В поэзии жырау – народная мудрость - «Кызылординские Вести»

В поэзии жырау – народная мудрость

05.11.2020

6461 0

3 1

Казахские поэты-жырау, творчество которых относится к XV-XVIII векам, к периоду Казахского ханства, в своих произведениях призывали народ к единению и сплоченности, оказывали поддержку ханскому государству, воспевали подвиги батыров, защищавших родную землю от внешних врагов, людей, которые трудились на благо своей страны и народа. Они считали своим долгом воспитывать молодое поколение на примере таких людей.

По словам кызылординских ученых Мирамкуль Акаевой и Гулнар Сайгы, главная тема поэтических произведений жырау того времени – любовь к Родине, к своему народу, они призывали защищать государство.

Казахский писатель, драматург и учёный Мухтар Ауэзов дал такую оценку творчеству поэта-жырау Асана Кайгы: «Через критические рассуждения, наставления жырау, отраженные в его произведениях, мы получаем различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни тех лет и о нем самом. При этом поэт прибегает к иносказаниям, обрисовывая картины жизни того периода и делая прогнозы на будущее. Каждое его слово содержит в себе глубокие раздумья, полно содержания, но вместе с тем поэт не выражает свои мысли конкретно, точно, а дает в завуалированной форме. Каждое слово поэта имеет цель: о чем бы он ни говорил, в первую очередь он рассуждает о чаяниях народа, о его положении или же беседует с народом на морально-этические темы в форме наставлений, назиданий».

Давая оценку творчеству Асана Кайгы, ученый раскрывает идейно-художественное значение всей поэзии жырау.

В период Казахского ханства поэты-жырау выступали в качестве покровителей народа, являлись советниками ханов и биев. Казахские бии активно участвовали в управлении государством, в создании справедливых законов и судопроизводстве.

Вот что сказал о казахских биях учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель Шокан Валиханов: «Человек, претендующий на должность бия, должен неоднократно доказать народу, что он обладает познаниями в области законов. Такие бии прославились на всю казахскую степь, их имена известны всему народу».

Становление Казахского ханства как независимого государства относится ко 2-ой половине XV века (приблизительно 1470-1471 годы). Ученый-историк Мухаммед Хайдар Дулати в своей знаменитой работе «Тарих-и Рашиди», в главе «Шайбани наме», пишет: «Границы Казахского ханства на западе простирались до Жаика, на юго-западе – до правого берега Сырдарьи, занимали земли от Арала до Мангыстау. На юге в состав ханства вошли многие города, расположенные вдоль берегов Сырдарьи. На севере в состав ханства вошли территории от Улытау и далее, на юго-востоке – территория Жетысу между реками Шу, Талас, Каратал, Или. Численность народа, находящегося под властью Касым хана, составляла около одного миллиона человек».

Поэзия жырау начала развиваться с момента образования Казахского ханства. Асан Кайгы, Сыпыра жырау, Казтуган жырау являются одними из самых известных представителей поэзии жырау XV века.

Народ уважал поэтов-жырау. В периоды, когда вспыхивали народные волнения, мятежи или на землю нападали враги, за помощью и советом обращались к поэтам-жырау: они призывали народ к спокойствию и терпению, оказывали ему поддержку и делали прогнозы, как разрешится та или иная ситуация.

Характерной художественной особенностью поэзии жырау периода Казахского ханства являются персонажи и герои произведений. Главные герои в них – народ, ханы и батыры. То, что образы ханов и батыров занимают значительное место в произведениях жырау, непосредственно связано с исторической эпохой.

Свою оценку поэзии жырау дал и знаменитый поэт Шакарим. В стихотворении «Ескі ақындық» («Старая поэзия») он высоко оценил народное наследие, устное поэтическое творчество, поэзию жырау. В своей поэме «Батыр баян» Магжан Жумабаев сравнивает исполнение Бухаром жырау и Таттикарой их произведений с тем, как льётся чистая волна.

Итак, мы можем сказать, что поэзия жырау – это многовековое бессмертное наследие нашего народа, в котором отразилась народная мудрость.

Ценность поэзии жырау заключается не только в том, что в ней отражаются исторические события, трагедия народа, его мечты и надежды, но и в том, что политическая и общественная деятельность народа, его мировоззрение, миропонимание изображаются посредством художественного слова.

Как уже отмечалось, главная тема поэзии жырау – любовь к родной земле, сплоченность и единение народа. Например, Асан Кайгы говорит в своих стихах о богатых землях, куда бы он переселил народ, о спокойной жизни людей на этой земле. Размышляет о том, что человек не должен считать себя лучше других только потому, что он богаче, образованнее, что дружба должна быть бескорыстной, что человек должен избегать лжи. Несомненно, что эти глубоко философские размышления поэта не утратили актуальности и воспитательного значения и сегодня.

Поэзия жырау имеет форму толгау (мелодичное поэтическое произведение-размышление ).

Видными представителями поэзии жырау XVIII века являются жырау Актамберды, Таттикара, Умбетай. Большинство их произведений посвящено событиям, связанным с нашествием джунгар.

Произведения Актамберды жырау отличаются остротой содержания, богатством языка и особой художественностью. В основном, они представляют собой назидания-раздумья, в которых звучат мечты и стремления казахского народа.

В произведениях Таттикары жырау звучат мысли о независимости казахского государства, поэт воспевает подвиги батыров.

Итак, можно сказать, что главная тема в поэзии XV-XVIII веков – свобода, героические подвиги народа. Жизнь и творчество жырау занимает значительное место в истории казахского народа, а их деятельность является примером для людей.

Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: