Все началось с корейской k-pop группы BTS, которой я никогда не интересовалась. Одна моя знакомая – ярая ее фанатка. Однажды при встрече с ней она на протяжении получаса рассказывала о концерте группы. На следующий день обнаружила загадочную связь между моими разговорами с ней и рекламой, которую я увидела в своем аккаунте в Instagram, – моя лента была заполнена концертами этой группы. Совпадение? Я задумалась и решила разобраться в этом вопросе.
А у вас никогда не возникало ощущения, что ваши телефоны подслушивают? Если да, то вы не одиноки. Этот вопрос сейчас волнует многих пользователей мобильных устройств. Иногда мы сами склонны искать совпадения. Рекламодатели обычно учитывают сезонность и цикличность запросов и в соответствии с этим запускают кампании с большим охватом аудитории.
Пользователи интернета давно привыкли к баннерной рекламе — в углу страницы практически любого сайта постоянно появляются предложения что-то купить. Иногда помимо совершенно рандомных вариантов там оказываются товары, которые мы недавно смотрели в интернет-магазинах или что-то, связанное с нашими поисковыми запросами — и это никого не удивляет. Другое дело, когда внезапно нам предлагают купить мотоцикл, который вы недавно обсуждали с супругом.
Многие люди после таких историй уверены в том, что интернет-гиганты всех нас подслушивают через микрофон смартфонов. Правда это или миф? Перечитав много материалов на эту тему в интернете, наткнулась на несколько экспериментов серьезных компаний. Итак, по каким признакам можно точно определить, что телефон подслушивает и предлагает рекламу? Действительно ли массовая и незаконная коммерческая прослушка – реальный факт или это параноидный бред? Сказать наверняка мы не можем. Но, неслучайные случайности случаются и это факт. Нам действительно очень часто предлагают поразительно актуальную рекламу, словно подслушивают. Возможно, искусственные интеллекты цифровых компаний стали настолько умными, что уже умеют прогнозировать направление наших мыслей. Или просто научились строить идеально точные поведенческие модели, отталкиваясь от известных данных. Сами производители устройств и разработчики крупных приложений, таких как Facebook, утверждают, что микрофоны смартфонов не используются для рекламы. Что думаете вы?
Возможно ли, что смартфон без нашего ведома подслушивает наши разговоры? В поисках ответа обратилась к экспертам. Так, по словам преподавателя информатики колледжа «Болашақ» Балнур Торегали, крупнейшие компании, работающие в сфере высоких технологий, эту идею категорически отвергают. Google заявил, что никоим образом ни для рекламы, ни в каких-либо других целях, не использует голоса до тех пор, пока пользователь не произнесет «о’кей Google», чтобы активировать систему распознавания голоса.
Компания Wandera, занимающаяся безопасностью сотовой связи, решила провести собственное расследование, чтобы проверить, есть ли подтверждения распространенному мнению о том, что наши разговоры подслушивают. Специалисты компании по кибербезопасности провели в интернете ряд экспериментов и не обнаружили никаких свидетельств тому, что мобильные устройства или приложения секретно прослушивались.
Они оставили в специальной тихой комнате iPhone и смартфон на Android, включив рекламу корма для животных. На смартфонах были открыты приложения Amazon, Facebook, Instagram, Chrome, YouTube и другие. После этого специалисты изучали контент в приложениях и на веб-страницах, чтобы найти рекламу кормов для собак и кошек, однако ничего не нашли. Кроме того, не было зафиксировано скачка потребления трафика или заряда батареи.
Активность телефонов в «аудиокомнате» и звукоизолированной комнате была идентичной. Некоторый перенос данных с мобильных устройств был, но его активность и близко не приближалась к объемам передачи данных при использовании таких виртуальных помощников как Siri или Hey Google. Результаты этих исследований не удивят специалистов в области информационной безопасности, уже много лет знающих, что телекоммуникационные гиганты и без того знают о нас так много, что им не нужно подслушивать разговоры, чтобы «терроризировать» пользователей целевой рекламой.
Дело в том, что у рекламодателей имеются сложные инструменты, позволяющие с точностью профилировать пользователей. Ваше местоположение, история посещения сайтов и другие данные дают достаточно информации, чтобы понять, что вы хотите приобрести. Они могут через соцсети привязать вас к вашим друзьям и вычислить, какие из вещей, которые они ищут, могут заинтересовать и вас. Эта технология постоянно развивается и совершенствуется.
Реклама, которую мы ви-дим, – это результат огромного объема информации о вас, которой располагают эти компании. Они делятся этой информацией через рекламную сеть, управляемую мощными компьютерами с алгоритмами самообучения. Сегодня они могут успешно предсказать, что именно вас заинтересует – раньше, чем вы сами это поймете.
Чаще всего рекламные баннеры пользователю показывают на основе его «цифрового следа» или истории посещения сайтов. Специалисты объясняют, что данные собирают с помощью специальных пикселей — кода, установленного на странице, после чего рекламодатели предлагают объявления с учетом действий пользователя на площадке. К примеру, после захода в интернет-магазин одежды и просмотра товаров вы видите рекламный пост с напоминанием об их приобретении.
Как отметил специалист информационной безопасности, генеральный директор казахстанского филила ООО Macroscop Дастан Айтбай, информацию о нас, доступную рекламодателям, можно условно разделить на онлайн и офлайн-данные, в которых первые — все наши действия в интернете, вторые — в реальной жизни. Мостик между ними может образоваться благодаря мобильным приложениям. Интернет не является источником офлайн-данных, а вот приложение на телефоне или другом устройстве, которое пользователь носит с собой, вполне может стать таковым. Приложения люди используют для решения своих задач, потому часто оставляют там свои личные данные. А рекламодатель может быть заинтересован в сопоставлении данных, которое называется матчингом. Допустим, я отслеживаю свою физическую активность в специальном приложении, которое предлагает мне поделиться своими результатами в Facebook. Конечно, хочется рассказать, сколько шагов сегодня я проделала, поэтому ставлю галочку, что согласна на обработку данных. При этом юридически пользователь дает свое разрешение, и вуаля! Матчинг состоялся, решена техническая задача по сопоставлению информации о пользователе с какими-то его идентификаторами.
Эксперимент также проводили сотрудники «Лаборатории Касперского». Они в течение недели обсуждали карнизы в надежде увидеть подходящую рекламу в ленте друзей или на рекламных баннерах. Однако затея не увенчалась успехом.
Вероятность того, что смартфон запишет разговоры, а затем их расшифруют и проанализируют, мала, однако есть множество других способов получить данные о человеке и его желаниях. Поисковые запросы, комментарии и дружба в социальных сетях, переходы по ссылкам, подписки на группы и страницы – все это складывается в большой цифровой портрет.
Специалисты рекомендуют как можно более осознанно управлять доступом приложений к функциям смартфона и к личным данным. Когда приложение запрашивает доступ к камере, микрофону, геолокации, файлам на устройстве — подумайте, насколько вам объективно нужна требующая такого доступа функциональность и что весомее: получаемая от приложения польза или потенциальный вред от отправки ваших приватных данных рекламным сетям и другим «третьим сторонам».
Давайте разберем, как проверить, подслушивается ли телефон или нет, перечислим основные признаки слежки. Интернет слишком часто предлагает рекламу, совпадающую с темами ваших устных разговоров. Смартфон, находящийся в режиме покоя, греется. Вы замечаете, иногда на смартфоне сам по себе загорается дисплей, мигают световые индикаторы, а на устройстве, весь день остававшегося в сумке, куда-то исчезла половина заряда батареи. Наверняка будете удивлены, но многие специалисты уверены, подобную слежку ведут и браузеры, и навигатор в машине, и даже умные часы на вашем запястье.
Существуют несколько способов запретить телефону подслушивать. Один из них – с помощью специального чехла, изготовленного из металлической сетки по принципу клетки Фарадея, заблокировать любые функции беспроводной передачи информации (Bluetooth, Wi-Fi и прочее). Еще лучше – активировать режим полета или выключить телефон. Правда, полноценно пользоваться им, в этом случае, вряд ли сможете. Также можно поставить на смартфон специальное приложение, которое производит шумовой фон в речевом интервале частот. Не забывайте включать его во время разговоров. Утилита работает громко, зато очень эффективно. Во время установки программ, не давайте им разрешение на доступ к вашему микрофону. Отключите и не пользуйтесь голосовыми помощниками (Siri, Алиса, OK Google и другие).
Важно, чтобы вы понимали, к чему имеют доступ ваши приложения. Проверьте приложения в ваших настройках и посмотрите, имеют ли они доступ к вашему местоположению, Siri, фотографиям и сотовым данным. Вы можете быть удивлены тем, какие права неосознанно предоставляете установленным у вас приложениям.
Если обеспокоены тем, что приложения прослушивают для того, чтобы потом направлять на вас рекламные объявления, то можете ограничить рекламный трекинг на телефоне. Эта настройка удаляет ваш идентификационный номер (ID), который используется рекламными площадками для классификации пользователей. Ее отключение не уменьшит объем показываемой вам рекламы, но станет менее нацеленной на вас.
Также можно просто установить Kaspersky Internet Security, включить Анти-Баннер и Защиту от сбора данных — и не проводить никаких экспериментов. Эти две технологии вырезают не только рекламу, включая ролики на YouTube, но и многочисленные трекинговые инструменты, которыми в интернете пользуются тысячи компаний.