Сохраняя традиции предков — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Сохраняя традиции предков

03.10.2020

353 0

В старину национальные виды спорта считались неотъемлемой частью любого праздника. В наши дни их развитию уделяется особое внимание — открываются секции в спортивных школах, работают клубы.

Если раньше национальные виды спорта особо не культивировали и вспоминали о них лишь по праздникам, то сегодня можно видеть, как они возрождаются, проводится определенная работа по их популяризации. Они развивают в молодежи чувство патриотизма, воспитывают волю, характер. В целом, способствуют пропаганде здорового образа жизни. Радует тот факт, что в последние годы национальные игры приобрели серьезный статус, переходя из разряда развлечений в самостоятельные спортивные дисциплины.

В числе популярных национальных игр — кокпар, аударыспак, тенге илу, жамбы ату. На базе Жанакорганской спортивной школы работают секции по этим видам спорта. Как сказал старший тренер области по национальным конным видам спорта Исламхан Боранбаев, в регионе число спортсменов, занимающихся в этом направлении, не уменьшается. Особенно среди представителей молодого поколения.

— Среди профессионалов спортсмены подразделяются на три категории: взрослые, представители молодежи и подростки. В каждой из них по 23 человека, в общей сложности 69 спортсменов. Стоит отметить, что по кокпару наша команда с 2014 по 2019 годы была в числе финалистов на чемпионатах РК (в нынешнем году из-за пандемии коронавируса спортсмены не участвовали в состязаниях). Есть девять чемпионов по аударыспаку, трое из них мастера спорта РК. По жамбы ату — два чемпиона и три финалиста чемпионатов РК.

На базе спортшколы содержатся лошади, есть площадки для тренировок, спортсмены обеспечены необходимой экипировкой.

— Национальные виды спорта, в том числе конные, имеют важное воспитательное значение. В старину с момента рождения ребенка не случайно уделяли особое внимание каждому этапу его развития. Подрастая, ребенок учится играть в асыки, что тоже приносит определенную пользу для здоровья. А в семилетнем возрасте мальчика впервые сажают на лошадь. Наши предки считали, что верховая езда способствует физическому развитию детей. А еще у ребенка, который управляет лошадью, появляется интерес к конным видам спорта. В процессе тренировок формируется характер, выносливость, стойкость, — говорит И.Боранбаев. — И не случайно, сейчас стали активно внедрять иппотерапию. Этим оригинальным методом удается вылечить многие заболевания. Лошадь передает всаднику более ста разных двигательных колебаний в минуту. При верховой езде включаются все основные группы мышц.

Что же представляют собой конные виды спорта? К примеру, кокпар — это конный командный вид спорта. По сути, его можно назвать важной составляющей богатого культурного наследия. В древние времена в состязаниях принимали участие джигиты одного или нескольких аулов (как правило, это были крепкие парни). К соревнованиям готовились заранее, поскольку требовались сила, ловкость, выносливость. Правила игры в кокпар несложные. Игроки на конях делятся на две команды и должны сначала отнять у соперника тушу козла, потом удержать ее. Раньше всадники из одного аула на полном скаку, отбиваясь от команды соперников, уносили приз в свой аул. В современном варианте правила немного изменились. В каждой команде по 12 человек, но в игру вступают с каждой стороны по четыре участника, которые во время игры сменяют друг друга, поскольку выстоять на поле и игроку, и скакуну непросто. Нужно иметь силу, сноровку и в то же время необходимо ловко управлять лошадью.

Не случайно для игры в кокпар выбирают именно козлиную тушу (весит она не менее 40 килограммов) — ее шкура крепче, чем у барана. Кокпар может длиться часами, а иногда соревнование проводится с утра до вечера.

Не менее занимательный вид спорта — аударыспак (борьба на лошадях). Суть спортивного противостояния заключается в следующем: двое участников соревнуются в том, кто сможет стащить противника с лошади. Тот, кому это удается, и считается победителем. Игра — одна из нелегких и требует также исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. В этой игре всадники соревнуются по весовым категориям. Аударыспак — захватывающая и зрелищная игра. Сегодня, как и кокпар, это состязание стало одним из популярных.

Еще один из конных видов спорта — тенге илу, что в переводе означает «подними монету». Это одна из древних игр, которая имеет далекие исторические корни. Со временем правила игры особо не изменились. Всадники по сигналу должны на скаку собрать как можно больше монет, завернутых в платочек (от линии старта и до финиша). Если в древние времена в игре использовались серебряные слитки, то сейчас вместо них — монеты.

Еще древние кочевники состязались в меткости по стрельбе из лука — национальная игра называлась жамбы ату. Турниры по этому виду спорта проводятся по сей день. Жамбы — это серебряный диск, подвешенный на тонкой веревке на перекладине. Всаднику необходимо сбить его с помощью стрелы, выпущенной из лука.

Галымжана Омиртая этот вид спорта заинтересовал еще четыре года назад. Именно тогда он записался в секцию и за эти годы добился хороших результатов. А до этого он увлекался кокпаром.

— Я, как и многие сельские мальчишки, научился ездить верхом в раннем возрасте. Управлять лошадью – дело нехитрое. Но серьезно заниматься конными видами спорта — отдельная история. Здесь, как и полагается настоящему спортсмену, нужно всецело посвящать себя тренировкам, — говорит юный спортсмен.

— Галымжан — мой младший сын. Но как спортсмену я ему поблажек не даю. Все его результаты — итог кропотливого труда. В 18-19 лет он дважды становился бронзовым призером чемпионата РК среди молодежи, а в 20 лет, став победителем чемпионата страны среди взрослых, получил путевку на чемпионат мира. Но из-за карантина не смог в нем участвовать, — рассказывает И. Боранбаев.

По словам Галымжана на соревнования, которые проходили в разных городах Казахстана, он ездил со своей лошадью по кличке Каршыга.
Она — незаменимый спутник в состязаниях. Сейчас из-за пандемии соревнований проводится меньше. Помимо прочего, планировалась поездка на этноспортивный фестиваль, который должен был состояться в Уфе.

— Раньше я помогал ребятам – находил для них лошадей, иногда они сами приводили их. Позже коней нам предоставило областное управление спорта и физической культуры. Сейчас их у нас девятнадцать, — рассказывает тренер. – Надо сказать, что ныне создаются все условия для занятия спортом, в том числе национальными видами. Молодежь и дети проявляют к ним большой интерес.

В числе спортсменов, кто всерьез увлекся конным видом спорта, а именно аударыспаком, — Абдинасырдин Файзулла. Молодой человек признается, что поначалу ему был интересен кокпар. Но однажды на тренировке он увидел, как ребята ловко соперничают в аударыспаке, и тоже решил попробовать. Постепенно втянулся.

— Первое время, не скрою, было сложно. Нужно иметь недюжинную силу и ловкость, чтобы продержаться на лошади и одновременно бороться с соперником. Благодаря тренерам, удалось достичь хороших результатов.

Как и другие ребята, он побывал во многих городах, в которых проводились состязания.

Одна из разновидностей древних национальных игр — тогызкумалак. Главный ее принцип — использование всех четырех математических действий. Ее еще называют «алгеброй чабанов». В этой настольной игре используют четырехугольную деревянную доску, в которой есть продолговатые лунки – их называют «отау» и «казан». В игре важно проявить скорость подсчета и тактику. Основная задача — перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Настольная игра в последнее время стала популярной. Тогызкумалак развивает логику, математическое мышление, выдержку.

В нашем регионе этот вид спорта стал довольно быстро развиваться. Сегодня, по словам старшего тренера области по тогызкумалаку Хакимжана Елеусинова, во всех спортивных школах региона есть секции по тогызкумалаку. Профессионально этим видом спорта в области занимается около двух тысяч человек, любителей — более десяти тысяч.

— Ежегодно в регионе, согласно плану, проводится около двадцати состязаний по тогызкумалаку. А еще наши спортсмены участвуют в республиканских и международных соревнованиях. Стоит отметить, что наша область — в числе лучших регионов по этому виду спорта. Среди наших спортсменов — два заслуженных мастера спорта, победители и призеры чемпионатов мира и Азии, — говорит Х.Елеусинов.

