На перекрестке железных дорог — «Кызылординские Вести»

На перекрестке железных дорог

23.09.2021

359 0

В нынешнем году Кызылорда отметит 203-летие со дня основания. Для города это небольшой возраст, но, тем не менее, его история необычайно интересна. Город на Сырдарье стал свидетелем различных событий, разворачивавшихся на перекрестке трех веков. К сожалению, здесь почти не осталось старинных зданий – они были нещадно снесены. А те, что остались, отремонтированы, отреставрированы, но не сохранили былого исторического лоска. Но все же изюминка нашей летописи осталась. Это привокзальная площадь, истории которой сегодня посвящен наш материал.

Железнодорожный вокзал был и остается достопримечательностью, которой все местные жители безмерно горды. В годы революции, войны, великих строек кызылординцы начинали свой путь к свершениям с вокзала. Как, собственно, и свой первый большой виток развития регион получил со строительства железной дороги. А начиналось оно так…

В 1889 году на особом совещании царского правительства России военный министр Правительства Российской империи генерал Куропаткин настаивал на прокладке железной дороги сообщением «Оренбург – Ташкент» и обосновывал это с геополитической точки зрения. Финансисты же доказывали целесообразность и большую выгоду открытия ветки «Саратов – Чарджоу». На первом совещании ни тот, ни другой проект не получил единогласного одобрения членов правительства. Их решили еще исследовать. На это ушло одиннадцать лет.

В апреле 1900 года российский царь Николай II подписал указ о возведении Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Руководителями стройки были назначены инженеры Урсати и Вяземский. На все работы им была отпущена сумма в 130 миллионов рублей. Стройка железной дороги началась одновременно с двух сторон, а соединились они в крошечном на тот момент Казалинске. От Оренбурга до Казалинска тянули 946 верст, а с юга, от Ташкента – 790.

При строительстве дороги с населением наших бескрайних степей произошла метаморфоза. Во-первых, на земляные и погрузочные работы инженеры предпочли набирать мужчин, как сказано в источниках, «из сырдарьинских киргиз», а понятнее, из жителей низовий Сыра, у которых появилась альтернатива ненормированной и неблагодарной службе у баев. Во-вторых, небогатые люди каким-то внутренним чутьем поняли, что за железной дорогой будущее, и понемногу начали селиться не только в привычных местах выпаса скота, а ближе к обустраиваемым станциям. Причем, если первоначально они просто ставили юрты в местах, откуда кормильцам семей было легче ходить к насыпям, то за два-три года рядом с будущими станциями появились поселки. Сейчас это в основном районные центры.

Вокзал Перовска был введен в эксплуатацию в 1905 году. Шикарное по тем временам здание было построено из красного кирпича, перекрытия использовались деревянные, а кровлю покрыли жестью. В 1905 году в Перовске дома из жженого кирпича могли себе позволить разве что купцы и крупные чиновники, их и были-то считанные единицы. Огромная территория почти в шестьсот квадратных метров стала впоследствии ареной для нешуточных революционных баталий. Тем более, что первые революционеры края были железнодорожниками. До 1917 года они работали в подполье, а после в здании вокзала стали устраивать митинги.

Все материалы о революции и революционерах Перовска, которые местные краеведы смогли разыскать, еще в советское время разместили в музее Селиверстова. Здание для него выделило управление железной дороги.

В 2001 году руководством Национальной компании «Қазақстан темір жолы» было принято решение о проведении капитального ремонта здания вокзала станции Кызылорда. Местными жителями это решение было воспринято двояко. С одной стороны, вокзал – памятник истории и архитектуры, внесенный в специальный реестр. Как бы чего не утратить при большом ремонте? С другой стороны, вокзал функционирует как профильное учреждение. Тем не менее, в 2002 году на ремонт были выделены средства, заключены договоры с подрядчиками, и, как говорится, процесс пошел. Сейчас старое здание вокзала так же красиво, как и раньше. Рядом с ним стоят вазы в стиле ампир, глядя на которые вспоминаются кадры из фильма «Зимний вечер в Гаграх».

На привокзальной площади находится музей «Ақмешіт» – филиал областного историко-краеведческого музея. Здесь создан типичный интерьер зажиточных домов «старого города» и собраны материалы об истории областного центра. Побывав в этом учреждении, можно узнать много интересного о том, как кызылординцы жили в прошлом. В музее есть экспонаты, документы, фотографии, рассказывающие об этапах становления Кызылорды. К примеру, есть такие данные об истории города. …В 1817 году кокандским ханом Омаром в 270 метрах от Сырдарьи, на пересечении караванных путей, была построена крепость Ак-Мечеть. Внутри находились две мечети, медресе, около 50 домов, три колодца. Вокруг в целях безопасности вырыли ров глубиной 11 метров, он был заполнен водой. Кстати, эта крепость воссоздана в виде макета. Казахские батыры, недовольные порядками хивинских и кокандских завоевателей, не раз совершали походы на них. Среди казахов младшего жуза большим авторитетом пользовались храбрые батыры Жанкожа и Бухарбай. Ситуация резко изменилась в июле 1853-го, когда крепость штурмом взяли русские войска под командованием генерала Василия Перовского. В отряде было 2170 солдат, двенадцать орудий. Кокандские воины отчаянно сопротивлялись, но сдали крепость. Позже ее в честь генерала назвали форт Перовский. Для того, чтобы упрочить свои позиции, генерал заказал два парохода, принял меры по усилению артиллерии. В 1867-м Перовск получил статус уездного города. В то время открыли начальные школы, начали работать кирпичный завод, ветряные мельницы, лавки, мастерские. В конце XIX века началось строительство железной дороги Оренбург – Ташкент. После сдачи ее в эксплуатацию в городе открылось паровозное и вагонное депо, построили станцию, вокзал, административные здания, дома для железнодорожников, водокачку. Железнодорожная артерия изменила жизнь, начал формироваться рабочий класс.

На стеллажах в музее можно увидеть предметы, которыми железнодорожники пользовались в работе. Это фонари, керосиновая лампа, сумка для инструментов. Есть и макет паровоза того времени. О том, как жили люди, можно судить по предметам быта: в одном из разделов представлены медные кувшины, чайники, подносы, самовары, блюда, ведра, приспособления, при помощи которых перемалывали зерна и получали муку. Домашний скот давал людям не только пищу, но и сырье. Из шерсти овец изготавливали войлок для юрт, ткани, ковры. Из древесины ремесленники делали седла, посуду, мебель.

На стеллажах лежат потрепанные временем денежные знаки, монеты. Оказывается, при изготовлении бумажных банкнот двадцатых годов прошлого века, в основном, использовали красители красных, серых, коричневых тонов. Оригинально выглядит пианино XIX века, сделанное в Германии. Этот музыкальный инструмент до сих пор неплохо звучит, его клавиши сделаны из слоновой кости. Хорошо сохранились французские настенные часы, старинные сервант для посуды, патефон, фотоаппарат, радио, печатная и швейная машинки, подзорная труба, медали и значки.

Целый раздел посвящен культуре. Как свидетельствуют документы, первый театр открылся в Казахстане в 1926 году в Кзыл-Орде. Творческий коллектив показал на сцене постановку пьесы «Еңлік-Кебек». Есть экспозиция о наших писателях, здесь книги и фотографии Ауельбека Конратбаева, Аскара Токмагамбетова и Абдильды Тажибаева. В их произведениях повествуется о жизни нашей области.

Любопытный факт: в 1926 году в Кзыл-Орде впервые в Казахстане открылась национальная краевая клиника. Первый казах с медицинским образованием – Али Кутибаров. Он был очень уважаем в народе, окончил военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. В 1928 году выходил журнал «Әйел теңдігі» тиражом полторы тысячи экземпляров, которым руководила редактор Сара Есова. В нем публиковались новости, статьи о женщинах, внесших вклад в развитие региона в различных отраслях. В эти же годы выходил «Финансовый бюллетень».

Интерес для посетителей музея представляют архивные материалы, фотографии, на которых запечатлены видные партийные и общественные деятели, достопримечательности. К примеру, есть исторические документы о том, что в 1922-м городу вернули былое название Ак-Мечеть, а позже переименовали в Кзыл-Орду. В 1925-1929 годах город был столицей республики, а после ею стала Алма-Ата.

Старинные здания прекрасно дополняют архитектурный ансамбль областного центра. К примеру, на улице Привокзальная расположены несколько домов, которые привлекают внимание особенным архитектурным обликом. Ни в одном месте Кызылорды больше нет таких трогательных домиков «в русском, слободском стиле». Много лет основными обитателями здесь были путейцы. В этих домах до сих пор живут люди. Кызылординка Наталья Булгакова проживает здесь более двадцати лет.

– Наш дом построен в 1900 году, но он до сих пор прочный и теплый, – рассказывает она. – Строили эти жилища для работников железной дороги – инженеров, строителей, путейцев. Кирпич готовили особым способом. Цемента раньше не было, поэтому использовали известковый раствор. Основание дома построено из бутового камня, наружные стены у нас шириной в 1 метр, высота потолков – 3,5 метра. Комнаты большие – по 16, 20 квадратных метров. Дома у нас барачного типа, по 5-6 квартир. У каждого хозяина свой вход в дом и небольшой земельный участок. В жилище проведены все коммуникации, есть природный газ, санузел. Нам очень комфортно жить здесь. Время от времени нужно делать ремонт, но в целом дом до сих пор в хорошем состоянии. Думаю, что здесь еще будут жить наши внуки, а может быть, и правнуки.

Подготовила Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: