В прошлых номерах газеты мы сообщали, что с апреля текущего года впервые в нашей области по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» сотрудники областного историко-краеведческого музея, его филиала музея «Акмешит» совместно с телеканалом «Qyzylorda» реализуют телевизионный проект «Құнды жәдігер».
О тайнах «Ценных экспонатов» продолжает рассказывать и наша редакция. В частности, в рамках проекта учёные, историки Казахстана, а также кызылординские этнографы и краеведы исследуют предметы, имевшие сакральное значение, которыми пользовались мусульманские духовные наставники, ахуны, ишаны, бии и батыры Приаралья.
И вновь наши собеседники – участники проекта, научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Кожакелдыулы, заведующая филиалом – музеем «Акмешит» Кенжегуль Ахметова и научный сотрудник Гульзира Аубакир.
Как отметил в беседе А.Кожакелдыулы, в этом году в рамках проекта была подготовлена специальная телепередача о предметах старины, хранящихся в семье известного в Приаралье Кулболды ишана Султанулы, жившего с 1780 по 1860 годы. Научные подтверждения о них вызвали большой интерес среди жителей области, особенно в среде историков и этнографов.
– По историческим данным, Кулболды ишан – уроженец современного Сырдарьинского района, – говорит А.Кожакелдыулы. – Он жил в селении, ныне носящем название Когалыколь. Будущий ишан с самого раннего детства резко отличался от своих сверстников. Малыша постоянно тянуло к знаниям, наверное, поэтому он уже не по годам обладал высоким уровнем интеллекта. Затем, немного повзрослев, юноша получил образование в медресе «Көгелташ» в Бухаре наряду с известными Айкожа ишаном, Маралом ишаном, Бекетом ата.
Спустя годы, после окончания медресе «Мир Араб», Кулболды ишан по направлению этого учебного заведения стал проповедовать ислам населению, жившему в окрестностях современного Сырдарьинского района. Обладавший высоким знанием, молодой проповедник вносит большой вклад в формирование не только религиозной сферы, но и грамотности населения своего края, а также в стабилизацию единства и солидарности в обществе. Кулболды ишан знал способы лечения различных заболеваний и параллельно занимался целительством. По натуре это был очень добрый человек, в то же время весьма образованный эрудит. По легендам, доживших до наших дней, все люди, кто представал перед ишаном, достигали благословения Тенгри. Кулболды ишан, по праву признанный казахским народом, до конца жизни бескорыстно служил ему.
– Сегодня среди бесценных экспонатов в нашем музее можно увидеть подлинник «Шежіре» Кулболды ишана, который был специально создан в 1906 году в Медине, – рассказывает заведующая музеем «Акмешит» К. Ахметова. – Эта Хроника состоит из четырех частей. В первой описаны восхваления создателю мира Аллаху, во второй – салауат пророку Мухаммеду, в третьей – хроника, включающая 43 предка от Мухаммеда-Ханафии, сына Азрет Али, до Абдикалыка Максума, в четвертой – год создания летописи.
А в доме потомков великого Кулболды ишана в наши дни хорошо сохранился еще ряд бесценных исторических экспонатов. В их числе – халат Кулболды ишана, сшитый из зелёной ткани в Медине, расшитый золотой нитью и личная печать его внука Абдикалыка Максума. О хозяине печати стало известно после тщательных исследований под руководством известного тюрколога и полиглота Серикбая Косанова. В ходе изучения сакрального предмета выяснилось, что арабская надпись на печати Кулболды ишана читается как «Габд-уль-халк ибн Фазыл, 1324 год по Хиджре» и принадлежала именно Абдикалыку Максуму.
Это подтвердили и рассказы потомков Кулболды ишана. По легенде, дожившей до наших дней, Абдикалык Максум дважды совершал паломничество в Мекку. Во время последнего он погиб в пути, на корабле в Чёрном море. По морским обычаям тело погибшего было сброшено в воду, однако, не отрываясь от корабля, оно плыло ему вслед. Увидев такое удивительное зрелище, судовая команда корабля убеждается, что за бортом тело далеко не простого человека. Поэтому тело было поднято на корабль и по прибытии на берег спутники Максума сразу же похоронили его в земле по мусульманскому обряду.
Как рассказала научный сотрудник Гульзира Аубакир, в наши дни также сохранились очень интересные факты о кусачках для сахара невестки Кулболды ишана Тогжан Самураткызы. По информации потомков, младший сын Кулболды ишана Пазыл ишан по приглашению прямого потомка знаменитого Шон бия Самурата би, некоторое время занимался целительством на территории Сарыарки.
– История гласит, что в 1877 году Пазыл ишан заключил брак с младшей дочерью Самурата би Тогжан, – делится Г. Аубакир. – Известно, что в казахской истории Шон би Едигеулы, живший с 1754 по 1836 годы, ограничивал власть потомков Чингизхана. В 1816 году он возродил союз «Төртуыл», получил высокий статус «Тобе Би» среди племен, вступивших в этот союз, а с 1833 по 1836 годы был старшим султаном Баянаульского внешнего округа. Мы не ошибёмся, если скажем, что одним из самых ценных экспонатов Приаралья являются кусачки для сахара, отделанные серебром. Они принадлежат династии Шон бия и прибыли на землю Сыра с приданым его дочери Тогжан. В следующем году копия кусачек для сахара в виде экспоната пополнит фонд нашего музея.
Как отметил в завершение беседы А.Кожакелдыулы, реализуемый в рамках программы «Рухани жаңғыру» проект «Құнды жәдігер» дал широкую возможность для пополнения фонда музея ценными экспонатами. Благодаря совместной программе в регионе собран и изучен ряд редких исторических экспонатов древности, найдены новые сведения об исторических личностях древнего Сыра. Проект, направленный, по сути, на инвентаризацию исторического наследия, стал представлять всему миру богатое и уникальное сакральное наследие нашего региона.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