Если раньше, чтобы успокоить ребенка родители давали ему в руки любимые игрушки или книжки, а то и просто сладости, то теперь панацеей почти от всех капризов детей являются гаджеты. Ребенок, который еще не достиг школьного возраста, не умеет читать и писать, самостоятельно может отыскать любую нужную ему игру на смартфоне или планшете родителей. И очень умело проходит разные уровни, иногда даже лучше своих пап и мам.
Прогресс на службе воспитания
О том, что гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой – средством развития, известно всем. И дети прогрессируют в том направлении, которое им предлагают, в первую очередь, родители, а уже потом разработчики интерактивных приложений. Планшеты привлекательны, поскольку в них заложены яркие выразительные картинки, которые, к тому же, двигаются очень быстро и красиво.
В каком возрасте и сколько времени в течение дня ребенок может пользоваться гаджетами, решать исключительно родителям. Между тем, чтобы внести ясность в этот вопрос, мы попросили прокомментировать ситуацию магистра психологии, руководителя фонда «Just Support» Светлану Богатыреву.
– На эту тему проводится огромное количество исследований, – говорит она. – В результате специалисты различных отраслей сошлись во мнении, что детям лучше начать пользоваться гаджетами в возрасте 4-5 лет – это не страшно лишь в том случае, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми. Прежде чем дать планшет ребенку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью вы это делаете. И, конечно же, важен контроль – нужно общаться с ребенком, интересоваться, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно в ней нравится и прочее.
С. Богатырева советует рекомендовать детям образовательный контент. Ну и, конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. В качестве альтернативы любому гаджету должны предлагаться и другие виды активных игр. И главное правило – даже все хорошее должно быть в меру.
Гаджеты нравятся всем детям
По словам учительницы русского языка и литературы Гульнары Усманжановой, на протяжении нескольких лет они обсуждают эту тему с учениками – пишут сочинения, заполняют анкеты и тесты.
– С тех пор, как гаджеты вошли в нашу жизнь, прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать категорические выводы о том, насколько они вредны или же полезны, – считает она. – В сочинениях дети высказываются за безоговорочную пользу мобильных устройств, планшетов, компьютеров и, конечно же, интернета, без которого все это потеряло бы смысл. На собраниях родители нередко критикуют привязанность своих детей к электронике, но при этом сами всегда стараются, чтобы смартфон их ребенка был не хуже, чем у остальных детей в классе.
Однако опытный педагог не отрицает большую пользу этих устройств, поскольку ученики теперь намного легче находят необходимую им информацию. И для этого им не нужно часами просиживать в библиотеке, все, что им интересно, они узнают посредством парочки кликов.
Учительница говорит, что для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, родители должны советовать своему ребенку то, что ему полезно и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств.
Замена родительского внимания
Так же, как педагоги и психологи, над темой пользы гаджетов ломает голову уже не одно поколение родителей. Ведь все они желают своим детям только хорошего и не хотят вырастить отпрыска, безнадежно отставшего от веяний прогресса. И в то же время, пугающая информация об их вреде для здоровья приводит многих в замешательство.
По мнению жительницы Кызылорды Ольги Бершовой, нельзя верить тому, когда кто-то говорит, что некие занятия, игры или гаджеты помогают развивать у детей 3-4 лет логику и абстрактное мышление.
Другая мама дошкольника Айгерим Ерсаин делится личным опытом.
– Пока сыну не исполнилось трех лет, гаджетов дома вообще не было, до пяти лет только мультики разрешала смотреть, – делится она своим опытом. – Сейчас ребенку шесть, планшетом пользуется, но никогда еще не приходилось отбирать его у него – обычно через полчаса он сам начинает заниматься другим, к примеру, собирает модели из конструктора, рисует, лепит и прочее. Любопытства ради засекала, сколько ребенок вообще в состоянии просидеть за планшетом – час был максимум, потом ему надоедает.
По мнению женщины, гаджеты суют в руки своим малышам мамы, не желающие заниматься их воспитанием. Ведь это же проще всего – увлечь ребенка красивой картинкой и спокойно заниматься своими делами.
Еще одна наша собеседница – Юлия Тян – работающая мама подростка, которая воспитывает его одна.
– У нас уже какая-то зависимость от гаджетов, – делится она. – Причем до трех лет сын ими не пользовался, с шести понемногу давала для игр – то в дороге, то для того, чтобы немного отвлечь и дать лекарства. Сейчас ему 15 лет, если не забрать планшет, может зависать часами. Причем предлагаю пойти на улицу, фильмы посмотреть, почитать – ничего не хочет, пока не забираешь гаджет, либо не поставишь условий типа выучить уроки и так далее. И все его сверстники такие, даже не знаю, радует меня это или огорчает.
Опрашивать родителей детей можно до бесконечности и точка зрения у них будет самой разной, ведь сколько людей – столько и мнений. А о пользе и вреде этих современных устройств споры не утихают уже не первый год, и вряд ли подобные разговоры закончатся в ближайшее десятилетие, пока не вырастет новое поколение, воспитанное на гаджетах. По всей видимости, именно ему придется сделать окончательные выводы…
Анна РОМАНОВА