В Казахстане функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном и добровольном уровнях.
Первый уровень – социальные выплаты, гарантированные Конституцией Республики Казахстан, т.е. выплаты гражданам на одном уровне (базовые пенсионные выплаты, государственные пособия, единовременные выплаты при рождении ребенка, выплаты по уходу за ребенком и т. д.).
Второй уровень – социальные выплаты в форме солидарной пенсии, накопительной пенсии и взносов на социальное страхование в зависимости от стажа работы и заработной платы, т.е. дополнительное социальное обеспечение с учетом индивидуального вклада граждан в развитие общества.
Третий уровень – социальные выплаты за счет добровольных и профессиональных сбережений или страховых взносов.
Обязательное социальное страхование внедрено с 2005 года и является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения. Система финансируется за счет социальных отчислений работодателей в пользу работников, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, плательщиков единого совокупного платежа в свою пользу. Таким образом, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) не удерживаются из нашей заработной платы, а уплачиваются за счет средств работодателя в размере 3,5 процента от получаемого дохода.
При возникновении социальных рисков работающий гражданин, а также члены семьи в случае его смерти, вправе рассчитывать на социальные выплаты из ГФСС. Размер выплаты напрямую зависит от тех доходов, с которых уплачивались социальные отчисления, а также от продолжительности их уплаты.
В настоящее время из ГФСС осуществляются социальные выплаты при наступлении социальных рисков на случаи: утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением и удочерением новорожденного ребенка, потери дохода в связи с уходом за ребенком до одного года.
Мировой кризис, вызванный пандемией COVID, не обошел стороной и нашу страну. Следует отметить, что с 2020 года увеличилось количество людей, потерявших работу, соответственно рост суммы социальных выплат на случай потери работы из ГФСС.
Основными условиями получения социальной выплаты на случай потери работы являются регистрация в качестве безработного в Центре занятости населения по месту жительства и наличие стажа работы не менее 6 месяцев. Стаж работы работника определяется на основании ежемесячных социальных отчислений, поступивших в ГФСС.
В цифровую эпоху в условиях карантина можно решать многие проблемы, не выходя из дома. Например, в случае наличия электронной цифровой подписи через портал электронного правительства (egov.kz) и портал электронной биржи труда (enbek.kz) или в Центре занятости населения при регистрации в качестве безработного можно подать заявление на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС по принципу «одного окна».
За назначением социальной выплаты на случай потери работы могут обратиться не все лица, зарегистрированные в качестве безработного, а только участники системы обязательного социального страхования, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС. Размер указанной социальной выплаты составляет 40 процентов от среднемесячного дохода работника за последние два года. Срок назначения определяется по следующим параметрам: при поступлении социальных отчислений в ГФСС от 6 до 12 месяцев – на 1 месяц; от 12 до 24 месяцев – на 2 месяца; от 24 до 36 месяцев – на 3 месяца; от 36 до 48 месяцев – на 4 месяца; от 48 до 60 месяцев –
на 5 месяцев; от 60 и более месяцев – на 6 месяцев. Из назначенной суммы социальной выплаты удерживаются 10 процентов обязательные пенсионные взносы.
Социальная выплата на случай потери работы из ГФСС в 2020 году осуществлена по республике 99 123 получателям на сумму 15,8 миллиарда тенге, из них по Кызылординской области 13 912 получателям на сумму 438 431 748 тенге, а в I полугодии 2021 года по республике – 70253 получателям на сумму 9,1 миллиарда тенге, из них по Кызылординской области 8 934 получателям на 255 650 896 тенге.
Повышая социальную защищенность работающих граждан и создавая стимулы для занятости населения, сегодня система обязательного социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана.
Первый уровень – социальные выплаты, гарантированные Конституцией Республики Казахстан, т.е. выплаты гражданам на одном уровне (базовые пенсионные выплаты, государственные пособия, единовременные выплаты при рождении ребенка, выплаты по уходу за ребенком и т. д.).
Второй уровень – социальные выплаты в форме солидарной пенсии, накопительной пенсии и взносов на социальное страхование в зависимости от стажа работы и заработной платы, т.е. дополнительное социальное обеспечение с учетом индивидуального вклада граждан в развитие общества.
Третий уровень – социальные выплаты за счет добровольных и профессиональных сбережений или страховых взносов.
Обязательное социальное страхование внедрено с 2005 года и является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения. Система финансируется за счет социальных отчислений работодателей в пользу работников, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, плательщиков единого совокупного платежа в свою пользу. Таким образом, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) не удерживаются из нашей заработной платы, а уплачиваются за счет средств работодателя в размере 3,5 процента от получаемого дохода.
При возникновении социальных рисков работающий гражданин, а также члены семьи в случае его смерти, вправе рассчитывать на социальные выплаты из ГФСС. Размер выплаты напрямую зависит от тех доходов, с которых уплачивались социальные отчисления, а также от продолжительности их уплаты.
В настоящее время из ГФСС осуществляются социальные выплаты при наступлении социальных рисков на случаи: утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением и удочерением новорожденного ребенка, потери дохода в связи с уходом за ребенком до одного года.
Мировой кризис, вызванный пандемией COVID, не обошел стороной и нашу страну. Следует отметить, что с 2020 года увеличилось количество людей, потерявших работу, соответственно рост суммы социальных выплат на случай потери работы из ГФСС.
Основными условиями получения социальной выплаты на случай потери работы являются регистрация в качестве безработного в Центре занятости населения по месту жительства и наличие стажа работы не менее 6 месяцев. Стаж работы работника определяется на основании ежемесячных социальных отчислений, поступивших в ГФСС.
В цифровую эпоху в условиях карантина можно решать многие проблемы, не выходя из дома. Например, в случае наличия электронной цифровой подписи через портал электронного правительства (egov.kz) и портал электронной биржи труда (enbek.kz) или в Центре занятости населения при регистрации в качестве безработного можно подать заявление на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС по принципу «одного окна».
За назначением социальной выплаты на случай потери работы могут обратиться не все лица, зарегистрированные в качестве безработного, а только участники системы обязательного социального страхования, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС. Размер указанной социальной выплаты составляет 40 процентов от среднемесячного дохода работника за последние два года. Срок назначения определяется по следующим параметрам: при поступлении социальных отчислений в ГФСС от 6 до 12 месяцев – на 1 месяц; от 12 до 24 месяцев – на 2 месяца; от 24 до 36 месяцев – на 3 месяца; от 36 до 48 месяцев – на 4 месяца; от 48 до 60 месяцев –
на 5 месяцев; от 60 и более месяцев – на 6 месяцев. Из назначенной суммы социальной выплаты удерживаются 10 процентов обязательные пенсионные взносы.
Социальная выплата на случай потери работы из ГФСС в 2020 году осуществлена по республике 99 123 получателям на сумму 15,8 миллиарда тенге, из них по Кызылординской области 13 912 получателям на сумму 438 431 748 тенге, а в I полугодии 2021 года по республике – 70253 получателям на сумму 9,1 миллиарда тенге, из них по Кызылординской области 8 934 получателям на 255 650 896 тенге.
Повышая социальную защищенность работающих граждан и создавая стимулы для занятости населения, сегодня система обязательного социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана.