С 1 марта в Казахстане введен в действие паспорт налогоплательщика. Как отмечают в органах государственных доходов, этот документ не содержит сведений, считающихся налоговой тайной, и предназначен для защиты прав потребителей. Все сведения можно получить с помощью считывания QR- кода.
По своей сути, паспорт налогоплательщика — это информационная карта субъекта предпринимательства. В штрих-коде, формируемом через портал Комитета государственных доходов, содержатся такие сведения, как идентификационный номер, наименование индивидуального предпринимателя или юридического лица, фамилия, имя, отчество, если оно указано, ИП руководителя или юридического лица. Там же статус налогоплательщика, действующий, бездействующий, приостановивший предоставление налоговой отчетности, дата постановки на регистрационный учет и дата снятия с этого учета, регистрационный номер контрольно-кассового аппарата в налоговом органе, место его использования.
Указывается также наличие или отсутствие лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства. При этом QR-код не содержит сведений, являющихся налоговой тайной.
По словам руководителя управления по разъяснительной работе областного департамента государственных доходов Гульжамал Шортанбаевой паспорт налогоплательщика внедрен, прежде всего, для усиления контроля самим обществом над исполнением обязательств субъектов бизнеса, для защиты прав потребителей.
— Задачей налогоплательщиков, например, в сфере общественного питания и торговли, является распечатка и размещение сформированного паспорта в местах непосредственного нахождения контрольно-кассового аппарата, общедоступных для информирования населения, — говорит Г. Шортанбаева.
Вместе с тем, такой паспорт не требует ежемесячного обновления, поскольку QR-код обновляется автоматически при изменении регистрационных данных.
Кроме того, с марта запущен чат-бот «@SalyqBot» в Telegram для оперативной помощи казахстанцам по разъяснению налоговых и таможенных вопросов, улучшению информированности и получению обратной связи.
Это цифровой налоговой консультант, который разработан на казахском и русском языках. Он обладает несколькими полезными функциями – позволяет мгновенно выдавать пользователю сведения о наличии либо отсутствии налоговой задолженности, помогает самостоятельно исчислять налог на транспортные средства и пеню, а также предоставит необходимую справочную информацию и налоговый календарь. Можно создать индивидуальную рассылку полезных новостей и уведомлений в зависимости от интереса пользователя – физического или юридического лица. Бот также может ознакомить пользователей с видеоуроками и видеоинструкциями об актуальных темах и вопросах, касающихся налоговых органов. Специально для юридических лиц есть функция получения сведений об уплаченных суммах.
Кроме того, чат-бот обладает базой знаний, разработанной на основе обращений, ранее поступивших в контакт-центр Комитета госдоходов. Это позволяет пользователю мгновенно получить ответы на часто задаваемые вопросы по налоговому и таможенному законодательству без участия оператора.
— Пользователь всегда имеет возможность оценить уровень удовлетворенности ответом, задать вопрос, написать обращение или пожелание напрямую оператору чат-бота, — говорит Гульжамал Шортанбаева.
Работа по развитию чат –бота будет продолжена. Планируется, что в его арсенал будет добавлено множество функций и дополнительных возможностей.
Новый чат улучшит информированность населения и предоставит госоргану обратную связь. Словом, цифровой налоговый консультант позволит минимизировать контакты в процессе получения государственных услуг, исключит посещения налогоплательщиком налоговых органов, тем самым сэкономит его время.
Наталья ЧЕРНЕЙ