К 100-летию первой столицы республики – Кызылорды, к 145-летию выдающегося просветителя, государственного и общественного деятеля Конгыр-Ходжи Ходжикова
Семья Ходжиковых – широко известная творческая династия в Казахстане. Глава семьи – выдающийся просветитель, один из активных деятелей Туркестанского края – автор первого казахского букваря и названия казахской столицы Кызылорды. Конгыр-Ходжа Ходжиков и его семья внесли огромный вклад в становление государственности, развитие культуры, искусства, образования в республике.
Мой дед, Конгыр-Ходжа Ходжиков, родился в 1880 году в Перовском уезде (ныне аул Когалыколь) Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства в семье простого лекаря-ветеринара. Конгыр-Ходжа писал о своих корнях: «Я происхожу из рода «Ходжа», чтимого в Средней Азии и Казахстане. Духовное воспитание как узбеков, так и казахов шло под руководством мулл и ишанов из этого рода. Мой дед был сподвижником знаменитого Кенесары Касымова… Отец мой был скотовод-крестьянин, бедняк, не мулла и не ишан». Мать Конгыр-Ходжи, Рахиля, происходила из знатного рода торе Касымовых, потомков Абылай хана. Рахиля обладала прекрасной памятью и знала много народных сказаний, которые часто рассказывала своим детям и внукам.
Несмотря на то, что Кожык ата не был богат, он приложил много усилий, чтобы дать своему сыну образование, соответствующее его времени. Так, Конгыр-Ходжа обучался в г.Перовске в четырехлетней русско-туземной школе, которую окончил с золотой медалью. Затем, в 1900 году он поступает в Ташкентскую учительскую семинарию, которую в 1904 году блестяще оканчивает, получив диплом «Народного учителя». Это был важный период в жизни Конгыр-Ходжи, период становления личности, формирования гражданской позиции, когда он знакомится с трудами первых джадидов, мусульманских просветителей.
В 1904 году К.Ходжиков открыл новометодную 4-классную школу в ауле волостного правителя Мунайтбаса Лапина в Перовском уезде. В этой школе впервые начали обучаться и девочки. Среди этих учеников была моя бабушка Латипа, дочь М.Лапина. Судьбой стало угодно, что они полюбили друг друга и позже она стала его супругой. Большую помощь Конгыр-Ходже оказал старший сын волостного, брат Латипы – Сералы Лапин, знаковая личность среднеазиатской культуры, блестящий политик и адвокат, тюрколог и переводчик. В судьбах Сералы и Конгыр-Ходжи было много общего. Оба они окажутся у истоков национально-демократического движения и будут ратовать за смену общественного сознания. Оба станут на защиту своего народа в тяжелые для него времена. Будут внедрять прогрессивные идеи просветительства. Займутся научными изысканиями по истории и культуре.

На жизненном пути К.Ходжикова будут различные периоды. Женитьба на дочери волостного Латипе имела большие последствия, поскольку она была уже засватана и за неё был дан её отцу большой калым. Произошли столкновения аулов, калым пришлось возвращать. И чтобы не навлекать бедствия на односельчан, молодая семья перебирается в город Перовск, где Конгыр-Ходжа устроился работать преподавателем в вечернюю школу железнодорожников при станционном депо.
После успешной работы в школе, его арестуют по обвинению в антиправительственной агитации против царя. Вместе с семьей он вынужден был находиться в ссылке в различных городах Средней Азии.
А между тем Россию продолжали сотрясать революционные бури. После декабрьского восстания 1905 года волны недовольства прокатились по Туркестанскому краю. Однако репрессивная машина русского царизма жестоко расправилась с мятежниками. Многие аулы казахов были истреблены, а их земли изъяты под русские поселения. Общаясь с рабочими, Ходжиков проникся антидержавными настроениями. Из показаний Ходжикова на допросе в ОГПУ: «Настал столыпинский период… Разгул земельной и эксплуататорской политики царского правительства на окраинах не имел себе границ. На этой почве я сделался националистом».
В 1905 году произошла первая забастовка рабочих станции. Учителя обвинили в том, что на занятиях он вел с рабочими недозволенные беседы, подрывающие основы царского трона. Ходжиковы были вынуждены снова уехать в другой город, теперь уже в Туркестан, где родился их сын – Кулахмет. Примечательно, что дети в этой семье рождались в разных городах и своим рождением отмечали ключевые этапы их жизни. Ходжахмет родился в Перовске, Кулахмет – в Туркестане, Нурахмет – в Ташкенте, Султан-Ахмет – в Аулие-Ата.
В 1912 году Конгыр-Ходжа преподаёт в Карнакском русско-туземном училище и здесь он выпускает первый букварь для казахских школ. Прежде обучение сводилось к изучению Корана на арабском языке, дети не понимали его содержания. Букварь Ходжикова основывался на «звуковом методе», т.е. на родном казахском языке, вследствие чего обучение ускорялось в два, три, порой в четыре раза. Первый казахский букварь Конгыр-Ходжи Ходжикова, бесспорно, является огромным событием в истории национальной педагогики.

Вместе с Ахметом Байтурсыновым Ходжиков начал издавать газеты на казахском языке. В 1913 году вышел первый номер газеты «Қазақ», которая печаталась в Оренбурге в течение пяти лет. В это же время Конгыр-Ходжа был арестован и выслан из Туркестана в узбекский город Скобелев, ныне Фергана.
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Ходжиков с болью наблюдал за драматической судьбой казахского народа. Свою жизненную миссию он видел в отстаивании прав и свобод казахов.
25 июня 1916 года вышел Указ Николая II о мобилизации инородцев на тыловые работы в прифронтовых районах. Потрясенный трагедией, Ходжиков пишет петицию на имя Сергея Витте, Председателя Кабинета Министров России о положении народа Туркестанского края. Позже он обращается к генерал-губернатору Куропаткину с жалобой на жестокое обращение с местным населением. Он предлагает рассмотреть последствия репрессий на собрании Госдумы в Туркестане при созыве представителей фракции мусульман. Летом 1916 года в Туркестанский край прибывает специальная комиссия во главе с Кутлу-Мухаммедом Тевкелевым и Александром Керенским. Позже, после Февральской революции, Керенский назначит Ходжикова комиссаром одного из районов Ферганы при Временном правительстве.
Мечта о создании самобытного независимого государства в Туркестане все больше захватывала передовые слои интеллигенции края, особенно прогрессистов. Они с надеждой встретили Февральскую революцию 1917 года, провозгласившую идеи демократии и либеральных свобод.
16 апреля 1917 года – состоялся первый курултай мусульман Туркестана. В июне во время встречи казахов и кыргызов в Андижане Ходжиков был избран председателем организации «Ильятия» (Кочевник). Он участвует в работе Второго Всероссийского съезда Советов, на котором большевики провозгласили Декреты о мире, о земле, о власти Советов. В Москве Ходжиков, как делегат от Туркестанского края, имел личную беседу с Лениным.
13 декабря 1917 г., в Оренбурге на Втором Всеказахском съезде была провозглашена партия казахских демократов «Алаш», целью которой было создание автономного государства на территории, населенной преимущественно казахами. Ходжиков активно участвовал и в национальном движении «Алаш», не раз избирался в члены его Центрального комитета.
26 ноября 1917 года в городе Коканде состоялся IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. За три дня работы участники съезда, среди которых был и Конгыр-Ходжа Ходжиков, окончательно определили свое видение будущего политического устройства Туркестанского края. Они объявили Туркестан территориально автономным в единении с Федеративной Российской республикой. Они надеялись с помощью демократических сил России построить экономически развитое, демократическое общество. 28 ноября новое государственное образование получило название –
Туркистан Мухторияти, то есть Туркестанская Автономия. Конгыр-Ходжа Ходжиков наряду с Мухамеджаном Тынышпаевым и Мустафой Шокаем был в числе руководителей Автономии, исполнял обязанности ответственного секретаря Совета министров. Однако Автономии не суждено было существовать. 6 февраля 1918 года Туркистан Мухторияти был разгромлен.
Поражение Кокандской автономии стало тяжелым ударом для Ходжикова и его единомышленников. Он понимает, что большевики стали реальной силой на политической арене и с ними придется считаться. Конгыр-Ходжа, как и многие его сподвижники, выбирает путь служения своему народу.
В ноябре 1918 года в Ташкенте открываются казахские педагогические курсы, куда Конгыр-Ходжа Ходжиков был приглашен в качестве заведующего. Он снова вернулся к своему любимому делу. С воодушевлением он участвует в создании института народного просвещения – Киринпрос. Здесь готовят будущих учителей для молодой республики. В 1920-х годах Ходжиков принимает участие в работе различных комиссий ТуркЦИКа по проведению земельных реформ. Сначала чрезвычайным уполномоченным ТуркЦИКа, затем заместителем заведующего Наркомзема. Он занимается расселением и трудоустройством казахов в сельской местности. В 1921 году он стал одним из организаторов союза «Кошчи» и вошел в состав Центрального Комитета.
Как эксперт-краевед и глубокий знаток народов Туркестана, Ходжиков участвует в работе комиссии по определению границ Казахской республики. В нее вошли Рыскулов, Ходжанов, Асфендияров, Тынышпаев и российский востоковед Василий Бартольд. М.Тынышпаев позже писал о роли Ходжикова в этом жизненно важном вопросе: «Аблай-хан прогнал с нашей земли калмыков, ойратов, а при Советах границы Казахстана создал Коныр-Ходжа Ходжиков».
Многие предложения Ходжикова стали эпохальными в истории молодой республики. Исторически достоверно доказано, что автором названия Кызыл-Орда является Конгыр-Ходжа Ходжиков. Именно ему принадлежит исторически знаковая фраза: «А не пора ли казахам называться казахами, а не киргизами!». Затем он предложил переименовать город Ак-Мечеть в Кзыл-Орду, которая вскоре стала столицей Казахской автономной республики. Из показаний Д.Адилева следователю ОГПУ в 1928 году: «…В один прекрасный день Ходжанов, я, Испулов и Ходжиков обедали у Табынбаева. Съезд подходит к концу. Тогда был поднят вопрос о переименовании в ознаменование переезда Правительства в г. Ак-Мечеть, стали выдумывать, как назвать. Впервые термин «Кзыл-Орда» выдумал Ходжиков, его спросили: Почему? Он сказал, что это двойное название, оно удовлетворяет и ту, и другую сторону. «Кзыл» – значит красная, и она понравится большевикам, а «Орда» – термин национальный. Таким образом, ни та, ни другая стороны не будут в претензии. С этими доводами согласились, и Ходжанов сказал, что таким образом город будет переименован в Кзыл-Орду.». Доводы Ходжикова были весьма убедительны. Оба предложения Султанбек Ходжанов озвучил в 1925 году на V Всекиргизском съезде Советов в Ак-Мечети.
В 1929 году столица Казахской АССР переехала из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Ходжиков часто ездил в этнографические экспедиции в Семиречье, изучал древние курганы и памятники. Результатом этих поездок стал Атлас-карта всех архитектурных сооружений и археологических памятников края: мавзолея Ходжи Ахмета Яссави, мазаров Коркыта, Айша-Биби, городищ Отырара и Сайрама, а также курганов, наскальных изображений, каменных изваяний и других артефактов. Ходжиков опубликовал научные труды по Орхонской надписи, Келиншектас, Актас-Мазари, по эпосу Козы Корпеш – Баян Сулу. В экспедициях он нашел немало письменных памятников древности. Среди них – рукопись Сулеймана Бакыргани, ученика Ходжи Ахмета Яссави, «Хикмет Хазрет Султан аль-Гарифин». Но, пожалуй, самым ценным раритетом в его экспедиционном багаже стала рукопись Фирдоуси «Шахнаме» на чагатайском языке. В 1935 году Конгыр-Ходжа Ходжиков публикует работу под названием «Древнейшие памятники Семиречья».
Конец 1920-х – начало 1930-х годов. В Казахстане болезненно и жестко проводилась «советизация аулов», политика «Малого Октября», которая вызвала массовый голод и обнищание казахского народа. Начались аресты, расстрелы, гонения «инакомыслящих». Первыми в списках «врагов народа» были объявлены бывшие деятели национально-демократического движения «Алаш-Орда» и Кокандской автономии. В 1930 году Конгыр-Ходжа Ходжиков был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации националистов, но за недостаточностью улик был освобожден. Через три года он снова арестован и осужден за вредительство в Кзыл-Ординском овцеводсовхозе. В январе 1938 года ему предъявили статьи обвинения, не оставляющие никакой надежды на свободу: терроризм, шпионаж в пользу иностранного государства, нелегальная связь с белоэмигрантом Мустафой Шокаем, вредительство по уничтожению скота. 15 февраля вынесен приговор: «Расстрелять…».
Наша семья долгое время ничего не знала о его трагической судьбе. Латипа Ходжикова, супруга Конгыр-Ходжи, была выдающимся казахским художником, дизайнером одежды и мастером декоративно-прикладного искусства. В 1925 году в театре была поставлена пьеса Мухтара Ауэзова «Каракоз», которая стала заметной новостью в культурной жизни новой столицы – Кызылорды. Именно тогда моя бабушка Латипа Ходжикова сшила костюмы для спектакля. Позже, в связи с переездом столицы в Алматы Латипа вместе с известными деятелями казахской сцены К.Жандарбековым, К.Байсеитовой, У.Турдыкуловой, А.Ненашевым и Е.Брусиловским приняли участие в первых казахских оперных постановках: «Айман-Шолпан», «Шуга», «Ер Таргын». Она работала в Государственном академическом театре оперы и балета, руководила костюмерным и швейным цехами.
Вклад Латипы в развитие художественных традиций Казахстана огромен. Ее работы неоднократно выставлялись на выставках, а ее имя стало символом преданности искусству. Бабушка создала более 100 уникальных орнаментальных произведений, которые сегодня хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы, Будапешта и Вашингтона. Один из ее костюмов был подарен Франклину Рузвельту и в настоящее время хранится в музее в США.
Сыновья К.Ходжикова с честью продолжили дело своих родителей. Каждый из них внес свой вклад в развитие казахской культуры и искусства. Старший сын Кожахмет – художник-график, один из основоположников казахского изобразительного искусства. Он мастер, сформировавший в искусстве жанр карикатуры и плаката. В 1937 году Кожахмет был арестован и осужден на десять лет в Заполярный круг. К сожалению, он тяжело заболел и скончался, не достигнув 44 лет, не реализовав свой талант.
Второй сын, Кулахмет, мой отец, советский казахский художник театра и кино, график, сценарист. Член Союза Художников СССР с 1942 года. С 1958 года член Союза кинематографистов СССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, ветеран Великой Отечественной войны. Кулахмет Ходжиков с 1943 по 1970 годы работал главным художником-постановщиком на киностудии «Казахфильм». Он разработал художественный стиль таких фильмов, как «Песнь о батыре», «Под звуки домбр», «Песни Абая», «Джамбул» (первая версия), «Это было в Шугле», «Мы из Семиречья», «Сплав», «Меня зовут Кожа», «Земля отцов». Также был одним из художников-постановщиков фильма «Алдар Косе», снятого Шакеном Аймановым. Кулахмет Ходжиков активно работал не только в области театра и кино, но и в области книжной иллюстрации. Он также работал первым художником-постановщиком на начальном этапе съемок «Кыз-Жибек». В 1970 году основал в Алматы республиканский музей прикладного искусства и стал его первым директором. Работы отца хранятся в Государственном художественном музее
им. А.Кастеева и других музеях страны и за рубежом. Он является одним из основоположников казахского театрально-кинематографического декорационного искусства и внес большой вклад в развитие национального кинематографа.
Третий сын, Нурахмет, казахстанский скульптор-монументалист. Во время Второй мировой войны Нурахмет был тяжело ранен и стал инвалидом первой группы. Тем не менее, он создал монументальные комплексы и скульптуры защитникам Отечества. Боевые ранения, полученные на фронте, не позволили ему полностью реализовать свои мечты.
Самый младший сын, Султан-Ахмет – выдающийся казахский кинорежиссер, сценарист и ветеран Второй мировой войны. Он является режиссёром одного из самых известных произведений казахского кино, фильма «Кыз-Жибек». За вклад в развитие казахского кино Султан-Ахмет Ходжиков был удостоен Государственной премии Казахской ССР и звания заслуженного деятеля искусств КазССР. Он до конца своей жизни работал в киностудии «Казахфильм».
Конгыр-Ходжа Ходжиков и его семья оставили глубокий след в истории казахского народа. Их имена золотыми буквами вписаны в культурное наследие нашей страны.
Сауле Ходжикова,
член правления республиканского историко-просветительского общества «Әділет»,
член Союза художников и Союза кинематографистов Казахстана, г. Алматы