Загадки мавзолеев Приаралья - «Кызылординские Вести»

Загадки мавзолеев Приаралья

21.08.2021

2907 0

4 4

Среди дошедших до нас архитектурных памятников особое место принадлежит мавзолеям и мазарам. Большей частью они построены в честь выдающихся личностей – мудрых правителей, храбрых батыров, религиозных проповедников, оставивших след в народной памяти. Созданные талантливыми народными архитекторами, они стали бесценным наследием прошлого и хранят в себе немало тайн и загадок. Большой интерес ученых-археологов вызывают сохранившиеся в Приаралье памятники, выполненные в форме так называемых башенных мавзолеев, характерных для Турции, Ирана, Азербайджана.

Например, одной из достопримечательностей Баку, столицы Азербайджана, является знаменитая Девичья башня на берегу Каспийского моря. Как и башня Бегим ана, она воздвигнута в честь женщины, которая сохранилась в народной памяти в качестве символа чистоты и непорочности. Оба эти памятника архитектуры еще раз подтверждают общность корней двух мусульманских народов.

Подобные сооружения появились в низовьях Сырдарьи еще в начале первого тысячелетия до нашей эры: мавзолеи Буланды (IV-II векам до н.э.) и Тогускен (IX-VIII века до н.э.). К более позднему периоду раннего средневековья относятся монументальные башенные сооружения с шатровым покрытием Аксак кыз, Бегим ана, Сараман Коса (X-XI века).

Древняя земля Приаралья унаследовала богатейшую культуру населявших этот край кочевых племен и народов, начиная с эпохи саков и гуннов, огузов и кипчаков. Величайшие образцы народного зодчества пережили разрушительные природные явления и катаклизмы, стали свидетелями кровопролитных войн и сражений, хранят предания о мудрых и коварных правителях, храбрых и отважных воинах, выдающихся певцах и поэтах.

Мавзолей Буланды: уникальный памятник древнего зодчества

В 15 километрах к юго-западу от аула Куандария Кармакшинского района находится мавзолей Буланды 2, одно из древнейших купольных сооружений Центральной Азии, относящееся предположительно к IV-II векам до нашей эры. Сооружение, напоминающее по форме куполообразное строение с галереей, охватывающей поясом внутреннюю часть здания, полно мистики и окутано тайной. Ученые выдвигают разные версии по поводу предназначения необычного строения. Что это? Языческий храм или резиденция правителя древнего мира, а, может, оно имело культовое значение? По одной из версий ученых, мавзолей Буланды 2 – погребальное сооружение апасиаков (водных саков).

Древний памятник, расположенный в широкой долине западного русла реки Жанадарья, впервые был обнаружен в 60-х годах прошлого столетия Хорезмской этноархеологической экспедицией под руководством Сергея Толстова и представляет собой сооружение круглого плана диаметром 16 метров и высотой 4,5 метра. Нижняя его часть сложена из пахсы, верхняя – из сырцового кирпича. Вход расположен с южной стороны и оформлен в виде портала с арочным перекрытием. Внешняя поверхность стен здания обработана 25 выступающими треугольными «лопатками». Внутри здания имеется центральное помещение цилиндрической формы диаметром 5,5 метра, перекрытие в сохранившейся части представляет ложный свод. По сторонам от него по кругу располагаются погребальные помещения, которые представляют собой части секторов, разграничивающихся радиальными стенками с арочными проёмами. Погребальные камеры имели сводчатые перекрытия. В постройке нет ни одного помещения прямоугольного плана.

5 3

Памятник был подвергнут значительным разрушениям. Под воздействием атмосферных осадков произошло выветривание стен мавзолея, отслоилась штукатурка. Их состояние усугубляли различные микроорганизмы и гнезда птиц. Вероятно, еще в древности мавзолей был разграблен, поэтому сохранились лишь остатки погребального инвентаря, фрагменты деревянных гробов или носилок. Ученый и археолог Сергей Толстов отметил особое значение памятника для изучения архитектуры древнего мира и выдающуюся роль присырдарьинских саков в изобретении техники купольного перекрытия. Погребальные сооружения саков низовий Сырдарьи имели круглые или прямоугольные планы. Их монументальные глухие объемы, завершенные куполами, были выполнены из сырцовых кирпичей. Таким образом, основным архитектурным достижением, связанным с мавзолеем Буланды 2, является появление купола как важной архитектурной формы и строительной конструкции. Технология сооружения башенных строений присырдарьинских саков оказала влияние на всю последующую строительную практику не только в Средней Азии, но и на Ближнем Востоке и в Европе. Ученые предполагают, что Буланды 2 возведен раньше всех известных науке купольных творений. Первые письменные упоминания о купольных строениях встречаются в трудах римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего во второй половине I века до нашей эры в эпоху Юлия Цезаря. Это дает право предположить, что купольные строения саков-апасиаков появились на несколько столетий раньше образования Римской империи. Прием перекрытия ложным куполом применяется на территории Казахстана до наших дней. Иран и Турция появлению на их территории башенных мавзолеев обязаны захваченным в плен во время многочисленных набегов непревзойденным степным мастерам зодческого искусства. Традиционно наши предки возводили их на возвышенностях из сырцового или жженого кирпича или камня. Чаще всего, они имели культовую направленность, в то же время многие строения выполняли военные, гражданские и бытовые функции, как, например, наблюдательные или сторожевые башни.

Загадки мавзолея Узынтам

Изучением традиции возведения башенных мавзолеев в нижнем течении Сырдарьи занимается научный сотрудник государственного учреждения по охране памятников истории и культуры Кызылординской области Еркебулан Елеуов. В связи с проникновением в степь ислама усиливается традиция возведения башенных мавзолеев, посвященных конкретным историческим личностям, получившим признание народа. Хотя, связывать строительство надгробных сооружений только с религией было бы не совсем правильно. На территории Кызылординской области сохранилось около пятидесяти мавзолеев, посвященных биям, батырам, баям и волостным, людям искусства. Среди них особое место занимают мавзолеи, посвященные служителям религиозного культа – проповедникам ислама. Сегодня к ним стекается огромное количество паломников и туристов.

В начале 80-х годов прошлого века экспедиция Общества охраны памятников истории и культуры Казахской ССР обнаружила в окрестностях аула имени Туктибаева Казалинского района неизвестный памятник, который не значился в списке памятников Казахстана, его не оказалось также и в Карте памятников Кызылординской области. Местные жители называли его мавзолей Узынтам. Сведения о нем сохранились в записях русского генерала, профессора военной статистики Академии генерального штаба Алексея Макшеева, который будучи действительным членом Русского географического общества проводил экономическое, географическое, геодезическое, этнографическое и статистическое исследование Казахской степи. Контуры одиноко возвышающейся в знойной степи башни цилиндрической формы можно увидеть издалека. Строение высотой около десяти метров построено из сырцового кирпича квадратной формы, диаметр у основания составляет 1,7 метра, кверху башня сужается, толщина стен – 1,7 метра. Внутри башни имеется лестница, в верхней части сохранились следы облицовки из жженого кирпича. Как считают археологи, мелкоразмерный кирпич, из которого было возведено сооружение, характерно для ІХ-Х веков, а вот его назначение неизвестно. По некоторым сведениям, оно служило наблюдательной башней каракалпакского хана Катагара, но ученые не исключают, что башня могла использоваться сразу в нескольких целях. Все эти вопросы остаются до сих пор без ответа и требуют дальнейших исследований.

Нет повести печальнее на свете

В двух километрах от аула Каукей Казалинского района расположен мавзолей Сараман Коса, который является еще одним образцом башенного мавзолея. По мнению ученых-археологов, памятник относится к Х-ХІ векам. Он сложен из сырцового кирпича, сохранилась часть облицовки из обожженного кирпича размерами 24×24×5 см. Сооружение круглого плана высотой около 15 метров кверху сужается, угол наклона стен башни к центру – около пяти градусов. Диаметр у основания составляет около пяти метров, толщина стен – 1,6 метра. Сооружение состоит из трех расположенных по вертикали сводчатых камер, нижняя, самая крупная, изолирована от остальных камер, средняя – через зенитное окно сообщается с верхней. В верхней части башни имеется три караульных отверствия, внутри находится винтообразная лестница. Верх башни завершается усеченным шатровым куполом. Вход в сооружение – с северо-востока.

В народе живут легенды о трагической любви двух влюбленных, которые стали жертвой бессмысленной родовой вражды и жестокости. Согласно одной из них Сараман был сыном правителя города Жента. Однажды со своим другом Коса, происходившим из бедняков, с благословления отца Сараман отправляется в путешествие. Направляясь в сторону Арки, джигиты останавливаются в небольшом ауле на берегу горной речки Талдысай, где становятся почетными гостями тоя, посвященного проводам невесты. Случайный взгляд, брошенный тайком на невесту, пробудил в сердце Сарамана огонь любви. И чувство это не было безответным. Девушка, сосватанная еще в колыбели за большой калым, не любила будущего мужа и ответила взаимностью на пылкие чувства юноши. Сговорившись, под покровом ночи, джигиты на резвых конях тайком покинули аул, увозя с собой девушку. Путь был не близкий и потому молодые люди, избегая случайных встречных, двигались только ночью, а днем скрывались в зарослях камыша. На шестой день они услышали шум погони. Это оскорбленные шесть братьев девушки снарядили за беглецами отряд из хорошо вооруженных и обученных нукеров. Они настигли беглецов уже на подходе к родному городу. И тогда Сараман просит своего друга Коса довезти девушку до Жента, а сам остается, чтобы задержать нукеров и избежать кровопролития. Нукеры жестоко расправились с Сараманом. Недалеко ушла и девушка со своим спутником. Преследователи настигли и обезглавили их. Молодых людей похоронили в тех местах, где их постигла смерть.

Согласно другой версии легенды, Сараман был единственным сыном богатого вельможи из Жента. Красивый и умный юноша был завидным женихом, владел всеми видами боевого искусства, искусно играл и пел на домбре. Отец разрешил ему самому выбрать невесту. От сверстников он узнал о девушке необычайной красоты и ума по имени Коса. Встретившись, Сараман и Коса полюбили друг друга и тайно встречались, но еще в раннем детстве Коса была сосватана. Узнав о предстоящей свадьбе, влюбленные решаются на побег. Десять братьев девушки, отличавшиеся свирепым и жестоким нравом, собрав большой отряд, кинулись за ними в погоню. Увидев настигающую их погоню, Сараман отправляет девушку вперед, а сам вступает в бой. Когда стрелы закончились, безоружный джигит упал, сраженный стрелой, на вершине холма. В нескольких километрах от места гибели своего возлюбленного погибла от рук братьев и Коса. Безутешный отец велел у всех своих жеребцов срезать гриву и хвост и порубить на мелкие куски. Выдоив тысячу кобылиц, он смешал их молоко с конским волосом и глиной. Из этой смеси он приказал изготовить кирпичи и воздвиг на холме мавзолей в честь своего единственного сына. Люди назвали его мавзолеем Сараман-Коса. Кстати, в нескольких километрах от мавзолея находится могила девушки Коса. Описание мавзолея сохранилось в записях Ивана Аничкова. Действительный член Оренбургской учёной архивной комиссии, он опубликовал ряд статей о каменных изваяниях, курганах и других археологических памятниках в окрестностях Мерке, Костанайском и Казалинском уездах. Он пишет что «…эта башня или мунара не представляет собою могильного памятника». Это говорит о том, что мавзолей не является местом захоронения.

Символ верности и любви

В Аральском районе, в сорока километрах к юго-западу от аула Жанакурылыс, расположен еще один памятник архитектуры XI века – башня Бегим ана. Сооружение по виду напоминает сторожевую вышку и представляет собой восьмигранную башню с двумя ярусами. Башня была возведена в честь Бегим сулу – дочери Карабуры, сподвижника Ходжи Ахмета Яссауи, которому он доверил похоронить себя после смерти.

По сохранившимся источникам, Бегим сулу – реальная историческая личность, жившая в ХІ веке, жена правителя Жанкента хана Санжара. Бегим сулу, дочь жившего в этих краях святого провидца Карабуры, стала жертвой клеветы и наветов. В ее честь и была воздвигнута на берегу Аральского моря башня. Она и поныне является одним из сакральных мест и мест паломничества сотен людей, большей частью женщин, которые приходят сюда в надежде обрести женское и материнское счастье. Говорят, что после посещения башни, действительно, желания женщин исполняются. А местные жители считают Бегим сулу символом чистоты и непорочности и свято хранят легенды о ее любви и верности.

Оба памятника – Сараман-Коса, и Бегим ана – историки относят к периоду расцвета в низовьях Сырдарьи могущественного государства огузов и ее древней столицы – города Жанкента. Как известно из истории, в XI веке часть огузов покинула низовья Сырдарьи и под именем тюрков-сельджуков завоевала огромные территории Хорасана (северный Иран), Малой Азии, Закавказья. Интересно, что с тех времен на этих территориях отмечается появление самобытного типа мемориальных сооружений, так называемых «башенных мавзолеев» с шатровым покрытием. Ученые высказывали разные точки зрения по поводу их появления на этих территориях: связывали с башнями молчания древних персов (Саладен), представляли как следствие монументализации палаток кочевых вождей, с шатровыми куполами армянских или грузинских храмов.

На древней земле Сыра, где пролегали караванные дороги Великого Шелкового пути и которая соединяла города и страны Запада и Востока, были представлены разные религии, культуры, обычаи и традиции. Наследием той эпохи являются уникальные исторические и архитектурные памятники – жемчужины древней и средневековой архитектуры, хранящие предания далекой старины, вечную память наследия предков.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: