Сегодня этим вопросом задается едва ли не каждый житель нашей области. Людей беспокоит ситуация на Сырдарье, которая ныне обмелела настолько, что во многих местах обнажилось дно реки и ее переходят вброд коровы и другая живность.
Стоит ли говорить о том, что маловодье на Сырдарье, прежде всего, негативно влияет на экологию региона. По оценкам специалистов, за последние годы влажность воздуха снизилась на 18 процентов. Только за последние несколько лет в регионе наблюдается изменение природно-климатических условий, причем, не в лучшую сторону. Вот и недавно город накрыла аномальная жара – столбик термометра поднимался до 45 градусов и выше.
Между тем, для Кызылординской области, которая по существу является аграрной, водные ресурсы имеют первостепенное значение. Ее экономика зависит, в основном, от нефти и риса. Согласно рейтингу конкурентоспособности регионов Казахстана Forbes Kazakhstan, за последние годы в области наблюдается устойчивое снижение промышленного производства. За последние десять лет объемы добычи нефти в Кызылординской области сократились в 2,4 раза, что связано с естественным истощением разведанных месторожений.
В такой ситуации для Кызылординской области единственным перспективным направлением остается развитие сельскохозяйственного производства, которое, в основном, ориентируется на возделывание риса. Именно в Кызылординской области выращивается до 85 процентов всего казахстанского риса.
Вопрос должен решаться на государственном уровне
Сырдарья – трансграничная река, протекает по территории пяти государств – Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и оказывает существенное влияние на экономическое благополучие этих стран. Протяженность реки, берущей начало с горных ледников Тянь-Шаня, до впадения в Аральское море составляет порядка 2300-2400 километров.
В силу природных, техногенных, экономических причин в последние годы воды в Сырдарье становится все меньше, что негативно влияет не только на хозяйственно-экономическую деятельность стран, но и экологию среднеазиатского региона и Казахстана. Аральское море, четвертое по величине бессточное озеро в мире, нынче вновь находится на грани исчезнования. Причина – неразумная хозяйственная деятельность, нерациональное использование вод, питающих море двух рек – Сырдарьи и Амударьи. В настоящее время воды некогда полноводной Амударьи уже не достигают Арала, теряясь в песках Каракумов. Не постигнет ли Сырдарью ее участь, задаются вопросом жители Приаралья.
После обретения независимости казахстанская сторона предприняла важные шаги по спасению северной части водоема – появилось Малое Аральское море. Но из-за маловодья на Сырдарье резко уменьшились объемы воды, поступающей в Малый Арал. Надо заметить, снижение уровня воды в Сырдарье наблюдалось и в предыдущие годы, особенно в период вегетации. И если в прошлом году аграрии ощущали дефицит воды в конце лета, то в этом году уровень воды в Сырдарье упал уже в начале весны.
В 2020 году в расположенных выше Шардары водохранилищах «Токтогул», «Андижан», «Шарбак», «Кайраккум» было аккумулировано 18,5 миллиарда кубометров воды, а сегодня 16,8 миллиарда, что меньше на 1,7 миллиарда кубометров.
На объем воды, поступающей вниз по реке, значительно влияет Токтогульское водохранилище, расположенное в Кыргызстане на притоке реки Нарын. Площадь Токтогула, одного из крупных водосборников в верхнем течении Сырдарьи, позволяет собирать в год до 15 миллиардов кубометров воды. В аналогичный период прошлого года в Токтогуле было собрано 12,9 млрд. кубометра воды, а в нынешнем году из-за недостаточного таяния ледников Тянь-Шаня объем воды здесь сейчас составляет 10,5 миллиарда кубометров, что меньше на 2,4 млрд. кубометров. Чуть больше воды по сравнению с прошлым годом в расположенных ниже Токтогула водохранилищах «Андижан» (больше на 0,5 миллиарда кубометров), в водохранилищах «Бахри точик» и «Шарбак» вместе взятых воды больше на 0,2 млрд. кубометра. В Шардаринском водохранилище в нынешнем сезоне объем воды составил 3 миллиарда 968 миллионов кубометров, что по сравнению с прошлым годом меньше на 429 миллионов кубометров.
На очередном заседании Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии странами Центральной Азии были утверждены лимиты водозаборов и режимы работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ на вегетационный период текущего года. Согласно спрогнозированному графику, в апреле объем воды, поступающей в Казахстан, должен был составить 505 кубометров в секунду (выполнено на 92 процента). А в мае вместо положенных 358 кубометров в секунду поступило всего 108 кубометров, что составило лишь 30 процентов от утвержденного лимита.
– Граничащая с нами Туркестанская область также является одним из регионов, где хорошо развито орошаемое земледелие, в связи с чем наш южный сосед в период вегетации также нуждается в водных ресурсах. До недавнего времени через Шардару и Коксарай в расположенное на границе Кызылординской области водохранилище «Коктобе» поступало в секунду 496 кубометров воды, что в пять раз меньше, чем в прошлом году, – сообщил руководитель Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции Сеилбек Нурымбетов.
В связи с маловодьем хозяйства Кызылординской области оказались в замешательстве. Все помнят события прошлого года, когда из-за нехватки воды в ряде хозяйств рис недозрел и люди понесли убытки. Вкупе с неблагоприятными погодными условиями посевные работы в нынешнем сезоне начались с опозданием на неделю, а кое-где и на десять дней. Как говорится, весенний день год кормит, и недовольство аграриев вполне объяснимо.
Уровень воды в Сырдарье падает с каждым годом. Из-за недостатка влаги высыхают травы и луга, нет воды в озерах. Все это может привести к массовому падежу скота – первые факты недавно имели место в Аральском районе. Такая же ситуация в Туркестанской области. Правительство, хотя и с опозданием, предприняло ряд мер. Но проблема эта – общая для стран Центральной Азии, и потому решать ее надо на государственном уровне при непосредственном участии глав государств, пользующихся водами трансграничной реки.
По прогнозу ученых, к 2040 году могут в несколько раз сократиться размеры ледников Тянь-Шаня, с которых берет начало Сырдарья. К этому времени численность населения пяти стран по предварительным расчетам достигнет 90 миллионов человек, что увеличит потребность в воде. В связи с этим, всем пяти государствам нужно насколько возможно уменьшить производство влагоемких сельхозкультур, повысить тарифы на использование этого важного ресурса, который требует экономии и бережного отношения.
– Кызылординская область, а также более южные Туркестанская и Жамбылская имеют все возможности для того, чтобы выращивать бахчевые, кормовые культуры, не требующие больших объемов воды, – говорит депутат Сената Парламента РК, председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Мурат Бактиярулы. – Считаю, что Правительство должно проявить заинтересованность в этом вопросе и оказать поддержку аграриям в виде предоставления субсидий. Трагедия Арала – это наша общая боль. Проблема Арала касается не только Казахстана, но и всего Евразийского пространства. Спасение Арала, несмотря на то, что это дорогостоящий проект, требующий больших финансовых вложений, не должен сниматься с повестки дня. Последствия от потери Аральского моря могут привести нас к глобальной экологической катастрофе, которую нельзя будет сопоставить ни с какими материальными затратами.
Создавшаяся ситуация вызвала большой резонанс среди местных жителей. С открытым письмом к Президенту страны обратились местные аксакалы. В нем говорится о том, что в соответствии с межправительственным соглашением от 1993 года лимит Казахстана на использование водных ресурсов Сырдарьи был установлен в размере 12,5 миллиарда кубометров воды в год. Однако из года в год объемы воды, поступающей в регион, сокращаются. В 2019 году они составляли 6,2 миллиарда кубометров, в 2020 году составили 5,2 миллиарда. В связи с этим, авторы письма говорят о необходимости создания специальной комиссии на высшем уровне, которая будет формировать стратегическую безопасность водных ресурсов в стране в соответствии с соглашением 1993 года о трансграничном распределении водных ресурсов. В письме также ветераны озабочены позицией узбекской стороны, которая без согласования с другими государствами строит в верхнем течении реки водохранилища. В связи с этим необходимо решить вопрос создания сильной, авторитетной структуры, способной на равных вести переговоры с другими странами на национальном уровне, ускорить реализацию второй фазы проекта РРССАМ по восстановлению северной части Арала.
– Существующий тариф на использование водных ресурсов трансграничной реки утверждался еще при СССР, и все республики были обязаны неукоснительно его соблюдать, – говорит ветеран труда Нажмадин Мусабаев, в прошлом заместитель акима области, Кызылорды, аким Казалинского и Аральского районов. – Я не склонен идеализировать советскую эпоху. Однако сейчас, когда бывшие республики, использующие воды Сырдарьи, стали независимыми, они перестали считаться друг с другом. За тридцать лет поменялись главы всех государств, кроме Таджикистана. Теперь каждый «тянет одеяло не себя», игнорируя при этом интересы соседей. В такой ситуации в самом невыгодном положении оказалась казахстанская сторона, расположенная в нижнем течении Сырдарьи.
На экологию Приаралья свое негативное воздействие оказывают космодром «Байконур», высыхание Аральского моря. Нынче в Кызылординской области проживает более 800 тысяч человек. В ближайшем будущем, учитывая демографическую ситуацию в регионе, численность населения достигнет миллиона. Правительство предлагает сокращать посевы риса, что неминуемо приведет к спаду экономики, которая и без того пострадала из-за снижения нефтедобычи, тысячи людей потеряют работу. Н. Мусабаев считает, что нужно потребовать у наших соседей, проживающих в верхнем течении Сырдарьи, выполнения международных договоренностей по отпуску в низовья положенного объема воды. Главы государств, использующих воды Сырдарьи, должны сесть за стол переговоров, чтобы выработать механизм адекватного распределения водных ресурсов и найти альтернативные источники.
Высказываются разные мнения, порой категоричные. Накал страстей кипит в социальных сетях. Некоторые горячие головы предлагают перейти к решительным мерам. Например, ввести запрет на транзит грузов через территорию нашей страны.
Даулет Баялимов много лет проработал в Международном фонде спасения Арала. Один из опытных специалистов в сфере водного хозяйства, кандидат технических наук, он также озабочен нынешней ситуацией:
– Сырдарья – общее достояние наших братских государств, и она не должна стать яблоком раздора между нами, – говорит он. – Вряд ли экономические санкции дадут положительный эффект. Этим мы только испортим отношения между родственными нам странами, с которыми нас объединяют общие интересы, общая история. И если Казахстан и Узбекистан используют воду преимущественно для ирригации, то Кыргызстан использует ее в зимний период для выработки электричества и тепла. Все вопросы можно решить мирным путем, если подойти с умом.
Как известно, в Кыргызстане орошаемых земель немного – Токтогульское водохранилище служит для соседей как источник электроэнергии. Как сообщил заместитель министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Серик Кожаниязов, в связи с дефицитом поливной воды было принято решение до августа в обмен на воду предоставить Кыргызстану электроэнергию: Казахстан поставит 370 млн. киловатт/час, Узбекистан – 250 киловатт/час. Затраты кыргызская сторона должна возместить в августе.
Кроме того, в первых числах июня министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев встретился с министром энергетики и водных ресурсов Таджикистана Далером Джума и договорился о дополнительном сбросе из водохранилища «Бахри точик» в Сырдарью с июня по август 315 миллионов кубометров воды.
– Учитывая сложную обстановку в Туркестанской и Кызылординской областях в связи с дефицитом поливной воды в вегетационный период, таджикская сторона согласилась отпускать с июня по август 315 миллионов кубометров воды из водохранилища «Бахри точик», помимо объемов воды, поставляемых с Токтогульского водохранилища. В свою очередь, Казахстан обязуется оказать Таджикистану материальную поддержку в случае возникновения негативных последствий от дополнительной работы водохранилища, – отметил М.Мирзагалиев.
Между тем, пока особых причин для радости нет. Обещанная вода придет к нам не скоро. Как сообщил руководитель Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции Сейилбек Нурымбетов, по самому оптимистичному прогнозу, она достигнет территории нашей области только в июле. Утвержденного графика объемов поступления воды тоже еще нет. А между тем, кызылординцы опасаются, дойдет ли вообще обещанная вода до нашего региона. Ведь отпущенная с территории Таджикистана вода должна еще пройти через Кыргызстан и Узбекистан. А кроме того, чтобы дойти до полей Кызылорды, она должна еще пройти через Туркестанскую область.
Земледельческий регион, Туркестан не меньше нас заинтересован в водных ресурсах. Известие о том, что соседняя область собирается построить водохранилище «Сарқырама» и даже достигнута договоренность о выделении на эти цели более семи миллиардов тенге из республиканского бюджета, вызвало бурю негодования среди жителей Приаралья. Гневные посты публиковались в социальных сетях.
– Строительство водохранилища «Сарқырама», которое призвано решить вопросы водообеспечения трех районов Туркестанской области, никак не повлияет на Сырдарью, – разъяснили ситуацию в Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции. – В новое водохранилище вода будет поступать из реки Боген, берущей свои истоки с гор Каратау. Река Боген протяженностью 164 километра протекает по территории Байдибекского района Туркестанской области. Весной из-за обильного таяния снегов, весенних дождей и подземных вод река выходит из берегов. Водохранилище будет обеспечивать потребности в воде сельскохозяйственных угодий Байдибекского, Ордабасинского и Отырарского районов Туркестанской области.
