Постигая тайны красоты — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Постигая тайны красоты

08.10.2020

262 0

Природа Приаралья стала источником вдохновения для многих мастеров кисти. В картинах художников Приаралья – быт обычных тружеников с их повседневными заботами, пейзажи родной природы, неброская и неяркая красота которой наполнена особой поэзией и сложным цветовым колоритом. Картины написаны художниками с особой проникновенностью и трогательным ощущением сопричастности ко всему, что их окружает. Художники Приаралья, став свидетелями трагедии умирающего моря,  особенно остро ощущают универсальную взаимосвязь человека и земли, ответственность за все живое на земле. Возможно, именно в этом секрет их творческого успеха.

Заметный вклад в изобразительное искусство Казахстана внесла Оркен Мамакова. Она выработала собственную художественную систему, авторскую живописную технику. Искусствоведы назвали ее прирожденным колористом, произведения которой наполнены особой поэзией и сложным цветовым строем.

Она родилась в 1953 году в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области и выросла среди роскошной природы горного Алтая. Это уникальный уголок Евразии, край лесов и водопадов, прозрачных озер и причудливых скал, реликтовых островков пихт, кедров и елей. Древняя земля предков, изобиловавшая сакскими курганами, пробудила в ее душе способность по-особому воспринимать мир и краски родной природы.

Закончив Алма-Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя, совсем юной Оркен уехала вслед за мужем в Кызылорду. Она попала в другой мир, край ничем не ограниченного пространства. Золотисто-песчаная земля, желтые воды Сырдарьи, жемчужно-серые волны Арала с его трагической судьбой, бескрайнее небо.

Наполненная сакральным смыслом земля предков заставила ее по-новому ощутить красоту природы и вдохновила на создание живописных полотен, где нашла отражение суровая поэтика природы Сыра. Здесь, согласно легендам, зародилось учение Заратуштры, и волны Сырдарьи первыми услышали звуки кобыза и вечную музыку праотца тюрков, прорицателя и шамана Коркыта.

Полотна Мамаковой насыщены особой мелодичностью и навеяны музыкой кобыза Коркыта и звуками терме, излюбленного музыкального жанра присырдарьинских степей. Влияние края, с которым художница связала свою жизнь, оказалось так велико, что этот стиль сохранился даже в работах, посвященных своей малой Родине – горному Алтаю.

Оркен Мамакова вошла в отечественное изобразительное искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей, глубоких по содержанию натюрмортов, замечательных по технике исполнения акварелей. На ее полотнах природа края запечатлена в самых разных состояниях – в моменты бури и затишья, в пору весеннего обновления, в буйной зелени лета, в умиротворенных красках осени, в грациозной и завораживающей тишине зимы. Работы мастера на простые и бесхитростные сюжеты, посвященные жизни аула, близки и понятны каждому. В них заметно влияние творчества художников Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Салихитдина Айтбаева.

Профессия художника во все времена считалась нелегкой. Это прежде всего большой труд, требующий полной самоотдачи, потому, наверное, среди художников не так много женщин. Поиск собственного стиля и почерка, стремление открыть людям то, что тебя волнует, невозможны без жертвенности, умения посвятить себя творчеству целиком, отодвигая на второй план проблемы личного характера, связанные с семьей и бытом. Тем не менее, Мамакова не только сумела стать настоящим мастером, но и состоялась как мать и при всей своей загруженности всегда находила время для семьи. Для создания ярких и правдивых образов она много работала, изучала творчество классических мастеров живописи Запада и Востока. В скромной и непритязательной красоте Приаралья она умела находить удивительную палитру красок.

Одной из главных в творчестве О.Мамаковой стала тема Арала. Ее картины – это рассказ о трагической судьбе высыхающего моря. Экологическую катастрофу глобального планетарного масштаба художница показала глазами людей, которые любят и помнят Арал и для которых гибель моря имеет реальные очертания. В работах «Арал», «Арал – Бөген», «Арайлы құм», «Боталар», «Көне Бөген-еспе», «Қамбаш ауылы», «Балықшылар» звучит боль людей, которые не покинули эту землю, потому что для них она – земля отцов.

В картине «Арал-Бөген» сплелись реальность и фантазия. На фоне облаков, которые то сплетаясь, то раздвигаясь, образуют причудливые и таинственные очертания, появляются силуэты людей верхом на верблюдах. Боген, небольшой рыбацкий поселок на берегу Арала, откуда в годы войны на пароме отправляли тонны рыбы, теперь обезлюдел. Колорит картины проникнут драматизмом и грустью. В картине «Арайлы құм» в пустынном мареве на фоне знойного солнца возникает фигура верблюда у водного источника. Яркое красное пятно усиливает ощущение зноя и раскаленного воздуха. На полотнах мастера вода – это источник жизни. К примеру, эта тема присутствует и в работе «Боталар». С особой теплотой и волнением воспринимаются трогательные образы девочки и верблюжонка, которые пришли к источнику воды. В «Көне Бөген-еспе» мастер успела поймать мгновение, священный миг в жизни заброшенного поселка, когда люди ранним утром бегут к естественному колодцу. За ночь он наполнится водой, но через некоторое время она уйдет неизвестно куда, капли живительной влаги испаряются у них на глазах. На фоне ясных очертаний домов в утренней дымке женщина с коромыслом спешит к колодцу. Мягкая цветовая гамма полотна создает ощущение единой световоздушной
среды.

Особое место в творчестве мастера кисти принадлежит природе родного края. Наиболее живописные ее уголки отражены в работах «Құм тораңғылы», «Тораңғылорман». Они посвящены уникальному дереву, символу древней земли Сыра – торангылу. Реликтовые турангыловые рощи с причудливыми изгибами деревьев купаются в неярком осеннем солнце, ветви их, сквозь которые выглядывают лучи солнца, напоминают причудливый кружевной узор.

Непритязательный бытовой сюжет показан в картине «Ауылда». Интересна пространственная композиция полотна: на переднем плане на фоне юрты – фигуры стариков и мальчика, неподалеку – женщины, занятые домашними хлопотами. В их образах ярко выражены долг и предначертание женщины – матери и хранительницы семейного очага. На заднем плане – пасущиеся лошади на фоне рельефных горных хребтов. Сочетание синих, голубых, желтых, оранжевых и коричневых тонов придают картине особый колорит.

Художница написала цикл работ, посвященных кызылординской земле. Центральное место среди них принадлежит картине «Абыз», посвященной священному для жителей земли Сыра образу великого прорицателя и музыканта Коркыта. Связь с древней легендой ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения.

Для жителей жаркого и засушливого кызылординского региона вода всегда имела первостепенное значение. И тонкий художник, Оркен не смогла обойти эту тему. В работах «Сырдария – Айтек арнасы», «Жаңадария», «Жағалау», «Қараөзек», «Арайда» главное содержание – вода как источник всего живого на земле. Медленно текущая вода в низких берегах с редкой растительностью, замедленный ритм, сдержанный колорит – все это олицетворяет непрерывное и безостановочное течение жизни, идею постоянства и вечности. Словно в дымке предстает в них древняя Сырдарья. Работа «Арай» посвящена силе человеческого духа, который создал настоящие оазисы в бескрайней степи. Как признавалась Оркен, источник вдохновения она черпала в картинах родной природы. Она часто приходила на берег каналов, чтобы увидеть и почувствовать состояние природы, подумать и собраться с мыслями.

Значительное место в творчестве мастера занимает цикл работ, написанных во время симпозиумов живописи, пленэрные работы. Один из таких творческих party живописцев проходил на родине ее учителя и кумира Салихитдина Айтбаева. В небольшом, затерянном среди песков ауле Амангельды в Кызылординской области собрались мастера холста и кисти, объединенные общностью взглядов и мыслей. Внимательно и пристально наблюдал тогда за своей ученицей Салихитдин Айтбаев. Оркен признавалась, что нашла в Амангельды неисчерпаемый материал для творческого выражения. Итогом симпозиума стали работы мастера «Сая жай – Арай», «Қораз», «Айлы кеш», «Шілдехана», «Шуақты күн», «Пленэр», «Сәйгүлік».

Занимала художницу и историческая тема. Цикл работ, посвященных страницам прошлого, прошел через призму особого философского и художественного видения. Изучение исторических материалов и источников, тонкая интуиция и художественное воображение позволили ей создать яркие и колоритные образы. Работа «Зобалаң. 1930 жыл» посвящена трагическим событиям в жизни народа – голоду. Эта тема была важна для нее, так как коснулась ее семьи.

Цикл работ художница посвятила Алтаю, где прошли ее детство и юность. Работы «Ежелгі көш», «Символ Алтая. Марал», «Алтын адам» посвящены первозданной природе Алтая и расположенным на этой земле древним археологическим памятникам сакского периода. Горный олень с ветвистыми рогами, причудливое озеро между склонами гор, всадник на водопое – все эти образы составляют целостную композицию, выполненную в цветовой гамме от светлых до темных оттенков сиреневого, синего, желтого и коричневого.

О.Мамакова редко прибегала к портретному жанру, за исключением разве что изображения самых близких ей людей – дочерей и внуков, в образы которых она вложила материнскую гордость за их красоту. Неброскими красками, едва уловимыми штрихами выполнены картины «Наркиз», «Автопортрет». С большой нежностью выведен образ внучки Наркиз. Она, как и бабушка, любила рисовать. В мастерской Оркен у девочки было свое рабочее место с необходимым набором инструментов.

После обретения Казахстаном независимости О.Мамакова много сил приложила для возрождения народного декоративно-прикладного искусства. Создала центр, в котором традиционные центры народного промысла объединила с учебными мастерскими, в которых обучение основам изобразительного искусства сочеталось с овладением навыками мастеров-ремесленников. С большим упорством она принялась за создание мастерских по пошиву всех видов одежды, предметов быта – подушек, одеял, постельного белья. Работа ее была направлена на возрождение старинных народных ремесел.

В течение долгих лет она возглавляла Кызылординский филиал Союза художников Казахстана, участвовала в выставках и симпозиумах, всегда находилась в поиске и стремилась к совершенствованию. Она лауреат премии «Жiгер», обладатель медали «Ерен еңбегi үшін», стипендиат Президентской премии.

Творчество Оркен Мамаковой занимает особое место в изобразительном искусстве Казахстана. Благодаря ее работам природа и традиции земли Сыра были представлены в выставочных залах и музейных фондах Казахстана и многих зарубежных стран. Соединяя традиции европейского и национального искусства, О.Мамакова привнесла в современную казахстанскую школу живописи новые формы и художественную технику, манеру и стиль. Ее работы украшают монографии и каталоги о современном искусстве многих республиканских и зарубежных изданий, картины представлены в музеях разных стран мира, частных коллекциях, в резиденции Президента РК Акорде.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: