Жива в народе память о братьях - «Кызылординские Вести»

Жива в народе память о братьях

16.09.2021

1649 0

zhiva v narode pamjat o bratjah

Кызылординцы по праву гордятся богатой историей своего края. В разные эпохи овеянную преданиями и легендами землю Сыра населяли кочевые племена, ставшие прародителями многих нынешних народов с тюркоязычными корнями. Номады Великой степи, известные в истории как саки, гунны, огузы и кипчаки, оставили после себя уникальные памятники, которые свидетельствуют об их богатой и самобытной культуре.

О той кипучей жизни, которая некогда существовала по берегам Сырдарьи, жемчужины Центральной Азии, говорят остатки древних могильников и захоронений, развалины средневековых городов и поселений. В здешних краях осталось множество мест культового поклонения – в многочисленных мазарах и мавзолеях нашли свой последний приют выдающиеся личности – бии и батыры, певцы и сказители, религиозные проповедники – магзумы, ахуны, ишаны. Живы по сей день и передаются от поколения к поколению легенды и предания о башнях Бегим ана, Сараман коса, Узынтам. Между тем, в регионе есть еще немало памятников, покрытых завесой тайны. Много интересного могут рассказать о них местные аксакалы, которых, увы, с каждым годом остается все меньше.

Об одном таком интересном памятнике рассказал в социальной сети «Facebook» житель поселка Жалагаш Арыстанбек Байкабылов. «Қос жігіттің мұнарасы» – так называют местные жители мавзолеи двух братьев, расположенные рядом. Две одинаковые башни квадратной формы находятся в Жалагашском районе в нескольких километрах от аула Каракеткен на пути к мавзолею Бухарбая батыра. По рассказам местных старожилов, они были построены над могилами двух братьев, жестоко растерзанных тигрицей – их немало обитало раньше в густых камышовых зарослях по берегам Сырдарьи. К сожалению, имена братьев в памяти народа не сохранились.

Вероятно, событие это произошло во второй половине XIX века во времена, когда жил Бухарбай батыр. Прославленный батыр был одним из активных участников национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Одной из ярких страниц этого противостояния было восстание 1837-1847 годов под предводительством Кенесары Касымова, последнего казахского хана, внука великого хана Абылая. Верным соратником и сподвижником хана Кене был Бухарбай и на протяжении десяти лет вплоть до трагической гибели Кенесары в апреле 1847 года он оставался в рядах его войска. После, получив тяжелое ранение во время одного из боев с кокандцами, Бухарбай вернулся к мирной жизни. Остаток жизни батыр провел в родных местах близ аула Каракеткен, где занимался земледелием. Своих сородичей и односельчан он призывал к оседлости, учил обрабатывать землю, выращивать урожай.

По рассказам местных жителей, чтобы обеспечить поля живительной влагой под руководством Бухарбая батыра люди начали рыть каналы и арыки. Одним из таких каналов протяженностью около 25 километров по сей день пользуются его потомки.

В один из дней односельчане взялись прорыть арык от канала Караозек. Бухарбай разделил людей на несколько групп, выделив каждой определенный отрезок. Дехкане принялись за работу. Споро и дружно работая кетменями, два брата все дальше углублялись в камышовые заросли. Шедший впереди наткнулся на нору, где лежали только народившиеся тигрята. Стремительно бросилась на парня самка тигра и, защищая своего детеныша, мертвой хваткой вцепилась ему в горло. Увидев это, ему на помощь бросился другой брат. Сбежавшиеся на крики люди застали ужасную картину – в море крови лежали мертвые парни, острыми клыками тигрица обоим им перерезала горло.

Как героев, со всеми подобающими почестями земляки предали земле тела двух братьев. А после решили увековечить память о молодых людях, погибших за общее дело, и возвели над их могилами мавзолеи.

Высота каждого – около пяти метров. Необычно и архитектурное решение этих мавзолеев – оба они имеют прямоугольную форму. Сохранившиеся в Приаралье башенные мавзолеи обычно выполнены в форме конуса. Наглядный тому пример – мавзолеи Бегим ана, Сараман коса, Узынтам. По мнению ученых-археологов, сооружения в форме башенных мавзолеев вообще нетипичны для Казахстана, они больше характерны для Азербайджана, Турции, Ирана.

Между тем, как выяснилось, указанные мавзолеи не вошли в список взятых под охрану государства памятников истории и культуры. Ныне они сильно пострадали от капризов погоды и находятся в удручающем состоянии. Если не принять меры, то от воздействия ветра, дождей и снега в скором времени они будут полностью разрушены.

Как сообщили в государственном учреждении по охране памятников истории и культуры, на территории области в настоящее время под охрану государства взято 545 объектов, из них 30 – республиканского значения, около 270 – местного значения, остальные внесены в предварительный список объектов историко-культурного значения.

– Согласно законодательству, учреждение по охране памятников выносит объекты историко-культурного наследия на рассмотрение комиссии при областном акимате, – сообщил руководитель отдела археологии Галым Садыков. – Также должна быть проведена государственная экспертиза, для чего выделяются средства из областного бюджета. После ее проведения комиссия утверждает статус памятника по согласованию с Министерством культуры РК.

По словам Г.Садыкова, чтобы памятник был взят под охрану государства, его сохранность должна составлять не менее 70 процентов. Есть немало объектов, которые выполнены из сырцового кирпича и сегодня находятся на грани исчезновения. Специалисты учреждения ежегодно выезжают в экспедиции по районам, беседуют с местными старожилами и выявляют ранее неизвестные памятники истории и культуры. На сегодня выявлен ряд объектов историко-культурного значения в Аральском районе, идет работа по подготовке документов для их представления на рассмотрение комиссии.

Уникальные памятники, созданные руками талантливых народных умельцев, хранят в себе память о наших предках, о наших корнях. И это бесценное наследие прошлого мы, ныне живущие, должны сохранить и передать потомкам. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: