В этом году Казахстан отмечает 30-летие Независимости. Это большая историческая дата. За прошедший отрезок времени заметно вырос экономический и политический потенциал государства. Одним из слагаемых успеха является нефтегазовый сектор. Нефть для Казахстана это гораздо больше, чем просто экспортный продукт. Это важнейший символ стабильности, с которым связаны перспективы государства и общества.
В 150 километрах северо-западнее Кы-зылорды на стыке зыбких песков Туранской низменности и Прибалхашья в 1984 году забил первый разведанный нефтяной фонтан Кумколя. И это событие стало переломным моментом в развитии Кызылординской области и превращении ее из сельскохозяйственной области в один из крупнейших нефтегазовых регионов.
Между тем, то, что недра Южно-Тургайского прогиба таят в себе огромные богатства, было известно еще до 1917 года. А в 1927 году в Кызылорде открыли представительство министерства геологии СССР, заложившее в регионе основы целой сферы разведки полезных ископаемых. В 1982 году ПГО “Южказгеология”, “Казгеофизика” и Институт геологии и нефти Академии наук Казахской ССР приступили к реализации программы геологоразведки на Южно-Тургайской впадине. Первую глубокую скважину на Кумколе пробурили в 1983-м, а в феврале 1984-го получили первый фонтан нефти.
Для преимущественно аграрной Кызылординской области создание нефтепромышленной отрасли оказалось большим экономическим и социальным подспорьем. Министр нефтяной промышленности СССР 6 июня 1985 года подписал приказ “Об организации работ по подготовке к разработке и вводу в эксплуатацию месторождения Кумколь в Казахской ССР”, согласно которому институты “КазНИПИнефть” и “Южгипронефтепровод” приступили к разработке проекта “Обустройство месторождения Кумколь при опытно-промышленной
разработке”.
В начале 1986 года при ПО “Мангышлакнефть” создали отдел капитального строительства “Кумколь”, возглавил который блестящий изобретатель-нефтяник, инженер-стратег и настоящий генерал нефтяной отрасли Мурат Саламатов.
Уже в самом начале Кумколь бил рекорды — месторождение ввели в эксплуатацию в невероятные сроки — всего за два года вместо обычных десяти лет. В июне 1987 года здесь подняли первую нефтяную вышку. В Кызылорде 24 декабря 1987 года создали нефтегазодобывающее управление “Кумкольнефть” (НГДУ “Кумкольнефть”). Начальником управления назначили Мурата Саламатова, главным инженером — Жениса Жалгасова, главным геологом — Кенхана Айдарбекова. В “Кумкольнефти” сформировали технологически связанные структурные подразделения — Кумкольскую экспедицию глубокого эксплуатационного бурения (КЭГЭБ), управление технологического транспорта (КУТТ), управление техобеспечения и комплектации (УПТОК), ПМК-4.
23 февраля 1987 года в Кызылорде на центральной площади прошел торжественный митинг, посвященный отбытию на Кумколь первой колонны строителей, вышкомонтажников и буровиков. Ее возглавил инженер ОКС «Кумколь» Тлеуберген Шаутай.
— Было потепление, начал таять снег, и проехать на месторождение напрямую по полевым, превратившимся в месиво, дорогам стало невозможным — колонну пришлось отправить по дальнему маршруту, через Жосалы, где еще лежал снег, — вспоминает он. — Ответственность по сопровождению колонны доверили мне. Добрались до месторождения мы только на следующий день — по дороге приходилось долго и упорно покорять заснеженные, скользкие сопки, так как не все машины были вездеходами. Приходилось по очереди перетаскивать их через этот перевал. Не доехав около 20 километров до Кумколя, у нас ночью в снегу застрял один грузовик, застрял и вездеход, который пытался его вытащить. Нам помогли геологи из Южно-Казахстанской нефтеразведочной экспедиции, которые проезжали этот участок ночью, а утром вернулись со своими вездеходами, и так совместными усилиями мы вытащили все наши застрявшие машины, — вспоминает он.
Понятно, что историю всегда и везде творят люди. Всю тяжесть разработки Кумколя взяли на себя первопроходцы. В их ряды смело можно отнести и бывшего редактора нашей газеты, в то время работавшего корреспондентом, Тимура Касымова. В своей статье, посвященной 25-летию освоения Кумколя, он писал:
«…С высоты этого времени уже можно, наверное, сказать, что довелось мне побывать на месторождении даже раньше тех, кого сейчас называют первопроходцами нефтяной отрасли, хотя никакой моей заслуги в этом не было. А было просто задание тогдашнего редактора нашей газеты Евгения Харитоновича Хана, слетать туда. В старом аэропорту, где потом расположился автовокзал, нас с фотокорреспондентом Марком Дубницким ждали три инженера экспедиции Киевского института «Южгипронефтепровод» и экипаж производственного объединения «Мангышлакнефть». Подъехал и зампредоблисполкома Айкынбай Дуйсеков – и мы полетели. Если кто помнит, в том году прошел ХХVII партийный съезд, и наша газета, говоря о задачах области на новое пятилетие, отмечала, что мы должны вдвое увеличить объем строительно-монтажных работ, увеличить рост промышленного производства благодаря дальнейшему развитию машиностроения и освоению месторождения Шалкия, развитию агропромышленного комплекса, транспорта, связи… О нефти не было ни слова, поэтому понятно, что мы толком не представляли, куда именно летим и что там увидим. Увидели же несколько буровых вышек и вагончиков, в одном из которых на обед нам дали цыплят с хлебом, но и этой еде мы были рады. Запомнилась непролазная грязь, но работающие здесь к ней привыкли. Правда, они немного удивились нам: в других регионах Союза, где они до этого трудились, никакого внимания со стороны прессы к ним не было. Работу свою они считали обычной, оговорившись, правда, что со столь сжатыми сроками встречаться еще не приходилось. К двадцатому апреля (наш разговор происходил 15 марта) киевлянам предстояло закончить разметку нефтепровода, для чего в среднем за месяц надо было выполнить топографические и инженерно-геологические работы на ста километрах. К месту стыковки от Кумколя шла другая партия изыскателей, с которыми мы тоже тогда встретились. Они брали пробы грунта, чтобы после лабораторного анализа установить степень трудности разработок и определить необходимую в дальнейшем технику. На самом же Кумколе, месте следующей нашей посадки, мы приземлились у одной из разведочных вышек, где чимкентские специалисты заканчивали геологические поисковые работы. Свою задачу они обозначили в нескольких словах: установить контур всего месторождения и определить его окончательные запасы. Работы, естественно, велись круглосуточно. А после изыскателей, месяца через два, к делу должны были подключиться проектировщики и к концу мая выдать рабочие чертежи на строительство нефтеперекачивающих станций и нефтепровода…».
9 мая 1990 года по нефтепроводу “Омск — Чимкент” на Шымкентский НПЗ пошли первые тонны кумкольской нефти. Символично, что это произошло в День Победы. Сам Кумколь к тому времени уже не узнать — более 50 действующих скважин, цех подготовки нефти, пусковой комплекс, база производственного обслуживания, ЛЭП, вахтовый поселок на 120 мест, другие объекты и первые зеленеющие в степи деревья!
21 марта 1991 года НГДУ «Кумкольнефть» преобразуется в производственное объединение «Южнефтегаз» — ЮНГ, в который переходит разработка всех нефтяных и газовых месторождений Южного Казахстана.
В июне добывается первый миллион тонн нефти. В последующие три-четыре года Кумколь развивается достаточно интенсивно и становится высшей школой профес-сионального образования для сотен казахстанцев. Параллельно с обустройством месторождения создавалась инфраструктура, которой впоследствии воспользуются десятки компаний. Первым крупным инфраструктурным проектом компании стало строительство автодороги «Кызылорда — Кумколь».
Острой проблемой начального этапа освоения Кумколя были дороги, точнее их отсутствие. Грузы – буровое оборудование, стройматериалы и многое другое – шли на месторождение неделями по грунтовым дорогам и в межсезонную распутицу, казалось бы, простая доставка становилась невыполнимой задачей. Когда на Кумколе пошла первая нефть, дорожным вопросом занялись вплотную. Дорога строилась долго — на прокладку 190-километровой трассы потребовалось 5 лет.
-Был разработан проект трассы «Кы-зылорда — Кумколь» протяженностью 190 километров, стоимостью 90 миллионов долларов, — вспоминает директор ТОО «УАД» Мурат Удербаев. — Строительство с конца 1988 года вели дорожно-строительные
тресты Кызылорды, Алма-Аты, Джезказгана, Кустаная. Наше ТОО прокладывало внутрипромысловые дороги. Приобрели завод по производству асфальта, другую необходимую технику, что-то брали в аренду, подтягивали подрядчиков. Работали, как говорится, от зари до зари. В начале 1994 года объект сдали в эксплуатацию. Хотелось бы отметить, что дорожные работы велись путем обустройства объездных дорог, без остановки движения транспорта, благодаря чему не было нанесено ущерба деятельности компаний недропользователей. Теперь благодаря дороге, нефтяники безопасно добираются с вахты, а большегрузы безаварийно перевозят нефть и все необходимое.
В целом 1992-1995 годы отмечены интенсивным развитием Кумколя. Положительной оценкой работы и определением дальнейшего промышленного курса отрасли стал приезд на месторождение Кумколь Нурсултана Абишевича Назарбаева в апреле 1995 года. В беседе с нефтяниками он подчеркнул, что углеводороды принесут региону благополучие и процветание, посоветовав скорее выходить на промышленный уровень — добывать в год минимум три миллиона тонн нефти.
Выход же на такой уровень предусматривал строительство 770 различных скважин, десятков групповых установок, выкидных линий, пунктов нагревания. Словом, 1995-й стал самым продуктивным в развитии производства месторождения. В 1996 году нефтяники праздновали двойную круглую дату — 10 лет со дня начала освоения Кумколя и добычу 10-миллионной тонны нефти. Но самое важное — в степи был создан крупный нефтегазовый комплекс, способный в год добывать свыше трех миллионов тонн углеводородов, а к 2000 году — все пять миллионов. Вахту несли более 600 человек, не считая рабочих подрядных организаций. Всего в АО «Южнефтегаз» и его структурных подразделениях трудились более 4,5 тысячи человек. ЮНГ действительно стал к тому моменту системообразующим предприятием для целого региона, население которого составляло тогда 610 тысяч человек.
В конце 1996 года Кабинет министров РК выносит постановление о приватизации АО «Южнефтегаз» компанией «Харрикейн Хайдрокарбонс Лимитед». В апреле 1997 года состоялось общее собрание акционеров. На нем Президентом компании избирается Кит Маккрей, а «Южнефтегаз» переименовывается в «Харрикейн Кумколь Мунай». В июне 2001 года меняется название компании — на АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз».
Стоит отметить, что одним из приоритетов работы у компании стало бережное отношение к окружающей среде. И примером подтверждения принципа экологической безопасности производства является реализованная в компании программа утилизации газа. Компания «ПетроКазахстан» одной из первых в республике начала реализацию проектов, направленных на эффективное использование попутного газа.
15 июня 2006 года Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК утвердило Программу по утилизации газа ПККР. Программа решала ряд важных экологических проблем: исключение сжигания и выбросов газа, испарений легких фракций нефти в атмосферу, сокращение вероятности разлива нефти, загрязнения грунта и повышение пожарной безопасности производства.
Характерная особенность процесса добычи нефти — необходимость параллельной утилизации попутных газов. Компания разработала шесть крупных проектов по сбору, транспортировке и обратной закачке газа в пласты. Их реализация полностью закрывала тему утилизации газа, а 131 факел погас навсегда. Первый — строительство на Кумколе газотурбинной установки мощностью 55 МВт с доведением ее мощности до 105 МВт в 2010 году. Второй — закачка газа в пласты для поддержки пластового давления. Третий — закачка газа в газовую шапку месторождения Арыскум, что является своеобразной переброской. Четвертый — монтаж на Арыскуме электростанции мощностью 6 МВт, пятый — строительство на Кызылкие установок по перекачке газа на Арыскум для утилизации. Шестой — монтаж на Майбулаке газотурбинной установки мощностью 2 МВт для собственного потребления. Все эти проекты успешно завершены к 2010 году, а мощность газопоршневых установок на Арыскуме и Майбулаке была доведена до 12 МВт.
Реализация проектов привела к снижению лимитов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу почти в два раза.
Проект по утилизации газа был включен в «Карту индустриализации» программы «Дорожная карта бизнеса Кызылординской области на 2010 год». В дополнение компания выделила региону 12 миллионов долларов на строительство в областном центре газораспределительных сетей и установок.
Приход иностранных инвесторов внес кардинальные изменения буквально во все: в принципы управления компанией, в требования к работникам по исполнению своих должностных обязанностей, в вопросы соблюдения правил техники безопасности и трудовой дисциплины. Были внедрены новые технологии добычи нефти, улучшены условия труда на производстве. Улучшение условий проживания и отдыха работников в вахтовых поселках также положительно повлияло на мотивацию работников к повышению производительности труда. Социальная поддержка незащищенных слоев населения, которая велась компанией еще в ее бытность «Кумкольнефтью», а затем «Южнефтегазом», была продолжена и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз».
Общеизвестные факты — благодаря компании был построен уникальный медицинский центр, на селе появились первые мини-цеха по переработке продукции и капельного орошения, компания спонсировала футбольный клуб «Кайсар», гандбольный клуб «Сейхун». В 1997 году приняла под свою юрисдикцию некогда пионерский, а впоследствии детский лагерь отдыха, который сегодня называется «Арай-Санрайз». С 1998 года начала поддержку реабилитационного центра «Шапагат» для 45 детей-инвалидов в Казалинском районе, а в 2001 году и вовсе взяло над ним полное шефство. В Кызылорде компания выделила один миллион долларов США на капитальный ремонт
СШ №2 — одной из самых лучших в городе, затем возьмет над ней шефство. После будет приобретен спорткомплекс «Строитель» (ныне — «ПетроКазахстан»), сегодня являющийся основной площадкой для занятий спортом для сотрудников компании.
В 2011 году в рамках 25-летия промышленного освоения месторождения Кумколь компания оказала спонсорскую поддержку областной детской больнице на сумму 150 000 долларов США на приобретение медицинского оборудования. Многие социальные проекты компании являются традиционными. Это и предоставление продуктовых пакетов для малообеспеченных, инвалидов, представителей иных социально незащищенных слоев и новогодних подарков для детей из малоимущих семей и сирот.
За вклад в развитие региона в 2008 году АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» было отмечено наградой «Серебряный Парыз» в конкурсе Президента Республики Казахстан по социальной ответственности бизнеса в номинации «Лучшее социально ответственное предприятие». В 2009 году АО получило высшую награду отрасли «Золотой Прометей», которой ежегодно награждают нефтегазовые компании, показавшие наилучшие результаты. По итогам независимого голосования наибольшее количество голосов в номинации «Лучшая экологическая программа» было отдано компании «ПетроКазахстан».
Ресурсный потенциал Кумкольской группы месторождений был оценен в 160 миллионов тонн нефти и 19 миллиардов кубометров газа. В результате Южно-Тургайская впадина стала новой промышленной нефтегазоносной областью Казахстана. На заре независимости месторождение Кумколь, ставшее локомотивом нашего региона, придало мощный импульс и развитию государства. Казахстан сегодня — это сильное независимое государство, развивающееся демократическим путем, с сильной рыночной экономикой. Без этой важной основы, заложенной 30 лет назад, наша страна не имела бы сегодня развитую, современную нефтегазовую отрасль, равно как и всего остального. И этим мы обязаны политической воле, смелому стратегическому видению Елбасы, Нурсултана Абишевича Назарбаева. Ведь именно он тогда, на заре независимости, своими грамотными решениями и реформами задал Казахстану правильный вектор развития как в социально-экономическом, так и в политическом смысле, доказав, что он действительно является Лидером нации.
Наталья ЧЕРНЕЙ
(В статье использованы данные из книги «Кумколь – четверть века»).