказалась сильной женщиной, не опустила руки. Ни для кого не секрет, что особенные дети требуют особого ухода, а занятия со специалистами стоят больших денег. Вопросы развития внимания, поведения, мышления «особенных» детей, создания условий для получения равного уровня потребностей и знаний, их социализация остаются актуальными уже на протяжении долгого времени.
Особенные дети… Мир таких ребят мне был всегда интересен, наверное потому, что мама работала в инклюзивном детском саду, школе-интернате. Родители часто приводили к нам домой своих детей на индивидуальные занятия. Но разговор не об этом.
Термином «особенные дети» принято называть ребят, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас представители средств массовой информации все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи, в которых воспитывались дети с различного рода нарушениями развития, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит так же, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные школы и детские сады, о проблемах семей, в которых воспитываются особенные дети, снимают телепередачи и художественные фильмы. Действуют фонды, оказывающие поддержку таким семьям, а также им помогают волонтеры. Да и общество постепенно пересматривает свое отношение к ним.
После разговора с подругой я стала активно искать информацию на просторах Интернета о том, какая помощь предоставляется таким деткам. И наткнулась на Центр коррекции аутизма и речи. Записав контактные номера, я сразу же созвонилась с Розалией Рахимовой – директором этого учреждения и руководителем частного фонда «Розалия и Эмир». А еще она – сильная женщина и мама особенного малыша – Эмира, которому несколько лет назад поставили диагноз «аутизм». Столкнувшись с проблемой отсутствия развивающих центров в своем городе, Розалия три года назад открыла свое лечебное учреждение, работа которого направлена на помощь детям с ментальными нарушениями, задержкой психо-речевого развития и расстройством аутистического спектра. Центр ежемесячно посещает более 45 особенных детей. Более чем у 80 процентов ребят наблюдается положительная динамика в обучении, коррекции, улучшении речи и поведения, физической подготовке, адаптации к социуму, подготовке к школе и по другим показателям.
Благодаря целеустремленности, непрерывной работе и желанию помочь реабилитироваться детям с особыми потребностями, центр сегодня стал одним из лучших в регионе. А осуществить свою мечту Розалии помог корпоративный фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust.
– В поисках специалистов для своего сына я объездила весь Казахстан и даже некоторые центры России, – рассказывает она. – На нашем пути мы сталкивались с разными проблемами: длинные очереди, ожидание, высокая стоимость услуг, большие расстояния. И тогда зародилась идея открыть такой центр в Кызылорде, сделать его доступным для детей и их родителей, собрать хороших специалистов.
От идеи до полной ее реализации молодая мама прошла путь длиной в три года. Все это время она училась, налаживала партнерские связи с другими центрами, повышала квалификацию. Последним толчком для Розалии Рахимовой стало участие и победа в конкурсе грантов по социальному предпринимательству «Әрекет», организованном фондом развития соцпроектов Samruk-Kazyna Trust.
В Кызылординской области ее проект стал одним из первых, где был применен формат социального предпринимательства для решения социальной проблемы детей, страдающих РАС, имеющих схожие диагнозы, больных эпилепсией.
– Для нас это был огромный опыт в плане получения новых знаний: мы подробно изучили социальное предпринимательство, можно сказать, что учились буквально днем и ночью, каждый раз узнавая что-то интересное. Помимо этого, мы прошли мастер-классы по маркетингу и PR-продвижению, финансам, презентации и так далее. В конце обучения мы защитили свой проект, стали одними из победителей и получили грант на развитие своего дела, – рассказывает директор центра.
Сюда приходят дети из социально уязвимых семей. Для таких деток занятия проходят на безвозмездной основе при предоставлении соответствующих документов. Помимо этого, центр работает еще и с родителями, объединяя их в сообщество. Такая помощь ранее папам и мамам особенных детей в нашей области не предоставлялась. Для родителей центр стал площадкой для общения и обмена опытом друг с другом и местом эмоциональной разгрузки.
– Социальное предпринимательство довольно новое явление для Казахстана, но, несмотря на сложности, мы видим, что государство и донорские организации уже сейчас имеют высокий интерес к развитию этого вида предпринимательства, – говорит Р. Рахимова.
На сегодня в центре работают логопеды, дефектологи, психологи, ЛФК-специалисты, АВА-терапевты. Педагогический персонал учреждения проводит коррекционную, развивающую, обучающую работу с детьми для подготовки их к повседневной жизни. Занятия проходят в нескольких учебных кабинетах, где имеется весь необходимый дидактический, педагогический и спортивный инвентарь.
По словам Розалии, очень часто родители обращаются в коррекционные центры за консультацией специалистов, когда ребенку уже от четырех до пяти лет. Основной жалобой является не сформированная речь или вовсе ее отсутствие. Такие обращения являются запоздалыми, но все-таки как говорится «лучше поздно, чем никогда». При поступлении ребенка его обследуют специалисты – психологи, дефектологи и логопеды. У нас все еще бытует мнение, что если отец и мать, или кто-то из родственников заговорили поздно, то такое будет и с их ребенком.
– Нужно понимать, что чем позже родитель замечает проблемы, тем будет тяжелее проходить процесс коррекции у детей, – поясняет руководитель центра. – Если физиологические проблемы у детей с ограниченными возможностями, такие как ДЦП, синдром Дауна, глухота (и то не всегда выявляется вовремя), слепота и другие заметны с рождения, то психологические и речевые нарушения невозможно визуально обнаружить сразу при появлении малыша на свет. В связи с этим фактом происходит запоздалость коррекционного и обучающегося процесса. Поэтому нужно вовремя обращаться к специалистам.
Специалисты центра стараются идти в ногу со временем и обогащать свой профессиональный опыт. К примеру, с 2020 года они наладили сотрудничество со специалистом Российской Федерации неврологом, эпилептологом в целях физиологического лечения детей и совместной разработки коррекционного процесса.
Отметим, что учреждение стало обладателем множества республиканских и региональных премий и наград за помощь социально уязвимым группам. Центр предлагает свои услуги по ценам ниже рыночных и предоставляет каждому нуждающемуся ребенку квалифицированную помощь с индивидуальным подходом. Для каждого ребенка разрабатывается программа на основе диагностики, в ходе которой специалисты выясняют, насколько у ребенка развиты навыки самообслуживания, поведенческие нормы, речь и так далее. В среднем с каждым подопечным занимаются два-три раза в неделю, по часу в день.
– Когда мы только открывались, в центре работали три специалиста, а сегодня их тринадцать, – гордо заявляет Р. Рахимова. – Недавно переехали в просторное помещение, закупается необходимое оборудование.
Сотрудники центра постоянно находятся в непрерывном поиске новых методов и технологий коррекции и реабилитации детей нашего региона. К примеру, в центре используется новый французский метод «Tomatis». Для его реализации в рамках программы USAID «Социальные инновации в Центральной Азии», реализуемой Фондом Евразия, осуществлена закупка и поставка оборудования «Tomatis». Кроме того, три сотрудника прошли трехнедельное онлайн-обучение, которое проводили специалисты Люксембурга. На все это Евразийский фонд выделил порядка более трех миллионов тенге.
Успешно освоив новый метод, сотрудники центра, получившие официальные сертификаты на право применения метода «Tomatis» в Кызылорде, приступили к приему детей по этой программе.
Кому нужен метод «Tomatis» и как он работает? Устройство предназначено для помощи в коррекции и обучении детей с различными заболеваниями и трудностями, такими как аутизм, задержка речевого развития, умственная отсталость, церебральный паралич, синдром Дауна, гиперактивность, вызванная дефицитом внимания. Метод «Tomatis» имеет разнонаправленное действие: если ребенок пассивен и не заинтересован ни в чем, устройство повышает его активность, а в случае гиперреактивности дает успокаивающий эффект.
Кроме того, это устройство может быть использовано для улучшения и восстановления работы внимания в качестве катализатора обучения для обычных детей. Это помогает взрослым пациентам устранить беспокойство и усталость, головную боль и шум в ушах, улучшить память. Устройство безопасно для людей, страдающих эпилепсией и онкологией.
В оборудовании используется определенная фильтрация звуков, которая стимулирует кору головного мозга и помогает улучшить умственную работоспособность. Этот метод используется уже более 70 лет и опробован не только обычными людьми, но и многими известными личностями.
Майя АДЕНОВА