Жизнь посвятив просветительству - «Кызылординские Вести»

Жизнь посвятив просветительству

12.08.2021

1641 0

ahmet ishan kopija

«…Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события. Черное – неразлучный спутник белого. Вместе они образуют неповторимую цветовую гамму жизни как отдельного человека, так и целых народов… Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности».

(Из статьи «Семь граней Великой степи» Елбасы Н.А.Назарбаева)

Древняя земля Сыра, по территории которой пролегали караванные маршруты Великого Шелкового пути, была местом, где пересекались цивилизациии и религии. Здесь существовали важнейшие очаги древней культуры, возникали города и поселения, которые сыграли важную роль в истории казахского народа. На бескрайних степных просторах зарождались философские и религиозные учения. Казахский народ всегда чтил грамотность и образованность. «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного», – гласит народная пословица.

У казахов, как и у других народов, принявших ислам, основы грамоты получали в мектебах, желающие получить дальнейшее образование поступали в медресе. Первоначальное образование, которое давали в мектебах, сводилось к постиганию основ арабского письма. Более глубокие и фундаментальные знания можно было получить в медресе. В них обучали богословию, мусульманскому праву, философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Срок обучения в них длился от трех до четырех лет. Так, например, большую славу и известность стяжало медресе Калжана ахуна, расположенное на территории нынешнего Сырдарьинского района. Это целый комплекс, в который входили не только медресе, но и мечеть. Посетив медресе Калжана ахуна, построенное, кстати, на средства самого богослова и проповедника ислама, можно увидеть многочисленные кельи, служившие своего рода учебными помещениями. Примечательно, что Калжана ахуна на пути в Мекку посетил сам Кунанбай, отец Абая и получил его благословение для совершения хаджа в святыню мусульманского мира.

В XIX – начале XX века в Приаралье работали религиозно-просветительские школы. Получившие образование в центрах науки и культуры Средней Азии – Бухаре и Самарканде – выдающиеся религиозные просветители прошлого открывали школы-медресе, в которых обучали местное население грамоте и основам знаний. В народе по сей день живет память о Марал ишане, Ак ишане, Кулболды ишане, Садык ахуне, Калжан ахуне. На местах их захоронений благодарные потомки возвели мазары и мавзолеи, к которым приезжают сотни паломников, чтобы поклониться их памяти.

Оразай ишан Бугыбайулы, выходец из рода найман Среднего жуза, предположительно родился в 1807-1809 годах в местечке Синиртек (недалеко от Сулутобе) Перовского уезда Сырдарьинской области. Грамоте научился у уважаемого в округе Кулболды ишана, ученика Марала ишана. Правивший Туркестаном узбекский эмир назначил Оразая сборщиком налогов. Но прослужив недолго, Оразай отказался от должности и посвятил себя обучению детей. В родных краях он содержал мечеть и учил арабской грамоте немало детей. Вместе с другими в числе обучавшихся были и его сыновья Кожахмет, Жармухамед и Ахмет, которые впоследствии продолжили дело отца и выучили не одно поколение детей. Оразай ишан пользовался большим авторитетом среди местного населения. Когда он вместе со своими последователями отправился к подножию горы Каратау с намерением обосноваться там, известные в присырдарьинских краях бии Досбол датка, Бала би, Торгай, Турсынбай выделили ему землю и попросили остаться. Так Оразай ишан обосновался в местечке Сарышаганак, где и был похоронен после смерти в 1898 году.

Мавзолей Оразая ишана расположен в 15 километрах к юго-востоку от аула Сулутобе Шиелийского района. Памятник окружен проволочной сеткой, внутри него находятся два склепа – большой и маленький. Общая площадь составляет 8× 10, высота – 6 метров. В 1995 году местные жители (потомки ишана) под руководством учителя Торели Токенова отреставрировали мавзолей. В рамках программы «Культурное наследие» экспедицией под руководством Жолдасбека Курманкулова Института археологии имени А.Маргулана были проведены исследовательские работы, и памятник был включен в список культурно-исторических памятников местного значения и взят под охрану государства.

По стопам Оразая ишана пошли его дети и внуки. Старший Кожахмет знал не только арабский, но и русский язык. Наряду с обучением детей он также занимался активной общественно-политической деятельностью и был в числе тех, кто в 1916 году выступил против колониальной политики царизма и защищал интересы родного народа. В 1917 году он вместе с лидерами движения «Алаш» участвовал в работе по созыву Первого всеказахского съезда Советов, на котором рассматривались вопросы создания казахской автономии, государственного управления, образования партии «Алаш» и другие. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что на заседании Государственной Думы в Санкт-Петербурге от имени депутатов мусульманской фракции Кожахмет рассказал о бедственном положении своего народа и выступил в его защиту. На страницах газеты «Казах» вышла его статья «Жұрт жақсыларына ашық хат» («Открытое письмо к лучшим людям народа»), в которой он выступил с обращением поддержать кандидатуру Алихана Бокейханова в депутаты Государственной Думы.

Известным врачевателем, просветителем и проповедником ислама был Ахмет ишан Оразайулы. Он родился в 1861 году в местечке Синиртек Сырдарьинской области. Как и другие дети Оразая ишана, основам грамоты научился в мечети под руководством отца. Продолжил обучение в Бухаре, где познакомился с основами медицинских знаний. Вернувшись в родные края, лечил местных жителей, используя полученные знания наряду со средствами народной медицины, занимался просветительством, на собственные деньги открывал в округе мечети и школы. В 1881-1883 годах дважды совершил хадж в Мекку. До наших дней дошли рассказы о необыкновенном даровании Ахмета ишана, который умел делать хирургические операции. Во время охватившей низовья Сыра эпидемии чумы в 1922-1923 годах он вместе с дочерью Бибисарой делал прививки и спас жизни сотен людей.

Ахмет ишан призывал местное население к переходу на оседлый образ жизни, способствовал развитию земледелия. Под его руководством была построена местная ирригационная система. Весной, когда шла талая вода, река переполнялась и заливала низменные места. Ахмет ишан перекрывал низину простейшими сооружениями, а из образовавшегося водоема вода по арыкам подавалась на поля. Канал вдоль речки Сарысу, вырытый под его началом, используется и ныне, местные жители называют его «арык ишана».

Человек образованный и просвещенный, Ахмет был участником движения «Алаш» и поддерживал тесные связи с лидерами партии «Алаш» Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым, и другими прогрессивными представителями казахской интеллигенции того времени, оказывал финансовую помощь в выпуске газеты «Казах». На страницах этого издания выходили его статьи, посвященные преимуществу оседлой жизни, вопросам религии, положения местного населения.

Скончался он в 1926 году. Место захоронения находится в 100 метрах от его родного аула Теликоль в Шиелийском районе. Мастер Акберген Жаксыбердыулы построил над могилой мавзолей из жженого кирпича, который состоит из двух помещений. Большое размером 7× 7 метров покрыто куполом, который опирается на восемь арок. Одна из лестниц малого помещения ведет в усыпальницу, другая – в комнату для посетителей. Памятник истории и культуры является местом паломничества туристов и включен в государственный список памятников истории и культуры местного значения.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: