Поэт – любимый, поэт – народный - «Кызылординские Вести»

Поэт – любимый, поэт – народный

30.09.2021

1271 0

pojet ljubimyj pojet narodnyj

Как известно, в стране проходят мероприятия, посвященные казахскому поэту Жамбылу Жабаеву, 175-летие которого отмечается в нынешнем году.

В художественной галерее Кызылорды открылась передвижная выставка под названием «Жүз жыл жырлаған жүрек». Выставочный проект был организован литературно-мемориальным музеем Жамбыла Жабаева в рамках юбилейных мероприятий. В экспозиции выставлено около 50 экспонатов. Это предметы, которыми пользовалась семья акына, его личные вещи, музыкальные инструменты, хранящие прикосновение его пальцев, награды, фотографии и картины. Очень трогательно о каждом из эскпонатов рассказала внучка поэта, дочь его младшего сына Куаныша Салтанат Жабаева. Она же – директор дома-музея и хранительница наследия поэта.        

– Музей Жамбыла расположен вблизи села Узынагаш в 70 километрах от Алматы в доме-усадьбе, где акын провел последние годы (1938-1945) своей жизни, – сказала С. Жабаева. – Дом из 12-ти комнат был подарен акыну Правительством Казахской ССР в 1938 году в связи с его 75-летием. Здесь же он отошел в мир иной, не дожив считанные месяцы до своего столетия. В его кабинете висят часы, которые показывают 7 часов 55 минут – время, когда перестало биться его сердце.

В 1996 году к 150-летию акына дополнительно была построена пристройка для актового зала. Сегодня там можно посмотреть художественные и документальные фильмы об акыне, послушать записи его голоса. В целом, экспозиция музея переоформлялась дважды, сегодня она содержит около 4000 экспонатов, рассказывающих о жизни и творчестве Жамбыла.

По просьбе самого Жамбыла его похоронили в яблоневом саду рядом с домом. К 100-летию акына по проекту архитектора Ивана Белоцерковского по эскизам Абылхана Кастеева над его могилой был построен десятиметровый мавзолей в форме восьмигранника. Надо отметить, здесь же, рядом с Жамбылом, покоится еще один выдающийся сын казахского народа – композитор Нургиса Тлендиев. Незадолго до смерти он попросил, чтобы его похоронили не на Кенсае, а именно рядом с Жамбылом.

Среди вещей, привезенных на выставку, – чапаны и халаты, в разное время подаренные ему Алма-Атинской филармонией, туркменскими поэтами. Жамбыл любил верховую езду и лошадей. Об этом свидетельствуют предметы конской упряжи – седло, камча, ремень, подарок его друга Кенена Азер-баева. Один из ценных экспонатов – домбра акына. Ее сделали специально для Жамбыла по заказу его нагаши – деда со стороны матери. Корпус домбры вырезан из цельного дерева, струны сделаны из козьих кишок. До нас дошло несколько домбр, принадлежавших акыну, одна из них передана музею народных инструментов имени Ыхыласа в Алматы, остальные хранятся в его музее.

На открытии выставки присутствовали представители творческой интеллигенции нашего города, преподаватели вузов, студенты и школьники.

На стыке эпох и столетий

Выдающийся казахский акын, сказитель и импровизатор Жамбыл Жабаев родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедняка-шаруа у подножия горы Жамбыл в верховьях реки Шу (ныне – Мойынкумский район Жамбылской области). Отец нарек сына именем горы, у подножия которой он и родился, когда родители вместе с караваном кочевников спасались от преследования кокандских захватчиков.

С детства он рос среди бескрайних степей, слушая задумчивые напевы домбры, и полюбил музыку, а с ней и домбру. Вначале слушал, как играют другие, затем сдружился с инструментом сам. В одном из автобиографических произведений поэт указывает, что началось это увлечение лет в десять, когда он вперемешку с играми пас ягнят верхом на воле.

В его роду не было знаменитых акынов или музыкантов, но дядя, брат отца, был довольно известным домбристом, родственники по линии матери Улданы также славились игрой на кобызе. Мать поддержала детское увлечение сына искусством слова.

Любознательный Жамбыл все схватывал на лету. А когда ему исполнилось четырнадцать лет, он пришел к отцу с домброй и попросил его благословения.

Благословение Суюнбая

Учителем и наставником Жамбыла, благословившим его на путь искусства, был старый акын Суюнбай Аронулы. В 14 лет Жамбыл ушел из дома и стал его учеником. «Большой акын должен иметь свой голос, измерять землю своим аршином. Каждое твое слово должно разить как кинжал», – эти слова мудрого акына стали для Жамбыла путевкой в большую жизнь. И эти слова будущий поэт запомнил на всю свою долгую жизнь. Изучив мастерство Суюнбая, он стал певцом трудового казахского народа. «Мои песни неслись по всем степям. Я никогда не порывал связи с народом и народ любил меня», – вспоминал позже Жамбыл. До конца своей жизни он боготворил Суюнбая, который был его кумиром.

Начальный период творчества Жамбыла характеризуется небольшими по объему стихами, обличающими человеческие пороки – скупость, спесивость, взяточничество, праздность. Это стихи «Про Манке», «Мамбету», «Шалтабаю», «К Кали», «Сату» и другие.

Известность к нему пришла после его побед в айтысах, сначала в форме небольших словесных перепалок, например, с киргизской девушкой Сайкал. Подобное творчество относилось к такому виду айтыса, как «қайым айтыс», которое затем переросло в более объемные «сүре айтыс» или «желілі айтыс».

Первое его крупное поэтическое состязание состоялось в 1881 году с известным в южном регионе страны поэтом-импровизатором Кулмамбетом, который славился тем, что побеждал девять акынов подряд. Не знавший поражений мастер отнесся к Жамбылу с пренебрежением, свысока. Причём привели его на состязание по настоянию самого Кулмамбета, который непременно хотел сразиться с подающим надежды акыном и разбить его в пух и прах. В этом поэтическом споре зрители безоговорочно признали победителем 35-летнего малоизвестного Жамбыла. Так к нему пришла всенародная слава. В Семиречье о Жамбыле заговорили как об одаренном акыне. Позже он будет участвовать в поединках с признанными мастерами поэтической импровизации Шоже, Балуаном Шолаком, Шашубаем и другими.

Поэт создал свои варианты дастанов, которые дошли до нас. Своеобразной подготовкой к этому служило исполнение таких шедевров тюркоязычного и казахского сказительства, как эпос «Қыз Жібек», «Манас», «Ер Төстік» и других. Известно, что Жамбыл имел в репертуаре свой вариант легендарной «Шахнаме». По своему объему некоторые из них превышали 40-50 тысяч строк, и если сложить все вместе, то ясно, что Жамбыл держал в памяти около миллиона строк. Многие из них, к сожалению, не дошли до наших дней.

Интересный эпизод из жизни акына связан с празднованием в 1913 году 300-летия царствующей династии Романовых. Жамбыла, который тогда был уже не молод и редко выходил на люди, пригласили на это официальное мероприятие в числе других поэтов-импровизаторов. Как было задумано, все они должны были воспеть славу царю-батюшке. Однако Жамбыл не стал возносить Николая ІІ и его родословную, а стал петь о героях казахского народа Саурыке и Суранши – батырах, боровшихся за счастье народа. Старого певца выгнали из Верного, от гнева окружного начальника его спасла тогда всенародная любовь. Хотя позже он все-таки поплатился за свой поступок – в 1916 году был отправлен на тыловые работы.

Всенародное признание

«Жамбыл – менің жәй атым,
Халық – менің шын атым!», –
сказал о себе акын. Действительно, он был подлинно народным акыном, в творчестве которого отразились все его чаяния и стремления.

Голос поэта из казахской степи гневно и страстно прозвучал в годы Великой Отечественной войны. Его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» стало мощным призывом, вселившим в жителей осажденного города уверенность в победе, давшим им силу и надежду в час суровых испытаний. Стихотворение стало одним из лучших в многонациональной советской поэзии военных лет и было отмечено сталинской премией II-й cтепени.

На гребне славы и поиска жизненной правды Жамбыл встретил самые мощные социальные потрясения ХХ века. Он был на год младше Абая, на год старше другого крупного казахского поэта – Шангерея Букеева, но, пережив обоих, стал полноценным свидетелем самых значительных вех этой сложной исторической эпохи. Жамбылу Жабаеву, поэту редкого таланта и удивительной судьбы, довелось жить в условиях царской России, революционных преобразований в степи, стать свидетелем событий Гражданской войны, Великой Отечественной войны, пережить послевоенную разруху.

Домбрист-виртуоз, мастер поэтической импровизации, лирик, сатирик, публицист – все это грани таланта одного человека – акына Жамбыла Жа-баева. Всесоюзное признание к нему пришло достаточно позд-но – в 90 лет, ещё 10 лет он проведет в стремительном творческом полете. Такого феномена, пожалуй, не встретишь ни у одного народа мира.

Жамбыл занимает почетное место в истории Казахстана, он оставил после себя ценное творческое наследие, которое стало достоянием не только национальной, но и мировой литературы.

Высокую оценку творчеству акына дали Михаил Шолохов, Константин Симонов, Ромен Роллан, Мартин Андерсен Нексе и другие видные писатели и литературные критики. Современники отдали дань поклонения таланту и литературному гению поэта. Ведь он, как никто другой, был певцом и глашатаем братства и дружбы людей. 

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: