Начиная с прошлого года казахстанцам предложили новую концепцию празднования Наурыза. Из-за пандемии коронавирусной инфекции по предписаниям санитарных врачей отменены традиционные для праздника Наурыз массовые гуляния и казахстанцы постепенно привыкают отмечать праздник весеннего равноденствия в узком семейном кругу.
С древних времен до нас дошло большое количество традиций и обрядов, связанных с Наурызом. Для восточных народов это был особенный праздник, символизирующий начало нового года. Древние номады, основным видом деятельности которых было кочевое скотоводство, пережив голодную и холодную зиму и зачастую понеся большие потери – не только скотом, но и людьми, – с надеждой встречали наступление нового года и с упованием обращались к духу предков, к вечному небу, огню, солнцу. Культура кочевого народа, как и их повседневная жизнь, была тесно связана с природой, и потому первые религиозные системы носили языческий характер, с которыми тесно переплетаются многие дошедшие до наших дней народные обычаи и обряды.
Областной центр развития народного творчества и культурно-продюсерской деятельности в онлайн-формате организовал областной фестиваль искусств «Шаңырақтағы салт-дәстүр» – «Семейные обычаи и традиции». В рамках фестиваля клубные учреждения на страницах соцсетей области знакомили с различными обычаями и обрядами, связанными со встречей нового года по мусульманскому календарю. Красивый и полный глубинного смысла обычай «Есік ашар» продемонстрировал районный Дом культуры поселка Жалагаш. В ярких красках жалагашцы показали древний свадебный обычай, связанный с первым приездом сватов. Добрые слова пожелания – бата новых родственников, традиционная встреча жениха – молодые женщины шутливо проверяют его карманы, в которых должны быть припрятаны подарки для молодых снох аула.
Клуб аула Аманоткель Аральского района подготовил красочное представление, связанное с обычаем «Аушадияр» – проводы невесты в дом жениха. Традиционная свадебная песня-жыр исполняется во время свадебного тоя и посвящается молодой чете, которая вступает в новую жизнь. Будущую хозяйку очага напутствуют матери и снохи, благословляют, дают советы, как вести себя в новом качестве. Традиционная песня-жыр для молодых супругов имела большое воспитательное значение, став особым торжественным моментом свадебного тоя. В «Аушадияр» отчетливо проявились ораторское искусство и музыкально-поэтическая одаренность народа.
Участники кружков художественной самодеятельности Дома культуры Казалинского района показали старинный обряд «Қыз ұзату». Представления, связанные с обычаями «Ұйқыашар», «Селтеткізер», по традиции предшествовавшими встрече Дня весеннего равноденствия, подготовили клубные учреждения Сырдарьинского района.
Аральский районный Дом культуры представил ныне почти забытый обряд «Біз шанышар», который также является одним из обычаев, связанных со свадебными обрядами. Издревле отличительной национальной особенностью казахов было гостеприимство и радушие. У прибывших в дом гостей было не принято спрашивать о поводе визита. После сытного ужина или обеда приехавший сам должен рассказать о причине своего приезда. Обычно гость редко оставался ночевать. Но иногда все же гость оставался на ночь, а на следующий день, так и не сообщив о цели приезда, уезжал. Разумеется, домочадцы понимают, что таинственный гость приехал не просто так. Визитер, чаще всего уважаемый аксакал почтенного возраста, прикалывает на видном месте «біз» – шило, также домочадцы обнаруживают, что исчез «қайрақ» – оселок. Оба эти предмета очень необходимы в быту. Если родители девушки не просили вернуть оселок назад, то это означало, что можно засылать сватов. Таким необычным способом наши древние предки выражали желание породниться, поженив детей.
Идущие из глубины веков обычаи и традиции предков имеют большой смысл. Не все из них дошли до наших дней, но в каждом нашли отражение сущность народа, его национальная идентичность и нравственное начало. Обычаи и традиции складывались на протяжении тысячелетий, отражая образ жизни, верования, мечты и чаяния народа. С течением лет многие из них видоизменились, трансформировались, но в любом случае их изучение важно для познания уникальной и самобытной культуры наших предков.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА