Боль, которую не забыть - «Кызылординские Вести»

Боль, которую не забыть

31.05.2022

956 0

2 15

Сегодня в Казахстане – День памяти жертв политических репрессий и голода, который согласно Указу Первого Президента РК от 5 апреля 1997 года отмечают ежегодно 31 мая.

Напомним, что учитывая многочисленные обращения казахстанцев, активистов и руководителей общественных объединений и организаций, Первый Президент страны объявил 1997 год – Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий.

Это не знаменательная и тем более не праздничная дата. Это день всенародной скорби. По надуманным обвинениям, а порой просто по наговору и клевете были расстреляны лучшие сыны народа, а те, кому посчастливилось остаться в живых, пережили все ужасы и пытки сталинских лагерей и тюрем. Это день памяти о миллионах наших сограждан – взрослых и детях, мужчинах и женщинах, отцах и матерях, братьях и сестрах, погибших от голодной смерти, охватившей казахскую степь в тридцатых годах прошлого столетия.

Сегодня почти не осталось живых свидетелей той огромной трагедии, но рассказы отцов и дедов о страшных страницах истории, названной ими «ашаршылық, зұлмат замандар», хранят их дети и внуки. И очень важно сохранить эту память для наших потомков, чтобы знали и помнили о том, через какие испытания пришлось пройти нашим отцам и дедам.

Отголоски событий тридцатых годов преследовали людей долгое время. Зловещее «халық жауы» – «враг народа» впервые услышала в юности из уст своей восьмидесятилетней бабушки. В мрачные годы сталинских репрессий ей было около тридцати лет и она очень хорошо помнила события тех лет. Для меня, школьницы, эта фраза казалась по меньшей мере странной, тем более что касалась она ее знакомых или родственников.

Зачастую, когда речь идет о политических репрессиях ХХ века, многие ассоциируют их с событиями 1937-1938 годов, на которые, собственнно, и пришелся их пик. Но как следует из истории, они начались сразу после Октябрьской революции 1917 года и коснулись не только политических противников и интеллектуальной элиты страны, яркими представителями которой были деятели Алаш-Орды, но и обычных людей, просто несогласных и не желавших принимать политику большевиков, в числе которых были состоятельные крестьяне-шаруа, духовенство, да и просто образованная часть населения.

Первая волна репрессий началась после победы Октябрьской революции, когда врагами объявили всех, кто был против идей большевизма, следующая – с началом принудительной коллективизации и ускоренной индустриализации, репрессии 1937-1938 годов – с усилением культа личности Иосифа Сталина, когда врагами народа стали все инакомыслящие, все те, кто высказывался против политики центра.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, в период с 1921 по 1954 годы в Казахстане было осуждено более 100 тысяч человек, в отношении 25 тысяч граждан применена высшая мера наказания – расстрел. В нашей области раскулачен 81 зажиточный крестьянин.

Массовая конфискация скота – принудительно отняли 10920 голов крупного и 47 299 мелкого рогатого скота – обернулась для народа масштабной трагедией, восстаниями и репрессиями. По данным прокуратуры области, врагами народа в 1937-1938 годы были объявлены 314 человек, в том числе 110 партийных работников. Судя по дошедшим до нас рассказам очевидцев тех лет, жертв могло быть намного больше. Много труда и сил теме восстановления исторической правды тех лет посвятил журналист, главный редактор Книги памяти «Боздақтар» Мырхы Исаев. Два тома книги из этой серии под названием «Аза» были посвящены кызылординцам – расстрелянным по приговору «тройки», а порой просто без суда и следствия, а также жертвам чудовищного голода, бушевавшего в тридцатые годы на территории Кызылординской области. В двух томах книги собраны воспоминания самих очевидцев и участников тех страшных событий, их детей и внуков.

Судьбы и тайны, погребенные под песками

В Кызылорде у самого въезда в микрорайон «Арай» есть монумент памяти жертв сталинских репрессий и голодомора. Проезжая мимо, всегда задавалась вопросом: а почему здесь, а не где-нибудь в центре города? К слову, среди людей много разных толков и предрассудков относительно этих мест. Поговаривали, что здесь в тридцатых годах прошлого века расстреливали людей. Вот что рассказал корреспонденту «КВ» ученый, кандидат исторических наук, преподаватель Кызылординского университета имени Коркыта ата Айтжан Оразбаков:

– Монумент появился здесь в 1998 году – тогда это была окраина Кызылорды, где только начали появляться частные коттеджи, принадлежавшие состоятельным кызылординцам, многоэтажки появились много позже.

dehqfkvw0aabbhr

В конце девяностых годов здесь был песчаный холм. Город активно застраивался и отсюда начали отгружать необходимый для строительства песок. Шофер только начал работу, как ковш экскаватора вынес наружу кости и черепа. Люди были сильно напуганы, работу остановили, пригласили руководство города. Акимом Кызылорды был на тот момент Бакберген Досманбетов. Долгое время проработавший в стенах местного университета имени Коркыта ата, он обратился к своим коллегам. В спешном порядке под руководством историков и археологов университета были начаты раскопки, к работе привлекли студентов кафедры «Археологии и этнографии».

Жанар Сыдыкова тогда окончила первый курс и их, будущих археологов, привезли на практику сюда. Ныне она – преподаватель кафедры «Археология и этнография» кызылординского университета и как выяснилось, вместе со студентами-практикантами находится на раскопках Жанкента в Казалинском районе. Вот что она рассказала нам в ходе телефонного разговора:

– Под началом нашего куратора Танирбергена Мамиева целую неделю мы высвобождали из песка останки людей. Конечно, это не был археологический объект, но все же для нас это был первый опыт работы. Было жутко. Разбросанные черепа, скрещенные кости конечностей – все свидетельствовало о том, что это не было традиционное захоронение по мусульманскому обряду, скорее всего людей просто сбросили сюда и кое-как засыпали песком. Помню до сих пор – в одном из черепов сохранился зуб. Уж не знаю, из чего, но точно не золото. Скорее всего, это была платина, или другой дорогостоящий материал, серебро со временем обязательно бы почернело, а металл покрылся коррозией. Возможно, это была платина или титан. Что интересно, на следующий день зуб этот исчез, кто-то его украл. На одном из останков сохранились остатки одежды. Правда, истлевшая, но было видно, что это шинель. Органика вообще хорошо сохраняется.

Кто были эти люди, так безжалостно убитые, местные ученые-краеведы сказать затрудняются. Кстати, в народе это место называли «Ажал апаны», «Тектұрмас». По рассказам одних местных старожилов, здесь расстреливали людей, неугодных режиму, по рассказам других – здесь лежат кости людей, умерших от голода. Возможно, и те, и другие недалеки от истины. Вполне возможно, в этом мрачном месте лежат останки и невинно растрелянных, и тех, кто погиб от голодной смерти.

Тогда эти места были безлюдны, кругом густые заросли джиды. Голод косил людей, их бездыханные окоченевшие трупы лежали на улицах города. Похоронить их обессилевшие люди были не в силах. Специально выделенные отряды собирали трупы и, погрузив на телеги, привозили сюда и сбрасывали в эту яму.

По словам А.Оразбакова, это не единственное место, где были найдены останки людей, погребенных под песками.

На территории области есть еще немало таких мест, окутанных завесой тайны. Вдоль железнодорожного полотна в местечке Бирказан также есть место, где найдены останки людей. Можно с уверенностью сказать, что все они стали жертвами кровавого террора, ведь в ходе экспертизы было выяснено, что они были расстреляны, о чем свидетельствовали следы от пуль на черепах жертв.

В те годы Кызылординская область входила в состав Южно-Казахстанской области с центром в городе Чимкенте. Осужденных из Кызылординской области перевозили туда в вагонах. Видимо, по дороге и расстреливали. В статье «Бірқазанда» қанша аруақ жатыр?» в газете «Сыр бойы» за номером от 1 ноября 1995 года приводятся воспоминания жителя поселка Тасбогет Алмаша Абдыкалыкова, которому на тот момент было 85 лет. В тридцатых годах прошлого века ему было девятнадцать лет. Небольшой аул в несколько десятков семей располагался неподалеку от железнодорожного полотна рядом со станцией Бирказан в 35 километрах от Кызылорды. Страшная картина, которую ему довелось наблюдать, спрятавшись во дворе собственного дома, навсегда запечатлелась в его памяти.

… Два вагона забиты до отказа людьми. Начали выводить несчастных, по двое связанных за руки проволокой. Их повели к заранее вырытому рву, безжалостно избивая по пути прикладами ружей. Звуки выстрелов не стихали. Крики людей, заметавшихся в предсмертной агонии, слились с лаем собак. Это был сущий ад на земле. Двое бросились бежать, одного пристрелили, второму удалось скрыться. Когда все стихло, на земле, красной от крови, то тут, то там, валялись оброненная калоша, ичиги без одной пары, тымак (войлочная шапка). Ближе к вечеру тот несчастный, которому удалось скрыться, постучался к нам в дом. Сидя у печи, продрогший и озябший, он рассказал, что его обвинили в участии в Каракумском восстании. Отец велел накормить его. Только он поднес ко рту первую ложку, явились преследователи. Было поздно и мы уговорили их заночевать. Отец, после того, как те заснули, разбудил несчастного и предложил ему бежать, воспользовавшись одеждой и лошадью преследователей. А потом сам же разбудив их, накинулся на них со словами: «Где беглец, проспали беглеца!». Тем ничего не оставалось, как молча покинуть дом.

Такое же массовое захоронение было обнаружено в Кызылорде в микрорайоне «Западный». На переулке Куйбышева местный житель начал строить ларек для торговли комбикормами. Трактором благополучно вырыл ямы для трех опор, начал копать четвертую, как вдруг ковш вынес человеческие кости. Кстати, этот ларек стоит и поныне, его только построили чуть в стороне от того места.

Описанные события – картины той беспрецедентной трагедии, постигшей наш народ в результате масштабного общественно-политического эксперимента. Насильственный переход к оседлости, раскулачивание, уничтожение кулачества как класса, продразверстка, увлечение планами заготовок продовольствия привели страну к глубокому кризису, к катастрофе.

Трудно сказать, сколько еще людей осталось лежать в таких безымянных могилах, наскоро присыпанных песком. И собрать все сведения о них, постараться по крупицам восстановить события всенародной трагедии, постигшей наш народ, – это лишь малая часть того, что мы можем сделать, чтобы возместить десятилетия забвения.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: