Позвала в дорогу великая история — «Кызылординские Вести»

Позвала в дорогу великая история

19.05.2022

535 0

Кызылординский областной историко-краеведческий музей в рамках проекта «Рухани жаңғыру» организовал познавательную телеэкспедицию на тему «Азаттық жолы», приуроченную к 220-летию хана Кенесары Касымулы и 210-летию легендарного полководца Бухарбая батыра. В ходе двухдневной телеэкспедиции специалисты музея, местные ученые, краеведы, потомки легендарных личностей, представители СМИ посетили сакральные места, связанные с именами наших прославленных земляков.

КОРНИ ГЛУБОКОЙ ИСТОРИИ

Первым объектом стал мавзолей Кожан кожа в Сырдарьинском районе. Он находится в десяти километрах к северу от аула Айдарлы. Это историко-культурный памятник республиканского значения, построен каракалпаками и представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение из жженого кирпича без фундамента. Мавзолей расположен на большом некрополе, состоящем из мемориальных памятников, надгробий, ограждений, мазаров, и является здесь самым большим сооружением. Дата строительства – конец XVIII века. Как отмечено на погребальной плите, здесь захоронены дети Мади кожи – Кожан кожа, Кылыш, Пирзада, а также расположены могилы сына Кожан кожи – Болата и Сеит батыра.

Участников телеэкспедиции заинтересовал тот факт, что в расположенном неподалеку от могилы Кожан кожи мавзолее Суинбиби ана, как оказалось, была захоронена мать Кенесары хана.

– Мы каждый год приходим сюда, чтобы поклониться нашим предкам, – говорит потомок легендарной династии Ауесхан Тайшыков. – По дошедшим до нас устным преданиям, здесь нашла свое последнее пристанище мать Кенесары хана. В одной из своих поездок по этому краю она заболела, а позднее здесь умерла. Ее похоронили рядом с Кожан кожой. В этой местности также находится озеро Касыма и одноименный полуостров. Все эти объекты требуют тщательного исследования ученых.

Согласно генеалогическому древу из семейного архива Азимхана Кенесарина – внука Кенесары хана, от старшей жены Кенесары Касымова Кунимжан родились три сына Жапар, Тайшык, Ахмет. От второй жены Жаныл – пять сыновей – Кумар (по некоторым данным Омар), Абубакир, Кусман (Осман), Сыдык, Жакшы (Жегей). Старший сын Жапар в период борьбы с Российской империей попал в плен, откуда спустя долгие годы бежал вместе с батыром Бекетом. Он умер вскоре после возвращения в родные края. Тайшык и Ахмет были вынуждены работать на царское правительство. В одном из сражений с кокандцами после тяжелого ранения погибает Тайшык. Его потомком и является наш земляк Ауесхан Тайшыков.

В ходе поездки мы познакомились также с еще одним потомком известного казахского хана – Халифой Амиркызы, которая проживала в Кызылорде. Ее гене-алогическое древо корнями уходит к Елекей султану, который взял в жены дочь Кенесары хана – Мамилю.

Участники телеэкспедиции на месте паломничества прочитали молитву по усопшим предкам. А рядом с вышеупомянутым озером краевед из аула Бесарык Жумабай Байзакулы многое рассказал о Кожан коже.

– Телеэкспедиция, посвященная славным подвигам последнего казахского хана Кенесары Касымова и его периоду жизни в низовьях Сыра, дает возможность как можно лучше узнать о взаимосвязи между потомками Кожан кожи и Торе, – подчеркнул краевед. – У мавзолея глубокая история. Кожан кожа – потомок Мадикожи – последнего после Ходжи Ахмеда Яссави просветителя-религиоведа.

 У Кожан кожи было девять детей. Его второй ребенок Заман был глубоко образованным религиозным человеком, известным поэтом, жырау, справедливым би. По специальному приглашению хана он создал кочевую орду Абылай хана. Последний, который к тому времени наряду с высокой образованностью увидел в поэте и многие другие его хорошие качества, сделал его наставником Касыма султана. То есть Касым торе является его непосредственным учеником.

В ходе национально-освободительного восстания Кенесары хан в одной из поездок по низовьям Сырдарьи был поражен мужеством правнука Кожан кожи – Нарбая батыра. Названные в честь великого предводителя озеро и полуостров – это дань уважения его заслугам. По мнению Ж.Байзакулы, для потомков было бы весьма своевременным и значимым, если бы эти святые памятники были отреставрированы, и стали бы в регионе туристическими объектами. Сегодня благоустройством мавзолея Кожан кожи занимается шыракшы (смотритель) Гарифолла Абиасанов.

ВЕРНЫЙ СОРАТНИК ХАНА КЕНЕСАРЫ

Далее участники поездки побывали в Жалагашском районном историко-краеведческом музее, где ознакомились с историей жизни Бухарбая батыра. Здесь хранится его печать, которую в дар музею в рамках 200-летия батыра подарили потомки. Житель аула Бухарбая батыра, председатель районного совета ветеранов, Почетный житель Жалагашского района Кабланбек Нурмаганбетов рассказал о жизни прославленного земляка из рода табын младшего жуза.

– Талант прославленного полководца проявился во время национально-освободительного движения под предводительством Кенесары хана, – отметил К.Нурмаганбетов. – Бухарбай Естекбайулы родился в 1812 году в Жалагашском районе в местечке Коктонды (ныне это аул его имени). Уже подростком он отличался недюжинной силой, был искусным наездником. В конных состязаниях, байге он неизменно выходил победителем. Известный в сырдарьинских краях батыр Байкадам, заметив способности подростка, его смелость и отвагу, принял его в свое войско. Слава Бухарбая как отважного батыра взошла в боях с кокандскими беками. Кокандцы часто совершали набеги на малочисленные кочевые аулы, уводили пленных и скот. Казахские батыры не раз собирали войско и оказывали им яростное сопротивление. Одним из оборонительных строений кокандских беков в низовьях Сырдарьи была крепость Кумискорган на границе нынешнего Сырдарьинского района. По свидетельству историков, устав от бесчинств кокандских правителей, под предводительством Мысык бия батыры Байкадам и Кабанбай предположительно в 1830 году совершили набег на крепость Кумискорган. Был с ними и 18-летний Бухарбай. Окружив сооружение, они вызывали на поединок брата бека Жубанияза. В жестокой схватке Бухарбай побеждает противника, сразив его копьем. Ворвавшиеся в крепость казахские сарбазы одерживают победу над кокандцами, часть из которых спасается бегством.

Летом 1837 года казахские батыры начинают собираться под знаменами Кенесары хана. Бухарбай становится верным соратником Кенесары и поддерживает его дипломатические усилия по привлечению к восстанию присырдарьинских родов, возглавляемых Жанкожой батыром. В августе 1838 года он прославился своим героизмом при взятии крепости Акмола.

 В 1841 году Кенесары с войском численностью в 4000 человек направляется в Ташкент. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, он начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Были взяты кокандские крепости Акмешит, Жолек, Сайран. Бухарбай батыр отличился при штурме крепости Созак. В течение двенадцати дней длилась ее осада. Эта победа имела особое значение, так как именно после падения крепости Созак кокандский хан был вынужден предложить Кенесары заключить союз, но султан отказался. За отвагу и героизм Бухарбай батыр был удостоен награды. На протяжении десяти лет вплоть до трагической гибели Кенесары в апреле 1847 года Бухарбай батыр оставался в числе его верных сподвижников. В одном из боев с кокандцами Бухарбай получил тяжелое ранение и вернулся к мирной жизни.

Он прожил долгую жизнь и умер в возрасте 86 лет. Бухарбай батыр похоронен в двадцати километрах от аула Каракеткен Жалагашского района. На месте его захоронения в 1993 году благодарные потомки возвели мавзолей. Участники поездки прочитали на месте его последнего пристанища поминальную молитву.

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЖУЗОВ

Во второй день телеэкспедиции путь пролегал в Кармакшинский район. Здесь участники побывали в мавзолее проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана, а также в расположенном рядом мавзолее его сына Калкая ишана. За их благоустройством следит шыракшы Бекболат Молдашулы. Он создал здесь небольшой музей своего духовного покровителя, где представлены копии редких архивных документов, письма, фото личных вещей Марала ишана.

По словам участника телеэкспедиции, писателя Шегебая Кундакбаева, Марал ишан родился в 1780 году. Его отец Курман Кенжебайулы был батыром и врачевателем Абылай хана. Мальчику было девять лет, когда погиб его отец, и ему пришлось сполна испить горькую чашу сиротства. Вместе с матерью в поисках лучшей жизни Марал оказался в окрестностях крепости Акмешит. Он мечтал учиться, но из-за нужды пришлось наняться подпаском к Куланбай ишану. Человек богатый и с открытой душой, он сумел распознать в подростке незаурядные способности.

В конце XIX – начале XX века в духовной жизни народов Центральной Азии, в том числе казахов Туркестанского края большую роль играли ишаны как проводники мусульманской религии, просвещения, народных традиций врачевания. В истории национально-освободительного движения есть интересные сюжеты, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей. К их числу относится движение Марала ишана — одна из первых организованных попыток антиколониального сопротивления казахов, основанных на идеях исламского единства и религиозных ценностях. Но это было движением не столько религиозно-мистическим, сколько носило ярко выраженную национально-освободительную окраску. Марал ишан имел большой авторитет среди населения. Уже при жизни его почитали как святого и целителя. Духовный соратник Кенесары хана, он был прогрессивным общественным деятелем, призывал сородичей к прекращению межродовых усобиц, переходу к оседлому образу жизни, овладению грамотой и ремеслами. Он проповедовал среди казахов, в первую очередь, своих сородичей, суфизм, за что был удостоен звания ишана – суфийского шейха. Это самый высокий статус в духовенстве, который дает право вести самостоятельную религиозную жизнь, собирать последователей. Отметим, что помимо религиозного просвещения, морального утешения, ишаны, зная секреты народной медицины, оказывали людям и врачебную помощь.

В свое время в честь Марала ишана сложили жыры известные акыны прошлого Балкы Базар, Омар Шораяк, Турмагамбет. Марал ишан был признан героем, покровителем и духовным наставником трех жузов. При Кенесары хане он был главным муфтием.

По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.

Как отметил научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Сайлау, мавзолей Марала ишана – памятник истории и культуры местного значения, относящийся к XIX веку. Он по праву заслуживает республиканского статуса. Мавзолей Марала ишана также является маленькой копией мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Рядом с мемориальным комплексом расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега.

ИМЯ БАТЫРА НЕЗАБВЕННО

В поселке Айтеке би Казалинского района в мазволее Жанкожи Нурмуха-медулы участники познавательной телеэкспедиции почтили память прославленного батыра. Как отметил его потомок в седьмом колене Даурен Алдиярулы, памятник построен в 1992 году. В его возведении приняли участие простые жители не только нашей области, но и Каракалпакии и Узбекистана. Здесь хранится земля, привезенная из места захоронения нашего легендарного земляка – мазара Жанкожи батыра, который находится в 125 километрах от аула Каукей на границе с Узбекистаном.

Жанкожа Нурмухамедулы родился в 1774 году на территории, где сегодня расположен аульный округ Арыкбалык Казалинского района. Ставший при жизни легендой, он отдал 70 лет борьбе с врагами. Национально-освободительное движение под предводительством Жанкожи в Кызылординской области стало одним из крупнейших в истории и сыграло немаловажную роль в становлении независимого Казахстана. Осенью 1830 года Кенесары хан во главе полуторатысячного отряда и Жанкожа со своей сотней начали военные действия против кокандцев. Кроме того, Ж.Нурмухамедулы возглавлял восстание сырдарьинских казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств и колониальной политики России в 1856-1857 годах. До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, всегда был за справедливость, охранял покой народа, искоренял воровство, боролся против насилия и бесчинства баев.

– Главная цель организованной нами телеэкспедиции «Азаттық жолы» – собрать как можно больше новой информации, сведений и документальных фактов о наших прославленных предках – казахском государственном военном деятеле, полководце, лидере национально-освободительного движения казахов за независимость – Кенесары хане и самоотверженном Бухарбае батыре, – подчеркнул директор областного историко-краеведческого музея Сапар Козейбаев. – Нам также важны воспоминания о них от их прямых потомков, которые могут пролить свет на некоторые ранее неизвестные стороны их жизни. Очень важно, чтобы в рамках этих знаменательных дат было уделено особое внимание благоустройству и реконструкции всех памятников истории и культуры в рамках телеэкспедиции. Это необходимо, в первую очередь, для развития туристического потенциала Приаралья. Это нужно для нашей истории, для наших потомков.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: