Это наша история, наша общая боль… - «Кызылординские Вести»

Это наша история, наша общая боль…

11.12.2021

1613 0

14

Среди нас немало людей, которые своими глазами видели события тех суровых декабрьских дней в истории нашей страны. Многие из них принимали в них непосредственное участие. Один из них, Ильяс Толеуов, не очень любит рассказывать о тех трагических днях. Но ведь декабрьские события 1986 года – наша история, наша общая боль, и мы должны знать о них все. После некоторого раздумья он все же начал свой разговор.

Ильяс родился и вырос в ауле Жолек Шиелийского района. После окончания сельской школы был разнорабочим в совхозе «Сырдарьинский». Затем была служба в рядах Советской Армии. Воинский долг он выполнял в ракетных войсках стратегического назначения. Часть находилась в лесах под городом Ахтырка Сумской области Украины. Надо сказать, это были те самые леса, в которых воевал легендарный партизанский генерал Сидор Ковпак. Два года пролетели быстро, и он вернулся в родной аул. Устроился работать шофером в совхоз «Сырдарьинский», доставлял аулчанам продукты питания, уголь, на животноводческие фермы – сено, комбикорма.

В 1980 году в Жолек приехала София Макашева, заслуженный врач Республики Казахстан.

– У нас в области не хватает медицинских кадров, поэтому вам надо учиться на фельдшеров, акушеров, врачей, а ездить на машине и пасти овец люди найдутся. Кто хочет поступить в Кызылординское медучилище по направлению? – обращаясь к аульной молодежи, спросила она.

Ильяс и его трое друзей дружно подняли руки. Были успешно сданы вступительные экзамены, и сельские парни сменили рабочую спецовку на белые халаты. После завершения учебы Ильяс два года проработал в должности отгонного фельдшера. Он оказывал медицинскую помощь чабанам на дальних отгонах, и это было отличной школой профессионального мастерства.

Заведующий организационно-методическим отделом Шиелийского районного управления здравоохранения Ибрай Ахметов заметил огонек в глазах молодого паренька, его любовь к выбранной профессии и предложил поступить в Алматинский медицинский институт. Так, И.Толеуов в 1985 году, на «отлично» сдав вступительные экзамены, стал студентом медицинского вуза.

16 декабря 1986 года Ильяс, как обычно, вернулся с занятий в общежитие. Его здесь насторожила необычайная тишина. Обычно 6-я «общага» в это время напоминала встревоженный улей. Студенты возвращались с занятий, готовили на общей кухне ужин, кто-то играл на гитаре, пел, готовил домашнее задание. Ильяс спросил у вахтерши: «Где все ребята?». На это вахтерша, а это была женщина 40-45 лет, ответила: «Все ушли на площадь, там идет демонстрация студентов против назначения Колбина».

В это время зазвонил телефон, и вахтерша передала трубку Ильясу. На том конце провода был его земляк, студент второго курса Казахского сельскохозяйственного института Бахар Культаев. Его голос был встревоженным.

– Ильяс, наше общежитие окружили дружинники и милиционеры и не выпускают никуда. Вызволи меня отсюда, нам надо идти на площадь, наши ребята-кызылординцы все там. Надо им помочь, – сказал Бахар.

Поняв, в чем дело, И. Толеуов направился в сторону общежития КазСХИ. Среди милиционеров он узнал одного из своих сослуживцев.

– Слушай, брат, я тебя понимаю, ты на службе, но сделай доброе дело, выпусти Бахара и его друзей, ведь на площади наши братья и сестры, и мы должны быть вместе с ними, – попросил Ильяс.

Вняв просьбам студентов, страж порядка выпустил их через черный ход общежития. Когда подошли к площади имени Л.Брежнева со стороны магазина «Океан», Ильяс и его друзья увидели молодежь с транспарантами «Долой тоталитарный режим!», «Каждой республике — своего лидера!», «Колбин, кет!». На трибуну перед площадью поднимались государственные и общественные деятели. Они призывали всех разойтись по домам, чтобы не было печальных последствий.

Никто, как известно, не разошелся, и печальных последствий избежать не удалось. Ильяс, Бахар и его друзья, участвовавшие в мирной демонстрации, попали под мощный водный поток из пожарных шлангов. Бойцы ОМОНа нещадно колотили резиновыми дубинками наших земляков, чтобы они быстрее разошлись по домам. Силы были неравными, и студентам пришлось покинуть площадь. Ильяс и Бахар поздней ночью, промокшие до нитки и в крови были вынуждены скрыться в одной из съемных квартир. Назавтра они вновь пошли на площадь. Протестные выступления молодежи в этот день обрели новый, более мощный виток. В знак недовольства наиболее активные из них поджигали милицейские «УАЗики», вступали в силовые схватки с блюстителями порядка. Но Толеуов признался, что не вступал в открытую борьбу с бойцами ОМОНа.

– Мы участвовали, в основном, в мирных шествиях и хотели, чтобы власть нас выслушала и сделала выводы, – вспоминает он. – Но этого, к сожалению, не случилось, и мы опять в этот день попали под град ударов дубинок. Многих из нас забрали в «кутузку». В последующие дни, если в городе собирались в одном месте 3-4 молодых людей, то милиционеры их били дубинками и вынуждали разойтись.

В течение шести месяцев после этих событий в мединституте были проверки, в ходе которых органы пытались выяснить, кто участвовал в демонстрации. Вызывали несколько раз на допрос и Ильяса, но ему каким-то чудом удалось избежать ареста. Помогло и то, что за студентов заступились преподаватели и профсоюзный комитет вуза. Следователям, как бы они ни старались, не удалось доказать, что парень в эти дни был на площади. Если бы он сознался в этом, то ему пришлось бы отправиться в места не столь отдаленные…

Его друзья по мединституту Канат Бейбутов, Толеген Бахтыгереев и Марат Жакупов, которые участвовали в декабрьских выступлениях молодежи, сейчас работают врачами в Алматинской и Мангистауской областях. Сам же И. Толеуов работает лор-врачом в Шиелийской межрайонной больнице. Друзья каждый год 16 декабря встречаются в Алматы и вспоминают те события.

Ильяс Толеуов не считает подвигом свое участие в мирной демонстрации казахской молодежи.

– Больше всего меня возмутило то, что нас перестали считать за людей, – говорит он. – Неужели во всем Казахстане не нашлось бы человека, который смог бы возглавить республику, будь он русским или казахом? Назначь Горбачев сразу первым секретарем Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева, и тогда тех трагических событий, которые унесли жизни людей и исковеркали тысячи судеб, можно было бы избежать.

Впрочем, история все расставила по своим местам. Много позже М. Горбачев признал свою ошибку, сказав, что не учел особенностей политической обстановки в Казахстане и менталитета казахского
народа.

Максут ИБРАШЕВ
фото автора

Читайте также: