В окрестностях поселка Тасбогет у Кызылординского гидросооружения стоит безымянный памятник. Уверен, что многие жители и гости города видели это каменное изваяние, когда проходили или проезжали мимо, но особо не обращали внимания. Кто автор этой скульптурной композиции, символом чего она является, в каком году ее воздвигли? Ответы на эти вопросы постарался найти корреспондент газеты «КВ».
Как известно, строительство плотины в городе Кызылорде началось в далеком 1939 году. Когда началась Великая Отечественная война, стройку гидротехнического сооружения приостановили. Возобновили строительные работы после окончания войны и ввели в эксплуатацию в 1956 году.
Основное назначение Кызылординского гидроузла – регулирование потока воды в русле Сырдарьи, снабжение поливной водой инженерно спланированных земель, посевных площадей, сенокосных угодий и пастбищ. Вместе с тем, это сооружение долгие годы выполняло роль переправы. Весной через плотину животноводы перегоняли многотысячные отары овец, стада коров, табуны лошадей и верблюдов на джайлау в сторону Сарысу. Осенью с наступлением холодов они возвращались обратно на зимовку.
Знающему эту перекочевку непонаслышке одному скульптору, имя которого, к сожалению, неизвестно, пришла идея отдать дань труженикам села и запечатлеть их образ. Аксакалы говорили, парень с ягненком в руках олицетворяет образ животноводов Сыра. Люди, когда провожали пастухов, желали: пусть молодняк будет обильным. А девушка со снопом – образ рисоводов, которым желали богатого урожая. Символично, но об этом произведении искусства почти ничего неизвестно, об авторе тоже никто не знает. Памятник нигде не зарегистрирован.
По словам начальника отдела Кызылординского областного историко-краеведческого музея Эльзиры Сагитжановой, в нашем регионе насчитываются 545 памятников, из них 298 – архитектурные, 145 – археологические, 86 – культурные и 16 – исторические. В 2017 году в рамках статьи Первого Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» была принята программа «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана», которая предусматривает развитие сакральных мест нашего края и улучшение окружающей среды, исходя из истории и культуры, духовного возрождения человека и его связи с родной землей.
– В их число вошли 84 памятника, 72 из которых имеют республиканское значение, 12 – областное. Однако про скульптурную композицию, которую соорудили рядом с плотиной, у нас сведений нет, – сказала сотрудница музея.
Об истории памятника не знают и специалисты КГУ «По охране памятников истории и культуры Кызылординской области» Управления культуры, архивов и документации. В отраслевом музее, который находится на производственном участке «Кызылординский гидроузел» при КОФ РГП на ПХВ «Казводхоз» тоже не сохранились письменные материалы. Есть только небольшие данные о стеле, которую воздвигли в память водников, погибших при сооружении гидроузла.
Вероятнее всего, этот монумент возвели в 1960-1970-х годах в период подъема сельского хозяйства области, когда началась Всесоюзная ударная стройка по освоению левобережья, по выравниванию пахотных земель и по увеличению посевных площадей до 250 тысяч гектаров. Особое значение в эти годы обрело водное хозяйство.
PS: Редакция ждет письма от читателей. Может быть, откликнутся потомки скульптора, историки-краеведы, архивариусы, ветераны труда, рисоводы и животноводы.
Канатбек МАДИ