Права потребителей: знаем, соблюдаем, защищаем - «Кызылординские Вести»

Права потребителей: знаем, соблюдаем, защищаем

14.06.2022

1101 0

1695741a6208db0f336a30290a53511b e1655178730457

С начала 2022 года в областной департамент Комитета по защите прав потребителей поступило 120 обращений о нарушениях прав потребителей. Это на 30,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В рамках проведенных мероприятий кызылординцам возвращено свыше 700 тысяч тенге. Об этом, в частности, на брифинге в региональной Службе коммуникаций рассказал руководитель департамента Еркасым Сулейменов.

Как отметил спикер, основной поток претензий от потребителей пришелся на долю розничной торговли, качество обслуживания в коммунальной сфере, сервисах быта и общественного питания.

Отмечено, что потребители должны знать свои права. Для этого правозащитные организации проводят разъяснительную работу, имеют свои площадки в соцсетях. Если люди считают, что их потребительские права нарушены, то лучше, начиная за них борьбу, проконсультироваться с сотрудниками департамента или общественниками. Претензии должны быть изначально грамотно изложены и предъявлены. Из департамента, например, гражданам могут по Whatsapp прислать образцы обращений.

Е.Сулейменов напомнил, что сегодня порядок рассмотрения жалоб состоит из трех этапов. Первым делом потребитель должен самостоятельно направить письменную претензию предпринимателю (продавцу, изготовителю, услугодателю), который обязан ответить на нее в течение десяти календарных дней. На втором этапе предполагается подключение государства. Если предприниматель отказал в удовлетворении претензии либо вовсе на нее не ответил, потребитель имеет право обратиться в департамент по защите прав потребителей. И последний этап рассмотрения жалобы – это обращение в суд.

– По результатам рассмотрения обращения мы можем вынести предписание в адрес предпринимателя об устранении нарушений закона или назначить проверку. При этом следует учитывать, что в Казахстане уже третий год действует мораторий на проведение проверок с посещением субъектов малого бизнеса. Но это вовсе не означает, что у нас полностью связаны руки, – подчеркнул спикер. – Ни одно заявление от граждан не остается без внимания, а если дело доходит до суда, то мы можем принять участие в качестве третьей стороны, отстаивая, разумеется, позицию потребителя.

Кроме того, с прошлого года кызылординцы могут подавать обращение о нарушении потребительских прав через Единую информационную систему защиты прав потребителей. Вход в нее осуществляется на сайте www.e-tutynushy.kz с помощью смартфона или компьютера. Примечательно, что эта платформа имеет мобильную версию, что позволяет потребителю оперативно отправить жалобу на качество товара или услуги, сразу после выявления нарушения.

При этом система является единым окном подачи обращений и контроля над их рассмотрением. Такой подход максимально упрощает для пользователя процедуру общения с представителями госорганов и бизнеса.

Сотрудники департамента регулярно проводят разъяснительную работу среди предпринимателей, а также акции по повышению потребительской грамотности среди населения. С начала года опубликован ряд статей в средствах массовой информации областного, городского и районного уровней. В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей прошли Дни открытых дверей. Кроме того, статьи и видеоролики, посвященные правам потребителей, размещены в социальных сетях – на аккаунтах департамента в Facebook и Instagram.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: