Прошло десять лет с того дня, как ушел из жизни Нурдильда Уалиевич Уалиев, один из первых моих наставников, который в свое время дал мне бата — отцовское благословение на государственную службу. Более сорока лет отдал я службе государству, и за все эти годы Нуреке запомнился тем, что постоянно опекал и поддерживал молодые кадры, заботился об их профессиональном росте.
Эту заботу я ощутил с первого дня. В отделе пропаганды обкома партии он следил за тем, чтобы его подчиненные относились к работе творчески, неустанно работали над повышением своего профессионального уровня. Ежедневно Нурдильда Уалиевич работу начинал с того, что просматривал газеты и журналы, издания АПН, информационные бюллетени «Атлас», «Планета» (ежедневные международные обзоры информации, получаемые по телетайпу по закрытым каналам связи), делал какие-то пометки по ним, давал поручения. Он приучил к этому всех сотрудников отдела, и эта привычка жила во многих из нас — свой рабочий день начинали с просмотра свежих газет, последних новостей, передаваемых по Интернет-ресурсам. И сейчас, когда я нахожусь на заслуженном отдыхе, это стало атрибутом моей повседневной жизни.
Буквально через неделю работы в обкоме партии Нуреке поручил мне порыться в партийном и областном архивах, собрать материалы по 60-летию Казахстана. Приобщение к архивным документам, их анализ заставили меня по-новому взглянуть на факты, события, даты, приводимые в официальных решениях и сводках, и в целом на архивное дело. Понял, какой груз ответственности ложится на партийного работника, исследователя или ученого, который работает с оригиналами тех документов, по которым вершилась история нашего государства. Н. Уалиев к каждому документу (проект решения, письмо, информация), который выходил из-под его пера, относился скрупулезно, с карандашом в руках перепроверял отдельные факты, вносил свои правки. Порой, особенно на первых порах, часто удивлялся, как удается нашему шефу в разы сократить объем представляемого нами документа. После его тщательной правки документ как бы приобретал второе дыхание — емко, понятно и доступно каждому, кто его читает.
Желание знать больше, расширять свой кругозор было не только потребностью, но повседневным делом и заботой Нуреке. У него была богатая личная биб-лиотека, сам он занимался научной работой и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а под его руководством в отделе трудились четыре кандидата наук, пришедшие из вузов. Это Абжами Айсаутов, Козыбек Аскаров, Жалел Бакиров, Хатира Наурызбаева. Его статьи, заметки в республиканских и областных СМИ всегда вызывали неподдельный интерес у партийного и идеологического актива области. По его рекомендации многие работники партийных и комсомольских органов, журналисты местных газет обучались в Алматинской высшей партийной школе, Академии общественных наук в Москве, повышали свой профессиональный уровень. И когда он был заведующим отделом науки, и когда он возглавлял идеологический отдел, и когда он руководил кадровой политикой в регионе.
Перечислю лишь некоторых из них: Олжабай Сапарбаев, Аскербек Рахымбеков, Адильхан Байменов, Жакебай Бекжанов, Барлыбай Биманов, Рахима Даутбаева, Игорь Корнилов, Жолтай Алмашев, Рахима Ахметова, Серик Пирназаров, Оналбек Сапиев, Болат Оразов и другие. Это лишь небольшая часть тех, кто благодаря Нуреке обучался в этих престижных учебных заведениях того времени.
Через месяц работы в обкоме партии я был направлен руководством отдела на стажировку в ЦК Компартии Казахстана, которая многое дала мне в профессиональном плане. Общение с работниками отдела пропаганды, подготовка материалов на секретариат ЦК с выездом в Северо-Казахстанскую область, обмен мнениями со своими коллегами из Алматы, Западного Казахстана и Петропавловска по вопросам совершенствования своей работы позволили мне быстро окунуться в партийную работу. Все, кто работал с этим человеком, помнят его как добросовестного и порядочного человека, мобильного руководителя, хорошего собеседника и высокоинтеллектуального профессионала. Ему всегда были чужды такие качества, как высокомерие, чванливость и окрик. Оперативные совещания проводил без суеты и излишней нервозности, заранее готовился к ним, поэтому поручения всегда были конкретными и адресными.
Не помню ни одного случая, чтобы он перешел на высокий тон в общении с подчиненными. Интеллигентность, заложенная в нем с молоком матери, а затем развитая во время учебы в педагогическом институте, в комсомоле, средней школе, партийных органах и областной газете «Ленин жолы», не позволяли ему этого делать. Какое бы структурное подразделение обкома партии он ни возглавлял, всегда рядом были единомышленники, высокие профессионалы своего дела, которые понимали Нуреке с полуслова. Заботился о том, чтобы каждый из них мог принять решение, не озираясь на начальство.
Подбор кадров велся таким образом, чтобы обеспечивалась преемственность поколений, а наиболее подготовленные из них выдвигались на вышестоящие должности. Так, с легкого благословения Н. Уалиева на вышестоящие должности были назначены бывшие его подчиненные Любовь Сапожникова, Сабит Мадибеков, Али Муслимов, Олжабай Сапарбаев, Куанышкали Шапшанов, Еркин Айтуманов, Амангельды Жуматаев, Аскербек Рахымбеков, Адильхан Байменов, Рахима Ахметова и другие. В их числе был и автор этих строк.
Много усилий он приложил для того, чтобы в середине 70-х годов в Кызылорде открылся филиал Жамбылского гидромелиоративного строительного института. Как рассказывал мне тогдашний директор филиала Валихан Бишимбаев, руководство учебного заведения находило всяческую поддержку и всемерную помощь в лице Нуреке и его коллег по отделу науки обкома партии. Особенно большой вклад Нурдильда Уалиевич внес в привлечение ученых и специалистов инженерно-технических специальностей для развития и становления филиала. Они приглашались не только из Приаралья, но и из других регионов страны, им создавались хорошие жилищно-бытовые условия. Эти кадры в приоритетном порядке направлялись в аспирантуры и докторантуры. Среди них – Кылышбай Бисенов, Лесбек Ташимов, Жомарт Кошкаров, Омирбек Умбетов, Турлан Искаков, Керимжан Куртаев (Сейтжанов). Все они впоследствии стали докторами технических наук, а сформировались как ученые благодаря Кызылординскому филиалу ДГМСИ.
Будучи заведующим отделом пропаганды обкома, Нуреке большое внимание уделял пропаганде культурного наследия Приаралья. По инициативе первого секретаря Кармакчинского райкома партии Елеу Кошербаева и поддержке обкома партии были возведены памятники Коркыту ата, мемориальный комплекс Турмагамбета Изтлеуова, что было мужеством в те годы. Пришлось даже пойти на некоторые хитрости – строились эти архитектурные объекты под маркой подготовки к республиканскому семинару по новым обрядам и обычаям. В эти годы на земле Сыра стало возрождаться искусство айтыса – в 1980 году состоялся второй областной айтыс акынов. Народным акыном Казахстана стал Манап Кокенов, с экранов республиканского телевидения не сходили известные айтыскеры низовьев Сырдарьи – Махамбеткали Турсанов, Замаддин Ибадуллаев и многие другие. В эти же годы артисты областного драмтеатра Жибек Багисова и Серик Шотиков стали заслуженными артистами Казахстана.
По инициативе Н. Уалиева единые политдни стали одним из эффективных барометров реагирования властей на запросы и чаяния людей. По вопросам, задаваемым ежемесячно руководящим кадрам, местные партийные и исполнительные органы знали об узких местах и недочетах в деятельности соответствующих служб и хозяйствующих субъектов. И, соответственно, принимались кардинальные меры по выправлению положения, а ответы областных руководителей на вопросы жителей региона публиковались в областных газетах «Ленин жолы», «Путь Ленина». Мы заметили, что участие руководителей в отчетах перед населением закаляло их, делало более доступными и информированными по различным проблемам простых граждан, чего, к сожалению, не хватает многим нынешним чиновникам.
Мне кажется в рамках Концепции «слышащего государства», провозглашенной Главой государства К.Токаевым, государственным органам в этом плане можно было бы кое-что взять из наработок прошлых лет для обеспечения единства слова и дела, реализации известного лозунга: «Жить в гуще. Знать настроения. Знать все. Понимать массу. Уметь подойти. Завоевать ее абсолютное доверие…».
Наверное, у многих старожилов области в памяти VIII пленум обкома партии (1985 год), всесторонне и обстоятельно рассмотревший кадровую политику областной партийной организации. Докладом первого секретаря обкома, опубликованным в областных газетах, интересовались многие люди из других регионов. Именно в эти годы заведующим организационно-партийным отделом обкома партии был Н. Уалиев, который сумел поднять на высокую планку уровень этого выборного органа, члены которого начали полнокровно ощущать себя реальными партийными подвижниками, а не винтиками партийного механизма.
Учил нас работать без излишней шумихи, помпезности, пиара и внешних атрибутов, сопутствующих любым пропагандистским мероприятиям. Никогда не гнался за сенсацией или «жареными фактами», всегда был честен перед коллективом и людьми, которые наделили его властью. Свою работу строил практически через призму критического осмысления, мог не поддержать свое начальство, высказать мнение или позицию, не всегда совпадающую с официальной точкой зрения.
Помню, когда он был редактором областной газеты «Ленин жолы», несмотря на звонки и указания из обкома партии, не пошел на сделку с совестью и не стал давать материал про одного мошенника, якобы перечислившего в фонд спасения Арала огромную сумму средств. Эта «новость», заполонившая в те годы многие СМИ, оказалась впоследствии очередным надувательством общественности Казахстана.
Нуреке дорожил Словом и старался, чтобы оно никогда не расходилось с Делом. Это было и тогда, когда он был директором школы, и когда был партийным функционером, и когда работал редактором областной газеты. Например, большой общественный резонанс в области вызвала заметка о гонении на электромонтера Нурсеитова из Казалинского района, статья Мыркы Исаева об этике одного из руководителей района, опубликованная в газете «Ленин жолы». Никогда не гнушался черновой работы, хорошо владел пером, суть дела излагал профессионально, грамотно и доходчиво как на казахском, так и на русском языках.
Н. Уалиев высоко ценил мнение своих товарищей, друзей. Умел находить компромисс в сложных ситуациях, не доводя их до критического состояния. Со многими школьными и студенческими друзьями общался и дружил до конца своей жизни. Они, в свою очередь, в нем ценили, прежде всего, честность, порядочность и высокий интеллект.
Воспитал замечательных детей и внуков, а Гулжамал женгей, его супруга, все годы была надежной опорой, находилась всегда рядом с ним и в минуты радости, и в трудные мгновения.
Полагаю, родственники и друзья Нурдильды Уалиевича, его коллеги по работе и ученики поделятся в эти дни с его супругой, детьми и внуками воспоминаниями об этом замечательном и удивительном человеке, который для них был не только сокурсником, руководителем и родственником, а Товарищем и Советчиком.
Кенес Махамбетов,
Нур-Султан