В числе наиболее популярных видов спорта и казак куреси — казахская национальная борьба. Стало доброй традицией проводить соревнования по борьбе на различных праздниках и торжествах. Этот вид спорта тоже считается древним, ранее в казак куреси не было ни возрастных, ни весовых ограничений. В настоящее время установлены определенные правила относительно единой формы и техники ведения борьбы. Форма борцов казак куреси несколько схожа с экипировкой самбиста. В отличие от самбо в казак куреси куртка имеет короткие рукава, небольшие нашивки на плечах (для захвата). Шьется куртка из прочного материала. За пояс и выше пояса разрешаются любые захваты. Цель схватки — бросить противника на спину. Проходы в ноги запрещены. Можно проводить захваты за куртку и за пояс. Разрешены приемы поясной борьбы. Можно делать подсечки, зацепы ногами, приемы через бедро. Ни в коем случае нельзя касаться коленом ковра, за это дают предупреждение.

В казак куреси очень важно сочетание физической силы с находчивостью, мастерством и хорошей реакцией. Эти качества достигаются, когда человек полностью посвящает себя спорту. Казак куреси, как и вольная борьба, контактный вид спорта, поэтому и травм не избежать. Большой плюс в том, что на тренировках у детей развивается реакция, движения становятся более скоординированными — спортсмены учатся падать с минимальными последствиями для здоровья.

По словам старшего тренера области по казак куреси Болатбека Кенеева, в настоящее время в регионе работает 251 секция, в которых тренируются 3706 спортсменов.

— В числе спортсменов, занимающихся казак куреси, есть чемпионы мира — Бауржан Раисов, Галымжан Абдрахманов, Нурым Салемгереев. В состав национальной сборной Казахстана по этому виду спорта вошли восемь кызылординских спортсменов. Сегодня они находятся на учебно-тренировочных сборах в городе Нур-Султане, — отметил он.

С 2012 года в Казахстане ежегодно проводят республиканский турнир по казак куреси «Қазақстан барысы». Делается это для популяризации этого национального вида спорта. В турнире принимают участие спортсмены со всего Казахстана. Согласно правилам, борцы выступают в абсолютной весовой категории. Также проводится международный турнир «Евразия барысы», в котором участвуют борцы из Европы и Азии. А в 2014 году впервые прошел мировой турнир по казак куреси «Әлем барысы», в нем приняли участие спортсмены со всего мира.

Одна из наиболее увлекательных национальных игр — асык ату. В нее могут играть как дети, так и взрослые – возрастных ограничений нет. Асык ату включили в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Организация считает, что игра является хорошим примером позитивного взаимодействия, социальной сплоченности и дружбы, поскольку традиция игры передается и усваивается, главным образом, в процессе наблюдения младших мальчиков за старшими.

Для участия в состязаниях не требуются определенная экипировка, специальные снаряжения, достаточно иметь косточки коленного сустава мелкого рогатого скота (козла или барашка) и, конечно же, свободную площадку для игры.

Правила игры таковы: косточки расставляют в ряд, игроку следует с определенного расстояния сбить одну или несколько косточек своим асыком — сака. Сака — это одна из крупных косточек из всей коллекции, его дополнительно утяжеляют, заливая свинцом и обматывая медной проволокой. Играют в асыки обычно на земле, так как на асфальте сака быстро изнашивается.

Существует более десяти видов игры в асыки. Но самыми популярными считаются: алшы, асык ату, ханталапай, уштабан. Все они отличаются друг от друга, число игроков тоже варьируется. Названия и правила игры могут меняться в зависимости от региона. Некоторые игры в асыки чем-то напоминают современные боулинг и бильярд.

Примечательно, что играть в асыки могут и девочки, причем в основном они играют в ханталапай и бес асык. Такие игры развивают моторику рук, благотворно влияют на зрение.

В целом же игра в асыки полезна для здоровья, особенно ее рекомендуют детям. Во-первых, каждый игрок за одну игру тратит энергию, как при пробежке, во-вторых, задействованы все части тела, а главное, мышцы глаз, потому как нужно целиться с расстояния в пять-семь метров. К тому же дети развиваются не только физически, но и учатся терпению, умению действовать в команде, считать.

 Нургуль САЙЛАУБАЙКЫЗЫ

Читайте также: