Одно из сакральных мест в регионе – окутанный тайнами и легендами пантеон Окшы ата. Место, где нашли вечное успокоение личности, глубоко почитаемые в народе, носит еще название пантеон семи святых. Он расположен в Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум. По-видимому, цифра семь, которому наш народ приписывает особое магическое значение, взята условно, на самом деле количество захоронений здесь намного больше.
Ученые считают, что пантеон Окшы ата существовал задолго до возведения мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, входящего в состав комплекса «Хазрет-Сұлтан» в Туркестане, и обычай хоронить известные и почитаемые народом личности в одном, избранном месте берет свое начало именно от пантеона Окшы ата. Кроме вышеназванной исторической личности, здесь покоятся особо почитаемые в народе личности Асан ата, Гайып ата, Есабыз ата, Кыш ата, Досбол датка, Бала би и другие. А именем Окшы ата, возможно, он назван по причине того, что именно его мазар был одним из первых захоронений в этом месте. Существует немало версий и исторических трактовок о периоде возникновения мавзолея. Профессор Ауелбек Коныратбаев считал, что памятник относится к эпохе огузов. Так, в книге «О Коркыте», которую перевел А. Коныратбаев, говорится, что Окшы был оружейным мастером огузского хана Казан салар. А еще раньше ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, среди которых возвышался купол памятника Окшы ата и что, вероятно, это было городское поселение. Ученые предполагают, что Окшы ата жил в ХІ веке, и был он, судя по всему, личностью незаурядной – таких мавзолеев простым смертным не возводят.
По некоторым источникам, его настоящее имя Ибрагим, по другим – Когентуп. Имя Окшы он получил по роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городище Бестам, развалины которого находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал Ауелбек Коныратбаев, Окшы был батыром, тысячником в войске хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. Есть еще одна версия, согласно которой Окшы – выходец из Бухары, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
Мавзолей Окшы ата выполнен из жженого кирпича, его длина – 7,15 метра, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30 метра. Над мавзолеем возвышается купол высотой 3,35 метра. В рамках программы «Культурное наследие» в 2005 году была проведена реконструкция памятника.
Одно из древнейших захоронений в пантеоне – усыпальница Есабыза ата. Проповедник ислама, он помогал бедным, занимался врачеванием. Если верить преданиям, то святому Есабызу перед смертью приснился Окшы ата и сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником». На что Есабыз ответил: «Но ведь там пустыня, какова будет участь наших могил?».
Более поздними захоронениями в пантеоне времен Кокандского ханства являются мазары Бала би, Досбола датка. Бала би, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме. Его отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец, и подростку пришлось познать горькую участь сиротства. Бименбет был не по годам умным, сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди Аргынбая, младшего брата отца, который часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. И вскоре Бименбет стал известной личностью.
Он обладал незаурядными ораторскими способностями, владел даром убеждения, и его, несмотря на юность, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ прозвал его Бала бием, что означало «мальчик би». До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Бала би не выходил победителем. Силой ораторского дара, меткостью слова он отстаивал интересы народа и справедливость.
В целом, в Кызылординской области сохранилось большое количество памятников истории и культуры. По информации государственного учреждения по их охране и изучению, в общей сложности их численность составляет более пятисот тысяч – это мазары, мавзолеи, развалины древних городов и поселений. Исследовавший в 40-50-х годах прошлого века памятники Приаралья ученый и археолог Сергей Толстов утверждал, что здесь находится «узел этногенеза казахов», а один из первых академиков отечественной науки археологии, первооткрыватель древних городов Казахстана Карл Байпаков отметил, что в свете изучения происходивших здесь исторических процессов ясно вырисовывается облик народа, имя которому Қазақ елі.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА