«Никто не забыт, ничто не забыто», «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат» – эти фразы мы помним с детства. Однако, даже спустя 76 лет после победы в Великой Отечественной войне, точно не известно ни количество погибших, ни число пропавших без вести и не погребенных защитников Родины.
Одного из таких красноармейцев, Жумадила Маханова родные и близкие нашли только через полвека. Причина – отсутствие надежных средств опознания погибших бойцов, так как в ноябре 1942 года солдатские медальоны, введенные в октябре 1941 года, были заменены красноармейскими книжками.
Жумадил Маханов родился на стыке XIX и XX веков в Сырдарьинском районе Кызылординской области. Осенью 1942 года он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии со станции Бирказан. Дома осталась беременная жена, которая в декабре родила сына. Так уж было суждено, что родившемуся мальчику не суждено было увидеть отца.
А овдовевшая в 32 года супруга долго ждала «треугольника надежды». Она писала ему письма в стихах:
С тех пор, как Вы ушли на войну,
Я не видела Кызылорду.
Сыночек наш Ваши калоши носит
Вместо Вас камыш и сено косит.
Тоскуем по Вам,
Удастся ли нам,
Вновь увидить Ваши лица.
Дорогие отцы и деды,
Вернитесь с победой.
Бейте, не жалея фрица-фашиста.
Извещение о смерти мужа – похоронную Ханшайым, которая скончалась в 1988 году, так и не получила. Дети вели розыски, переписку с официальными инстанциями и десятилетиями получали ответ: «Ваш отец – пропал без вести».
Лишь в 1994 году, когда вышла в свет Книга памяти «Боздақтар» известного журналиста и писателя Мыркы Исаева, сын нашел в списке фамилию своего отца, где было написано: Маханов Жумадил – пал смертью храбрых в бою при проведении Мемельской наступательной операции в октябре 1944 года. Похоронен в Братской могиле в городе Клайпеда.
Потомки, взяв с собой горсть родной земли, посетили Братскую могилу в Литовской Республике. Но, к большому сожалению, не смогли найти какие-либо приметы, указывающие на то, кто именно был захоронен в этом месте.
В 90-е годы местная власть намеревалась обновить забор и входные ворота, ведущие к воинскому мемориалу. Однако после развала СССР и обретения Независимости прибалтийские государства стали называть советских солдат оккупантами и перестали ухаживать за местами массовых захоронений.
В годы Великой Отечественной войны из Казахстана было призвано более 1,5 миллиона солдат и офицеров, из них 271 тысяча числятся пропавшими без вести. В изданном в 2010 году справочнике «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» количество пропавших без вести по всему Советскому Союзу определялось как 1 миллион 783 тысячи человек. Но многие независимые исследователи считают, что реальное число пропавших без вести военнослужащих значительно выше официальной – от 3 до 4,5 миллиона человек. Сегодня мы преклоняем колени перед памятью тех, кто погиб на полях сражений, а также тех, имена которых и места захоронений до сих пор остаются неизвестными.
Канатбек МАДИ