Низовья Сырдарьи – часть Туранской низменности, которая охватывает территорию от Каспийского моря на западе до Центрального Казахстана на востоке и от степной полосы на севере до южных окраин крупнейших азиатских пустынь Каракум и Кызылкум на юге.
С легкой руки академика Василия Бартольда низовья Сырдарьи в научной литературе назвали Восточным Приаральем.
Ученый-археолог Сергей Толстов, много лет посвятивший изучению Восточного Приаралья, высказывает предположение, что на территории нынешней Кызылординской области недалеко от Казалинска на плоской низменной равнине существовал треугольный полуостров или острова, ограниченные на севере Сырдарьей, а на западе – Аральским морем, а на востоке – болотами и камышовыми заводями старого русла Куандарьи, где происходил процесс формирования болотных городищ. Среди этих «болотных» городов, по мнению ученых, самым крупным является Кескен-Куюк. К так называемым «болотным» городам ученые отнесли Жанкент, Жент, Асанас, сыгравшие особую роль в этнокультурных, политических и экономических связях населения Восточного Приаралья с соседними странами и упоминания о них встречаются в трудах арабских и персидских ученых средневековья.
Развалины Кескен-Куюка находятся в 15 километрах от Жанкента, а от современного аула Бозколь в Казалинском районе его отделяют порядка 40 километров.
По своим размерам он больше Жанкента, древней столицы огузов. Интересно, кто жил в нем? Чем занимались эти люди? Когда они появились в этих местах и почему покинули их? В ходе детального и тщательного изучения городища и его окрестностей раскрываются все более интересные и необычные факты из жизни древних племен, обитавших на территории Приаралья.
Впервые развалины Кескен-Куюка были обнаружены Хорезмской археологической экспедицией под руководством Сергея Толстова в 1946 году. Тогда же были сделаны снимки с высоты, на основе которых был составлен схематический план города. Исследования были продолжены в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века под руководством российских ученых – биолога и художника Владимира Смирина и археолога Беллы Вайнберг. После обретения Казахстаном независимости исследования на городище Кескен-Куюк были продолжены разведывательным отрядом Института археологии имени А.Маргулана под руководством Жолдасбека Курманкулова и археологической экспедицией, которую возглавлял Азилхан Тажикеев. В 2019 году археологические исследования городища Кескен-Куюк были продолжены по инициативе Международного института исследований Центральной Азии, раскопки проводило ТОО «Рутрум» под руководством М.Гурулева. В ходе проведенных работ были определены географические координаты города. На снимке с высоты Кескен-Куюк – городище округлых очертаний размерами 830 на 710 метров, вытянутое с востока на запад. По периметру города сохранились размытые следы стены из сырцового кирпича. В середине располагался шахристан квадратной формы размерами 220 на 220 метров, возвышающийся над городищем на три метра и над окружающей местностью – на пять метров. Сохранились следы уличной сети и застроек. В юго-западной стороне шахристана есть цитадель размерами 60 на 60 метров.
Ученые попытались воссоздать облик древнего города. На основании графических чертежей они выяснили, что город был разделен на кварталы, соединенные улицами, следы которых хорошо прослеживаются. От внешних врагов город защищала хорошо укрепленная стена, внутри шахристана располагались постоялые дворы и дома, за которыми находился рабат для торгового люда и ремесленников. Над всеми остальными строениями в центре города возвышалась цитадель. Интересна ее планировка. Судя по ней здесь находилось большое количество помещений. По периметру цитадели проходит коридор шириной около полутора метра, из которого можно попасть в помещения квадратной формы, которые сильно отличаются своими размерами – от комнат 4 x 4 метра до громадных помещений 23 x 23 метра. Стены их сложены из квадратного сырцового кирпича толщиной от 28 до 40 сантиметров. Внутри цитадели наискосок, ближе к восточному краю располагается улица шириной около трех метров, от нее в разных направлениях и под различными углами отходят кривые переулки.
Как отмечают археологи, ранее на развалинах средневековых городищ, сохранившихся в этой местности, им не приходилось наблюдать цитадели таких внушительных размеров, как в Кескен-Куюке. Такие большие постройки характерны для Хорезмийской школы зодчества афригидского периода. По дошедшим до нас записям средневековых летописцев, в начале IV века при падишахе Африге столицей Хорезма стал город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, Хорезм был известен как страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. Тогда же правители Хорезма стали строить крепости, в которых жили и обучались военному искусству гарнизоны постоянного войска.
На верхнем культурном слое как на территории городища, так и внутри цитадели найдены фрагменты керамических и медных изделий, плохо сохранившиеся кости животных, большей частью мелкого рогатого скота, но попадаются также черепа и кости лошадей, верблюдов и представляющие огромный интерес для дальнейшего изучения предметы и фрагменты женских украшений: бусы из стекла, серьги и кольца из бронзы, пряжки. Найденные здесь предметы быта историк и археолог Лариса Левина условно отнесла к трем культурам: жетиасарской, жетысуйской, смешанной с жетиасарской и хорезмийской.
К сожалению, строения в городище сильно пострадали, в некоторых местах высота стен не превышает 10 сантиметров, порой они разрушены полностью. Найденные артефакты также подверглись испытанию временем, во многом этому способствовала засоленность почвы. Наконечники стрел, кости животных, глиняные горшки и кружки с зооморфными, геометрическими, растительными узорами дают представление о жизни и быте древнего народа. Ученые также отмечают сходство предметов, найденных в ходе раскопок, с культурой огузов. Встречается большое количество костей животных, что в целом не вызывает удивления, поскольку известно, что в основном эти края населяли кочевые племена и народы, основным видом хозяйственной деятельности которых было скотоводство. Древние номады с незапамятных времен умели выделывать шкуры, валять кошмы, прясть нитки из шерсти. Подтверждение тому – фрагмент веретена, обнаруженный в ходе раскопок.
Все найденные артефакты были переданы в областной историко-краеведческий музей. Сразу приковывают взгляд пара асыков, вылитых из бронзы. Судя по виду, при их изготовлении был использован способ литья с использованием специальной формы, по виду напоминающей кость мелкого животного. Все дает основания предположить, что игра в «асычки» была известна нашим предкам с незапамятных времен.
В целом, по предположению ученых, городище начало существовать приблизительно с VII века. Не исключено, что оно появилось и ранее этого периода, так как недалеко от этих мест обнаружены могильники и склепы с остатками древних захоронений. Город мог разрушаться и застраиваться заново, так что есть все основания предполагать, что существовало несколько этапов существования городища. В целом, период его расцвета ученые отнесли предположительно к VII-IX векам.
Культура оседлых скотоводов, рыболовов и земледельцев восточного берега Аральского моря в I тысячелетии нашей эры составила основное ядро тюрков-огузов, живших на этой территории в эпоху раннего средневековья. Затем они были вытеснены кипчакскими племенами и впоследствии переселились на территории нынешнего Азербайджана, Турции, сыграв позже значительную роль в образовании Сельджукской империи. Степи Восточного Приаралья хранят в себе еще много тайн и загадок. Их дальнейшее изучение и исследование – задача ученых и археологов.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА