Наша газета продолжает рассказывать о достижениях проекта «Құнды жәдігер», в рамках которого учёными-историками Казахстана, а также кызылординскими этнографами и краеведами раскрываются тайны ценных экспонатов древности. В частности, специалистами исследуются исторические предметы, имевшие сакральное значение, которыми пользовались мусульманские духовные наставники, ахуны, ишаны, бии, а также батыры Приаралья.
Телепроект «Құнды жәдігер» в нашей области впервые был запущен весной текущего года сотрудниками областного историко-краеведческого музея, его филиала музея «Ақмешіт» совместно с телеканалом «Qyzylorda» по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Эксперты нашей рубрики «Ценные экспонаты» – участники проекта, научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Кожакелдыулы, заведующая его филиалом, музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова и научный сотрудник Гульзира Аубакир. Как рассказал А. Кожакелдыулы, в этом году в рамках проекта «Құнды жәдігер» одна из подготовленных специальных телепередач была посвящена ценным предметам, которыми пользовался известный религиозный проповедник Садык ахун Кодарулы, живший в Приаралье в конце ХІХ и в начале ХХ веков.
Садык ахун родился в 1860 году в Акмешитском уезде Сырдарьинской губернии Туркестанского края (территория нынешнего аула Акжарма Сырдарьинского района) в семье Кодара батыра рода алтыбас алаша и умер там же в 1937 году. Его отец Кодар и мать Танатай (дочь Кульмана би из рода жалайыр) возлагали на юного Садыка большие надежды. В возрасте 14-15 лет родители отдали сына на учебу и воспитание Тапалу ахуну из рода кожа.
– Спустя годы примерный ученик приглянулся местному батыру Калдану, который привез Садыка в свое село и создал ему возможность держать мечеть, – рассказывает А. Кожакелдыулы. – В этой мечети Садык служил имамом до 1884 года и воспитал целый ряд учеников. Затем он поступил в медресе «Көкілташ» (Кокалташ), где после четырёх лет учебы вместе со свидетельством об окончании медресе получил степень «ахуна» – звание мусульманского учёного-богослова.
Надо сказать, Садык ахун параллельно учился в иранской врачебной школе при медресе и наряду с религиозными знаниями изучал учения Абу Али Ибн Сины. Хорошо зная о больших способностях юноши, наставники рекомендовали ему продолжить обучение: «Садык, из тебя получится большой доктор, иди и продолжай учиться в Иране, Франции». Но несмотря на то, что это предложение изначально им было принято, он все же принимает решение возвратиться в родные края. Большую роль в этом сыграло мнение его земляков и родных. Его с нетерпением ждали все близкие. Вернулся ахун в родные края не один, вместе с собой он привел большого учёного Даулетназара.
Так, начиная с 1898 года, Садык ахун служил имамом в мечети. Его имя стало широко известно за пределами края благодаря его дару целительства. Как признание, его имя до сих пор в народе произносят с приставкой «Садык ахун», «Садык целитель».
– В самом начале ХХ века по приглашению потомков рода торе и 12 ата байулы Садык ахун переезжает в окрестности нынешнего аула Иирколь Кармакшинского района, – дополняет коллегу заведующая музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова. – Здесь с помощью состоятельных местных жителей была построена мечеть, в которой Садык ахун становится духовным наставником для своих прихожан. В те годы он одновременно с обучением занимается и целительством. Кстати, та мечеть носила название «Садык ахун». Сегодня в Иирколе сохранилось место, где когда-то располагалась мечеть.
Шли годы. В 30-х годах прошлого столетия в стране царили смута и голод. В этот период Садык ахун поддержал казахских шаруа, написав письмо с пожеланиями к восстанию Акмырзе ишану, поднявшему людей против кампании Советской власти по насильственной коллективизации, конфискации имущества и налоговой политики. По наводке «красных» активистов Садык ишан был арестован и с 1930 по 1933 годы сначала был заключён в тюрьмы Кармакши и Казалы, а затем в Алматы.
Любопытный факт. По устным источникам известно, что тогда у находящегося в заключении Садыка ахуна тайно лечился и выздоровел прокурор республики Сулеймен Ескараев. Его исцеление во многом послужило поводом для того, чтобы доказать невинность Садыка ахуна перед Советской властью и освобождения его из тюрьмы.
Также из истории того времени доподлинно известно, что кармакшинские врачи тех лет открыто недолюбливали Садыка ахуна. Знающие об этих обстоятельствах, братья Садыка ахуна срочно перевезли его в родное село Акжарма. Достоверным фактом является и то, что Садык Кодарулы лечил известного академика Каныша Сатпаева.
Как рассказала научный сотрудник музея «Ақмешіт» Гульзира Аубакир, в рамках проекта «Құнды жәдігер» в текущем году также изучено общее содержание двух книг, некогда принадлежавших Садыку ахуну. Их в Сырдарьинский районный музей передал внук ахуна – Таждин.
В книге «Құран тәпсір» опубликованы комментарии к Корану, – говорит Г. Аубакир. – Автор издания – Мухиддин ибн Араби, живший с 1165 по 1240 годы. Он известен в истории как один из величайших учёных суфийской направленности, получивший в исламском мире титул «Шейх Аль-Акбар» – Великий Учитель.
Толкование Корана осуществлялось через Сунну Пророка Мухаммеда, то есть с хадисами о том, как он обращался к определенным стихам, как их интерпретировал, и словами его ближайших сподвижников. Объём книги – 484 страницы. Предположительно, она могла быть опубликована в Османской империи.
В исторических источниках содержится обширная энциклопедия «Аль-Футухат Аль-Маккия» (Мекканские откровения), состоящая из 560 глав, в которых описывается основной труд Мухиддина ибн Араби о суфизме. Он писал на темы метафизики, космологии, духовной антропологии, связи науки и религии, психологии, духовной интерпретации исламских ритуалов, законов. Возможно, эта книга, хранящаяся в музее, все-таки нуждается в детальном изучении.
Другая книга называется «Уафа, у-Алуафа, Биахбари Дариль Мустафа». С участием главного имама аула Жанакала Кармакшинского района Ербола Тагыбергенулы установлено, что это издание было переведено с арабского языка и получило название «Полная информация о городе Мадина Мунавра».
Автор книги Абул Хасан ибн Абдуллах аль-Самгуди, живший с 1440 по 1505 годы, рассказывает об исторических событиях, мечетях, дорогах, различных населённых пунктах, городе Медине, предшествовавших установлению ислама и времени пророка Мухаммеда. Книга издана в Сирии в 1909 году, объем – 145 страниц.
Как отметил в завершение беседы А. Кожакелдыулы, в наши дни в доме потомков Садыка ахуна Кодарулы хорошо сохранились еще несколько предметов, имеющих сакральное значение. Это – деревянный посох, которым пользовался ахун и лекарственная тёрка, используемая для измельчения трав, обладающих лечебными свойствами.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