Не рисом единым
Общая площадь всех посевных культур в Кызылординской области в этом году составила 188,2 тысячи гектаров, из них под рис отведено 84,4 тысячи гектаров. В этом году кызылординские аграрии были вынуждены сократить посевы риса на 5,1 тысячи гектаров. В качестве альтернативы сеют масличные и кормовые культуры: сою, сафлор, люцерну.
Между тем, сокращение рисовых плантаций может негативно отразиться на экономике региона, который производит более восьмидесяти процентов всего объема риса, производимого в Казахстане.
В связи с тем, что рис – влаголюбивая культура, а с каждым годом остро ощущается дефицит поливной воды в вегетационный период, Правительство страны предлагает сократить посевы риса, а вместо этого перейти на другие альтернативные варианты. Например, наши узбекские соседи в целях экономии воды ежегодно сокращают площади под хлопок.
Между тем, надо учесть, что сельскохозяйственная отрасль региона еще с советских времен ориентирована на производство риса.
– В наследство от советской эпохи главной рисовой житнице республики остались инженерно спланированные земли, поделенные на рисовые чеки. На сегодня сохранилось порядка 270 тысяч гектаров земли, приспособленной под возделывание риса. Это наш «золотой» запас, и если они будут пустовать хотя бы один сезон, то мы их потеряем. Сокращение посевов риса приведет к засолению этих площадей, они станут непригодными и превратятся в солончаки, – считает общественный деятель Кожахмет Баймаханов.
Ныне многие хозяйства, в том числе и крупные, имеют кредиты. Часть сельскохозяйственной техники приобретена в лизинг. Переориентация на возделывание других видов сельскохозяйственных культур требует затрат, и немалых. Нужны соответствующие сельскохозяйственные машины, специалисты. По мнению кызылординских аграриев, если даже и сокращать посевы риса, то делать это нужно не сразу. Иначе хозяйства попросту разорятся. Кроме того, государству нужно предоставить субсидии, разработать механизмы для предоставления отсрочек по кредитам, чтобы спасти хозяйства от банкротства.
Так все же рисом ли единым может выжить кызылординский регион? Проблемами экологии Приаралья занимается уроженец Кызылординской области, писатель-эколог Сайлаубай Жубатырулы. Он считает, что зависимость от производства риса может оказаться губительной для региона.
– Принято считать, что рис – это бренд Кызылординской области, – говорит аксакал. – Но мы помним, что не меньше славятся кызылординские дыни и арбузы. Климатические условия нашего региона позволяют выращивать самые привлекательные их сорта. Кызылординские дыни и арбузы пользуются спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, недаром наши аграрии успешно экспортируют их в Россию и другие страны. Так что мешает повысить их производство и выпускать на экспорт?
Многие считают, что нельзя зацикливаться на одном рисе. Тем более, что по оценкам специалистов, только для созревания одного гектара риса требуется 24 тысячи кубометров воды. Кроме того, необходимо утвердить тарифы на использование воды. Это важный ресурс, который требует основательного и бережного отношения. Кстати, надо отметить, что нынче были утверждены тарифы на воду, которые, безусловно, отразятся на стоимости продукции. На сегодня аграрии области завершили посевную кампанию. Каким будет урожай, получат ли сельхопроизводители прибыль, остается только гадать. Хотелось бы верить, что их надежды оправдаются.
В качестве автора публикации не берусь делать какие-то обобщения, тем более не являясь специалистом в сфере сельского, водного хозяйства, экологии. Однако когда речь идет о том, как на наших глазах происходит агония великой древней реки, служившей источником жизни для населявших Туранскую низменность племен и народностей, поневоле появляется ассоциация с мифическим персонажем Кок огузом – Синим волом из дилогии патриарха отечественной литературы Абдижамила Нурпеисова «Последний долг». Это он, Кок огуз, выпил воды Арала и обрек его на гибель. Так не сродни ли мы, ныне живущие, тому самому водохлебу Кок огузу и, может быть, нам пора объединить свои усилия, чтобы не допустить исчезновения Сырдарьи, единственной водной артерии Приаралья и спасти хотя бы ту малую часть Арала, для восстановления которого было потрачено столько усилий и средств?
Жанна Балмаганбетова
Фото автора