Я – не я, и машина не моя - «Кызылординские Вести»

Я – не я, и машина не моя

23.07.2022

1074 0

1 11

Наверняка многие проезжавшие мимо автомобилисты и пассажиры маршрутных автобусов на днях стали очевидцами драки между пожилым мужчиной и парнишкой на обочине улицы Султана Бейбарса. По всей вероятности, оба – таксисты, поскольку рядом стояли «пятнашка» и LADA-2110 c шашечками, и что характерно – российскими госномерами.

Надеемся, что «выпустив пар» водители разошлись миром и не довели ситуацию до криминала. Конечно, картина не из приятных: в обществе, где испокон веков уважали старших, считалось неприличным даже вступать в разговоры без их разрешения, она, конечно, наводит на определенные мысли. Мы непременно вернемся к этой теме, а пока другая – когда закончится эпопея с авто иностранными номерами?

Начнем с того, что согласно законодательству, транспортные средства с иностранным учетом не могут использоваться для коммерческой деятельности. Между тем, сегодня на улицах Кызылорды многие таксисты ездят на таких машинах, в основном с российскими номерами. Есть даже осуществляющие постоянные рейсы по районам и городам соседних областей.

Скажу сразу, информации о точном количестве в Кызылорде автомобилей с иностранной регистрацией нет и у дорожных полицейских. Но мне, выражаясь формулировкой синоптиков, ощущается как каждый второй-третий автотранспорт, передвигающийся нынче по городским улицам. И практически все – нелегальные такси, с «гребешками» как положено, преимущественно старые «Жигули», «Самары» и «Нексии».  

Хотя насчет количества авто с иностранным госномером у полицейских есть предположение. В ноябре 2021 года из Российской Федерации получен список снятых с учета автомашин, их всего по стране свыше 88400, которые были проданы в Казахстан. В большинстве своём это автомобили, проданные собственниками по доверенности. Спустя время прежние владельцы сняли ТС с учёта — желающих платить налоги за уже проданное имущество нет. Поскольку машины успели покинуть границы РФ, теперь спокойно продолжают колесить по Казахстану со старыми номерами и документами. Из всего этого количества нигде официально не числящегося российского автохлама сегодня на дорогах Кызылорды и районов разъезжают почти 6300. Такие данные получены в результате запросов в страховые компании по транспортным средствам с иностранной регистрацией. Учитывая, что количество «чистых» авто из России (с действующей регистрацией в РФ, договорами купли-продажи и страховыми полисами) в прошлом году превышало бесхозных почти в два с половиной раза, следовательно, у нас на дорогах не менее 15 тысяч автомобилей с российским госномером. Теперь плюсуем к этому авто из Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Грузии и даже Венгрии. Это при том, что в Кызылорде по официальным данным зарегистрировано чуть более 67800 транспортных средств: легковых, грузовых и автобусов.

Напомню, спорная ситуация сложилась из-за противоречивых статей в законодательстве. Согласно правилам ЕврАзЭС, для автомобилей стран-участниц внутри Союза не требуется выплата пошлин, таможенных сборов и какой-либо регистрации. По законодательству РК регистрация требуется, но, чтобы поставить машину на казахстанский учёт, необходимо выплатить определенную сумму. Похожая ситуация ранее сложилась с автомобилями из Армении, но потом их владельцам дали отсрочку. Но, если за армянскими машинами отправлялись в основном люди с высоким и средним достатком, чаще всего семейные, которые имеют большой опыт в вождении, то автохламом из России нередко интересовалась молодежь, просто мечтающая о любой машине, которым жаль таксовать на приличной машине.

В течение года Министерство внутренних дел напоминало автовладельцам о необходимости прохождения таможенной очистки и постановки машин на учет. В противном случае грозили штрафом и конфискацией автомобиля до устранения проблем с регистрацией. После этого в разных городах Казахстана прошли акции протестов. Водители потребовали от властей поставить автомобили на казахстанский учёт по льготным тарифам. В январе 2020 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезенные в Казахстан из стран Евразийского экономического союза, и отметил, что это разовая акция. До 1 марта 2021 года автовладельцы должны были оплатить таможенные пошлины и утильсбор, а затем поставить авто на постоянный учет. Ну или как второй вариант — вывезти авто из страны. Но так или иначе, этот вопрос остается открытым по сей день.

Из-за такого стечения обстоятельств лихачи с российскими номерами долгое время оставались безнаказанными, почувствовали вседозволенность. Камеры исправно фиксировали ПДД, но призвать виновника к ответственности получается не всегда. Кроме того, водители таких авто часто экономят на ремонте своих «ласточек», в том числе и на безопасности. Поэтому неудивительно, что такие транспортные средства часто попадают в аварии.

Чтобы не быть голословным приведу такие цифры. Как сообщил начальник местной полицейской службы областного департамента полиции Бауыржан Ибраев, за шесть месяцев этого года на дорогах области произошло 178 дорожно-транспортных происшествий (за аналогичный период 2021 года – 173), в которых погибло 59 человек (прошлом году 31). Травмы различной степени тяжести получили 217 кызылординцев. Из указанного выше общего количества ДТП 65 произошло с участием автомобилей с иностранной регистрацией, из них 53 – с российским учетом, при которых погибло 23 человека, травмы получили 61. В частности, аварий с авто из Кыргызстана зафиксировано 5, из Армении – 2, по од-ной – из Венгрии, Грузии и Узбекистана.

Внушающие цифры по административным наказаниям. Так, с начала года за различные нарушения правил дорожного движения на сумму, превышающую 75 миллионов тенге, в области оштрафованы свыше 8660 водителей транспортных средств на иностранном учете. Из них пока в доход государства взыскано порядка 50 миллионов тенге.

Кайрат КЕТЕБАЕВ

Читайте также: