Что такое финтех, и как не попасть в ловушку мошенников - «Кызылординские Вести»

Что такое финтех, и как не попасть в ловушку мошенников

21.12.2022

445 0

thumb 1390 1000 0 0 0 auto

В последние годы казахстанские финансовые институты активно внедряют в свои процессы современные технологии.  Fingramota.kz расскажет, что такое финтех (FinTech), и как с его приходом меняется жизнь казахстанцев, а также на что стоит обратить внимание, чтобы уберечь себя от мошенников.

К финансовым технологиям (FinTech) относятся Big Data, искусственный интеллект, роботизация, биометрия и другое.

«Большие данные», или Big Data

Данный инструмент используется для анализа сотен и тысяч источников, чтобы собрать наиболее полную информацию о клиенте, а также проанализировать все значимые факторы и принять правильное решение, сделать прогнозы и вести статистику.  «Большие данные» включают такие источники, как интернет, включая соцсети и блоги; данные компаний (транзакции, заказы товаров и услуг, поездки на такси и каршеринге, профили клиентов), разного рода статистику и многое другое. Для хранения всех данных используются специальные дата-центры с мощными серверами, а также облачные хранилища, «озера данных» и Hadoop — фреймворк, состоящий из набора утилит для разработки и выполнения программ распределенных вычислений.

При предоставлении финансовых услуг онлайн, в том числе микрокредитовании, страховании и т.д., Big Data позволяет не только оценить платежеспособность человека, но и удаленно идентифицировать его личность, проверить онлайн его документы. В базе компаний может храниться информация о сотнях тысяч клиентов, и каждая новая заявка анализируется с учетом этих данных примерно по сотням параметров, учитывая множество факторов и выдавая готовое решение на основе анализа.  

Какие риски существуют?

Сбор «больших данных» часто связан с проблемой приватности: ваше каждое действие может отслеживаться, и есть возможность передачи этих данных третьим лицам. Никогда не публикуйте свои персональные данные в интернете, особенно в соцсетях, где, к примеру, вас просят заполнить анкету, передать или запомнить ваш пароль, одноразовый SMS-код и т.д. Никто не может гарантировать, что вашими данными не воспользуются мошенники.  

Искусственный интеллект (artificial intelligence)

Еще одна технология, которая активно применяется крупными компаниями, в том числе финансового сектора. Это система, которая может имитировать человеческое поведение для выполнения определенных задач. Также она способна изучать человеческое поведение и постепенно обучаться, используя полученную информацию. Например, к искусственному интеллекту можно отнести камеры видеоконтроля на дорогах, системы безопасности в метро и аэропортах, которые находят преступников в толпе.

Машинное обучение – подраздел искусственного интеллекта, изучающий методы построения алгоритмов, способных обучаться. Оба направления нацелены на то, чтобы минимизировать участие человека в процессе получения услуг, в том числе финансовых. Появление всевозможных чат-ботов, виртуальных помощников, персонализация рекламы – результат работы искусственного интеллекта. С помощью машинного обучения искусственный интеллект может анализировать данные, запоминать информацию, строить прогнозы, воспроизводить готовые модели и выбирать наиболее подходящий вариант из предложенных. В маркетинге и электронной коммерции машинное обучение помогает настроить сервисы и приложения так, чтобы они выдавали персональные рекомендации. В сфере инвестиций алгоритмы на базе машинного обучения анализируют рынок, отслеживают новости и подбирают активы, которые выгоднее всего покупать именно сейчас.

Какие риски существуют?

Существует вид мошенничества, в котором используется технология искусственного интеллекта, которая позволяет оживить несуществующих людей или создать поддельное видео, подделать любой голос, мимику, добавить в речь слова, которые человек никогда не произносил.

Дипфейки – это фото, видео или аудиозапись, обработанные с помощью искусственного интеллекта. Мошенники при использовании данной технологии редко уделают должное внимание качеству своего «продукта», будь то видео, фото или аудио. Поэтому странное моргание человека, либо его отсутствие, слова невпопад, легкое заикание или роботизированный тон должны вас насторожить. Ко всему, что кажется вам неестественным, относитесь с подозрением. 

Читайте также: