Мы едем, едем, едем... Вопрос – как? - «Кызылординские Вести»

Мы едем, едем, едем… Вопрос – как?

06.04.2021

1585 0

my edem edem edem... vopros kak

Общественный транспорт в Кызылорде не ругает только ленивый. Являясь одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого города, он в целом дает представление об уровне его развития. Передвигаясь по городу, нам ежедневно приходится пользоваться его услугами. И потому хотелось бы, чтобы проезд в нем был комфортным и удобным, а возвращаясь домой после трудового дня, нам не пришлось бы «загорать» на остановках в ожидании своего автобуса. 

Отдельная тема – культура обслуживания населения. Нередко пассажирам приходится сталкиваться не только с невежливым отношением, а порой откровенным хамством водителей и кассиров, которые в погоне за прибылью устраивают на дорогах гонки, обрекая опасности жизнь и здоровье десятков людей.

Что помешало городским автобусам в Кызылорде стать «умными»?

Планировалось, что реформировать систему общественного транспорта поможет внедрение «умной» системы управления. На электронную систему оплаты городские маршрутки должны были перейти с 1 декабря 2019 года. Этой теме был посвящен не один брифинг на площадке Службы региональных коммуникаций. Однако судя по сегодняшней картине, переход на электронное билетирование в Кызылорде не состоялся.

Чтобы выяснить, что же помешало общественному транспорту Кызылорды стать «умным», автор статьи обратилась в городской отдел ЖКХ и к руководству главного перевозчика – местного автобусного парка. Последний, к слову сказать, был создан в 2014 году по инициативе акимата области для улучшения качества пассажирских перевозок, и обошелся он государственной казне в 27 миллионов тенге. Средства на реализацию проекта «Строительство автобусного парка в городе Кызылорде» были получены через Европейский банк реконструкции и развития при поддержке АО «СПК «Байконур».

Почти две трети автобусных маршрутов, действующих в городе, обслуживает автобусный парк «Қызылорда», оставшаяся треть приходится на долю частных перевозчиков. Кроме собственных маршрутов, автопарк предоставляет сервисные услуги частным перевозчикам. С этой целью по городу автопарком открыты три диспетчерских пункта – на улицах Коркыта ата, Саламатова (микрорайон «Ақмешіт») и в районе железнодорожного вокзала.

Еще один «больной» вопрос – установка на общественном транспорте Кызылорды системы электронного билетирования. Тендер выиграло ТОО «ALEMPAY», которое вложило в проект собственные оборотные средства. Другими словами, это проект, реализуемый без участия государства. Между тем, введение электронной системы оплаты помогло бы сделать прозрачной сферу пассажирских перевозок по городу, дало бы возможность вести контроль за скоростью, частотой движения маршрутных автобусов и, что особенно важно, отслеживать реальный пассажиропоток. Однако переход на электронное билетирование в Кызылорде пошел, как говорится, ни шатко, ни валко. Сроки все время сдвигались – вначале по вине подрядчика, который сотрудничал ранее с Beeline, а потом по непонятным причинам вдруг заключил договор с «Kcell», а затем город был закрыт на карантин.

Отметим, справедливости ради, что в настоящее время на автобусах, относящихся к городскому автопарку, валидаторы установили, хотя не везде они работают. Вот только пользоваться ими кызылординцы не спешат. Проехавшись в автобусе 18-го маршрута в течение получаса, увидела только трех пассажиров, оплативших проезд по QR-коду. Все остальные рассчитывались наличными, вот только не заметила, чтобы кондуктор отрывал талоны за проезд. Как планировалось, для удобства пассажиров платить за проезд можно не только с помощью QR-кода, но и через мобильное приложение с карты любого банка, с помощью СМС или транспортной картой. Кстати, для детей ее цена составляет 350 тенге и приобрести ее можно в автопарке, а также в некоторых торговых точках города, но кызылординцы не проявили особой заинтересованности в ее приобретении. Оно и понятно – ими можно воспользоваться только на маршрутах, обслуживаемых автопарком, а на автобусах частных перевозчиков они не действуют. В то время как сумма в 350 тенге для семей, где есть несколько школьников, довольно существенная. Посудите сами, если школу или университет посещают в доме пятеро, то родителям нужно выложить тысячу семьсот пятьдесят тенге, чтобы приобрести транспортные карточки на всех детей. А действительна она только в течение месяца.

Как выйти из сложившейся ситуации и как повысить заитересованность пассажиров в электронных платежах? Как нам разъяснил директор автобусного парка «Қызылорда» Нуржан Ахатов, на сегодня стоимость проезда в общественном транспорте Кызылорды составляет 90 тенге наличными и 85 тенге – через онлайн-платежи. Разница небольшая – всего пять тенге.

– Мы выносили на рассмотрение депутатов городского маслихата вопрос об утверждении дифференцированного тарифа за проезд в городском транспорте на уровне 80 и 120 тенге соответственно, – говорит он. – Мера непопулярная, и потому она не нашла поддержки, но она помогла бы повысить заинтересованность населения в электронной оплате.

В качестве примера Н.Ахатов обратился к опыту других городов Казахстана, где дифференцированный тариф за проезд составляет разницу в тридцать-сорок тенге. В крупных мегаполисах она доходит до 50 тенге и выше.

Пока на «умную» систему медленно и со скрипом переходит местный автопарк, частники продолжают жить по своим законам. Альтернативой «наличке» здесь стал перевод оплаты за проезд через Каспий голд или на худой конец со счета Beeline. На видном месте в микроавтобусах красуется номер счета перевозчика в Каспий банке, или по просьбе пассажира номер телефона, к которому привязана карточка, продиктует кассир. Вот только в чей карман идут эти средства и как с них перечисляются налоги? Найти ответы на эти вопросы несложно. Разумеется, ни о какой прозрачности перевозок в этом случае говорить не приходится. Но в то же время обязать частников установить валидаторы пока не получается. За установленные в салонах автобусов валидаторы ответственность несут сами перевозчики, в случае неисправности они должны за свой счет производить замену, отвечать за эксплуатацию. По условиям договора, определенная часть суммы поступлений остается у компании «ALEMPAY». И потому кто-то из частников согласился, а кто-то и проигнорировал нововведение.

Все же, как считает руководство автопарка, переход на электронную оплату – вопрос времени. Рано или поздно все перевозчики будут вынуждены перейти на электронную систему, так как налицо все его преимущества. Сейчас в общественном транспорте для ряда категорий населения – пенсионерам, школьникам, инвалидам – установлен льготный проезд. При переходе к электронной системе оплаты частник легко может доказать, сколько льготников ехали в его автобусе, чтобы получить субсидии от государства. В целом, вопрос субсидирования частных перевозчиков является одним из самых актуальных для повышения качества пассажирских перевозок, вот только на протяжении нескольких лет он не нашел своего решения.

Сфера общественного транспорта всегда была и остается одной из самых непростых. Как считают в автопарке, ситуация может улучшиться, если появятся крупные компании в сфере пассажирских перевозок. Согласитесь, что работать по отдельности с каждым частником намного труднее. На недавнем тендере, объявленном городским акиматом, победителями стали два ТОО – «Орда» и «Каднур», которые объединили по несколько маршрутов – №№ 30, 21, 25, 12, 28. Руководство автопарка надеется, что работать с новыми перевозчиками станет проще.             

Еще одно препятствие для оптимальной работы городского транспорта, по мнению Н.Ахатова, – это отсутствие соответствующего правового поля. Нередко пассажиры обращаются с жалобами на водителей маршрутных автобусов, что-де проехал остановку, остановился в неустановленном месте, взял у пенсионера не 45 тенге, а полную стоимость билета и так далее. Но чтобы привлечь перевозчика к ответственности, должны быть нормативно-законодательные акты, а их нет. Есть льготные категории – инвалиды по зрению, инвалиды 1 группы, которые должны ездить бесплатно, но обязать частников выполнять эти требования руководство предприятия также не может. И потому на сегодня говорить, что в Кызылорде создали эффективную матрицу движения общественного транспорта, чтобы населению было удобно и комфортно передвигаться по городу, не приходится. Переход на «умную» систему пока не прошел полную загрузку, а ситуация на общественном транспорте не изменилась в лучшую сторону.

Все решает база

Немало нареканий со стороны пассажиров и по поводу состояния автобусов. Грязные немытые салоны, оторванные поручни, сломанные сиденья, с которых можно ненароком слететь во время быстрой езды или резкого торможения, разлетевшаяся в клочья обшивка, заклеенные скотчем окна, из которых зимой дует, а летом их не открыть – все это мы наблюдаем изо дня в день. В более выгодном положении находятся пассажиры, живущие в центральной части города, где курсируют китайские автобусы большой вместимости.

Между тем, как отметил заместитель руководителя городского отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Динмухамед Сырлыбаев, на сегодняшний день в Кызылорде сформировано 32 направления, которые в две смены обслуживают 636 автобусов. В целом, чтобы обеспечить бесперебойную работу городского транспорта требуется еще 250 единиц транспортных средств.

На момент открытия в местном парке имелось 20 автобусов, сегодня их около 120-и. А для качественного обслуживания населения не хватает еще 150 автобусов. Если еще учесть, что около двадцати автобусов вышли из строя, то вырисовывается удручающая картина. Вместе с тем, как сообщило руководство автопарка, срок их эксплуатации уже истек, для их ремонта нужны немалые средства – только цена двигателя составляет около десяти миллионов, и с экономической точки зрения ремонтировать их нерентабельно. Но где взять средства на покупку новых автобусов – вопрос риторический. Между тем, специалисты считают, что материальная база автопарка ежегодно должна обновляться на 20-30 процентов, а за последние пять лет было закуплено только 13 новых автобусов.

Тем временем кызылординцы продолжают нелестно отзываться о работе общественного транспорта. До 22.00.-23.00. обычно ездят только автобусы маршрутов №№11, 17, 18, курсирующие в центральной части города. А как быть тем, кто живет на окраинах Кызылорды? После семи вечера дожидаться общественного транспорта на большинстве городских маршрутов нет смысла, а потому кызылординцам часто приходится добираться домой на такси, что бьет по карману.

Проблему решит обновленная маршрутная схема

Такого мнения придерживаются специалисты городского отдела ЖКХ. Те, кто регулярно проезжает через старый рынок, хорошо знают, каких трудов стоит выбраться оттуда не только в часы пик, но и в любое другое время суток. На ум приходят строки классика «Смешались в кучу кони, люди…», а еще машины всех мастей, торговцы с тележками, велосипедисты, пешеходы. Как выяснилось, из 32 маршрутов Кызылорды 17 (или больше половины) заезжают на старый рынок. Зачем? Неужели у всех кызылординцев есть острая необходимость в ежедневном посещении рынка? Сегодня в Кызылорде открылось немало супермаркетов и торговых домов, где цены мало отличаются от цен на рынке, а иногда даже ниже. А муравейник из людей и машин не только придает городу неприглядный вид, но и изрядно действует на нервы пассажирам, спешащим домой. Тем не менее, это место пользуется особым почетом у водителей маршруток – невзирая не недовольство пассажиров, они стоят здесь по 15-20 минут, огрызаясь на требования пассажиров.

Впрочем, таких мест дислокации маршрутных автобусов в городе несколько – район ТД «Жайна», остановка «Болашақ», «Новый рынок». Хотя немало в городе улиц, куда вообще маршрутные автобусы не заезжают. С моими доводами согласились и перевозчики. По их словам, всему виной старая схема передвижения маршрутов, которая нуждается в оптимизации.

Как говорит директор местного автопарка Н.Ахатов, за последние три десятка лет территория Кызылорды выросла в два раза. Появились новые микрорайоны и кварталы, а вот маршрутная схема осталась прежняя. Сейчас почти 80 процентов маршрутных направлений города дублируют друг друга. Большое количество маршрутов едет по проспекту Нур-Султан. Нередко в погоне за прибылью машины пытаются обогнать друг друга, создавая аварийные ситуации на дороге. На создание новой карты маршрутов города было выделено около 30 миллионов тенге. Был объявлен тендер, который выиграла одна из компаний Алматы.

В целом, в сфере общественного транспорта Кызылорды проблем – воз и маленькая тележка. Но очень хотелось бы, чтобы они, хоть и не сразу, но поэтапно нашли свое решение.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: