Кто решит проблемы пассажиров - «Кызылординские Вести»

Кто решит проблемы пассажиров

05.02.2022

1371 0

2 1

В Кызылорде ситуация с городскими автобусами напоминает задачку из учебника по математике. Из пункта А в пункт Б вышел автобус с такой-то скоростью и интервалом движения. Нужно вычислить, сколько пассажиры ждут на остановках свои автобусы. Но, к сожалению, решить ее не могут ни пассажиры, ни местные власти.

Как рассказал на брифинге в региональной Службе коммуникаций директор ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» Руслан Ерсултанулы, на сегодня из 135 автобусов, принадлежащих предприятию, на линию выезжают только 87, остальные находятся на капитальном ремонте. Уж очень дорогие на них запчасти.

– На одном маршруте пассажиров должны обслуживать до 20 автобусов, а сейчас всего 15, – отметил он. – Интервалы между ними не должны превышать 15 минут. Но транспортных средств у нас не хватает, поэтому люди ждут автобус по 20-30 минут. А водителям труднее вдвойне – они не успевают и физически, и технически.

Спрос на общественный транспорт в городе начинается с 7.30, когда кызылординцы из разных концов города пытаются добраться до работы. К примеру, маршрут №21 выезжает из залинейной части города и пока доезжает до центра, мест в автобусе уже нет. Такая ситуация практически на каждом маршруте. Люди также жалуются на то, что некоторые автобусы практически «дышат на ладан» и часто ломаются прямо в дороге. И тогда, шансов сесть в следующий автобус, у пассажиров попросту нет, поскольку те даже не останавливаются по причине того, что салон переполнен. В результате, чтоб не сильно опоздать на работу, пассажирам приходится пересаживаться на такси, а эта категория перевозчиков у нас вообще не регулируется. Цены в час пик они завышают в два раза – хочешь, езжай, дорого – жди автобус. Вот такой у них ответ на попытку пассажира снизить цену.

– 2 февраля прождала утром автобус по маршруту №11 возле новой мечети полчаса, – рассказывает жительница областного центра Раиса Ибраева. – Пришел, но я в него еле втиснулась. На следующей остановке из-за того, что салон был переполнен, средние двери даже не открылись. На остановке «Универсам» водитель не успел затормозить из-за того, что подъезд к остановке обледенел. В результате столкнулся с легковушкой. Пока водители разбирались, пока тронулись, прошло немало времени. В результате опоздала на работу на 40 минут, за что получила замечание от руководства.

Картину с переполненными автобусами кызылординцы наблюдают не только в утренние часы. Вечером, после работы пассажирам тоже приходиться «загорать» на остановках в ожидании своего автобуса. О какой социальной дистанции можно говорить при таких обстоятельствах?!

Как выяснилось, чиновники в курсе этих проблем. На том же брифинге руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог, пассажирского транспорта и жилищной инспекции Бауыржан Оспанов отметил, что в нынешнем году в области для стимулирования и субсидирования частных перевозчиков из областного бюджета впервые было выделено 396 миллионов тенге. Причиной этому послужило то, что во время пандемии заметно снизился пассажиропоток, что, конечно же, отразилось на прибыли предпринимателей. В прошлом году была проведена частичная оптимизация маршрутов. По просьбе жителей, была пересмотрена схема маршрутов. Однако найти перевозчиков для них до сих пор не удается.

– В настоящее время в областном центре курсируют около 400 автобусов разной вместимости по 26 внутригородским и 8 пригородным маршрутам, – отметил руководитель отдела. – Однако многие транспортные средства изношены. Ведутся работы по привлечению предпринимателей для обновления транспортного парка посредством выдачи льготных кредитов.

По словам чиновников, автобусный парк должен ежегодно обновляться на 20 процентов. В нынешнем году уже подали заявку на приобретение 100 автобусов большой вместимости. Кстати, извлекли уроки из прошлогодних ошибок. Теперь планируется покупать автобусы российского и узбекистанского производства. Как говорит директор автобусного парка, запасные части к таким автобусам обойдутся значительно дешевле.

Кроме того, чиновники обещают, что в скором времени для оказания услуг как частным перевозчикам, так и товариществам, занимающимся перевозкой пассажиров, будет открыт общий диспетчерский центр. Его специалисты будут координировать и контролировать работу общественного транспорта.

А вот частные перевозчики выступают против внедрения электронной системы оплаты за проезд. Все потому, что внедрение электронной системы билетирования обеспечит прозрачность доходов перевозчиков. Сейчас на видном месте во многих микроавтобусах красуется номер телефона с привязкой к карточке «Каспий банка», на который пассажиры переводят деньги за проезд, когда у кассира нет сдачи. Вот только в чей карман идут эти средства и как с них перечисляются налоги? Найти ответы на эти вопросы несложно. Разумеется, ни о какой прозрачности перевозок в этом случае говорить не приходится.

Но, как говорится, лед тронулся. По решению местных властей, теперь в договор о перевозке внесен специальный пункт, обязывающий перевозчиков установить подобную систему. Во время тендера предпочтение будет отдано тем, кто установил такое оборудование. Конечно же, это правильно, так и должно быть. Среди водителей должна быть здоровая конкуренция, и если они борются за пассажиров, то должны повышать качество перевозок.
Но, к сожалению, на деле это не всегда так. Время от времени кызылординцы возмущаются в социальных сетях по поводу того или иного маршрута. Задают вопросы перевозчику, который, «проливая слезы», жалуется, как ему тяжело осуществлять бизнес, что нужно повысить тариф, да и от государства бы не помешало получить помощь в виде субсидий и так далее. Но, увы, ни поднятие тарифов, ни субсидии никак не влияют на качество оказываемой услуги. На маршрутах остаются те же разбитые колымаги.

«Кто виноват» и «Что делать»? Знаменитые вопросы классиков сегодня стали ключевыми в проблеме пассажирских перевозок в Кызылорде. И пока местная власть и перевозчики не начнут добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, ответа на них не будет.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: