С этого года в Казахстане будет запущена система внесения социальных выплат в электронный кошелек, который будет открыт на основании ИИН гражданина. В настоящее время прорабатываются технические аспекты и юридические механизмы социального кошелька. Цель введения этого новшества — контроль за тем, как расходуются деньги, выделенные из бюджета на социальную направленность.
Об этом на брифинге в региональной Службе коммуникаций рассказали руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Гаухар Калмакова и руководитель отдела социальной помощи Шаризат Алмашова.
— С 1 января прошлого года были введены новшества в оказании адресной социальной помощи, — напомнила А. Калмакова. — В соответствии с этими изменениями более 27 тысяч многодетных семей, имеющие четырех и более несовершеннолетних детей, независимо от дохода, обеспечиваются государственными пособиями из республиканского бюджета. Размер государственного пособия дифференцируется в зависимости от количества детей. Малообеспеченным семьям выплачивается адресная социальная помощь.
В этом году АСП по-прежнему будет назначаться ежеквартально и выплачиваться ежемесячно. При этом, в случае отказа трудоспособных членов семьи от предложенной центром занятости работы, адресная социальная помощь оказываться не будет.
Особое внимание уделяется поддержке детей из малообеспеченных семей. Детям от 1 года до 18 лет в семьях получателей адресной социальной помощи предоставляются гарантированные социальные пакеты.
В 2020 году по области более 68 тысяч малообеспеченных граждан получили АСП на 5,2 миллиарда тенге. Из числа получателей АСП был трудо-устроен на постоянную работу 1521 человек и 2063 — на временную.
Более 15 тысяч детей в возрасте от 1 до 6 лет обеспечены гарантированными социальными пакетами, в которые входят продукты питания и предметы бытовой химии. С 2021 года обеспечение этим пакетом будет полностью переведено на портал социальных услуг. Переход на социальный портал упрощает порядок предоставления гарантированного социального пакета. В частности, не будут осуществляться сложные государственные закупки, а получатели могут самостоятельно выбрать поставщика.
Для этого каждый получатель АСП обязан иметь электронную цифровую подпись. В случае, если у него нет доступа к порталу, он может обратиться в центры занятости по месту жительства или в центры социальной защиты.
Анна РОМАНОВА