По следам историко-познавательной экспедиции — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

По следам историко-познавательной экспедиции

05.11.2020

173 0

В этом году в Казахстане отмечают 1150-летие великого мыслителя, философа, музыканта Аль-Фараби. В рамках этой знаменательной даты Кызылординский областной историко-краеведческий музей при поддержке областного управления культуры, архивов и документации организовал телеэкспедицию в Туркестанскую область «По следам великого ученого». В ней приняли участие научные сотрудники областного музея, молодые ученые, педагоги, представители средств массовой информации. В экспедиции побывала и корреспондент «КВ».

Сама природа благоволила в этот день участникам историко-познавательного тура. Кызылординское утро выдалось солнечным, но слегка ветреным. Уже в полдень на микроавтобусе «Мерседес-спринтер» экспедиционная группа прибыла в Туркестан – жемчужину Великого Шелкового пути. Один из древнейших городов не только Казахстана, но и Центральной Азии, возник в 490 году, достиг своего расцвета в XII веке. Окруженный мощными крепостными стенами, Туркестан был административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, монголов, тимуридов, шейбанидов. В XVI-XVIII веках был столицей Казахского ханства, располагаясь на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей. В этом городе проходили величественные церемонии вступления на престол ханов, с участием представителей других государств. Слава города простиралась по всему миру.

Этот город окружен бесценной архитектурой прошлого и является популярным объектом паломнического туризма. Туркестан занимает особое место в сердце тюркоязычных народов. В последний раз я была здесь четыре года назад. Надо признать, что за этот период в одном из значимых историко-культурных центров Казахстана произошли разительные перемены. Получивший два года назад статус областного центра, Туркестан предстал в новом свете. Уже при въезде он встречает своих гостей яркими архитектурными ансамблями и современными зданиями. Искушенным почитателям этой священной и благодатной земли трудно было не заметить во многих строениях национальный колорит. Здесь идет активное строительство ряда социальных и культурных объектов. Однозначно, город динамично возрождается как важнейший духовный центр тюркского мира.

Туркестану, который называют «Второй Меккой», более полутора тысячи лет. Здесь сохранились строения времен великого полководца Тамерлана (Тимура). Именно на этой земле родился и творил величайший мыслитель Аль-Фараби. Чтобы ближе познакомиться с жизнью и творчеством этой легендарной личности участники экспедиции отправились в аул Шаулдир Отрарского района Туркестанской области. Здесь вдоль центрального проспекта Жибек жолы расположен музей «Руханият – Әбу Нәсір әл-Фараби мұражайы» («Духовность – музей Абу Насра аль-Фараби»). Как оказалось, он находится на аллее «Ұлы бабалар саяжолы» – «Аллея великих предков», где сегодня идут ремонтные работы. Как отметил директор музея Алмас Жумашев, ремонт был начат в мае этого года по поручению Государственного секретаря РК Крымбека Кушербаева в рамках юбилейной даты – 1150-летия Аль-Фараби. На аллее установлен памятник великому ученому, малые архитектурные сооружения. Изюминкой этого культурного объекта являются бюсты тридцати ученых Фараба (древнее название Отрара).

Музей «Духовность – музей Абу Насра аль-Фараби» был открыт в 2011 году в рамках государственной программы «Культурное наследие». Здесь хранится порядка четырех тысяч экспонатов. Два больших выставочных зала сформированы из тринадцати тематических экспозиций, таких как «Отрар – один их древних крупных очагов культурного развития на территории Казахстана», «Средневековый Фараб – Родина Абу Насра Аль-Фараби», «Абу Наср Аль-Фараби – великий философ, ученый энциклопедист Востока», «Культура и искусство Отрара до монгольского нашествия», «Духовная культура Золотой Орды», «Развитие региональной культуры, искусства и литературы в советский период» и других. В целом здесь представлено более двухсот экспонатов оригиналов и порядка ста копий.

Многое о наследии философа рассказал основоположник музея Абдулла Жумашев. В 2006 году в составе казахстанской делегации он побывал в Сирии. Тогда из Дамаска на родную землю Аль-Фараби были доставлены ценные реликвии – кусок надгробной плиты и горсть могильной земли великого ученого, его научные труды, а также исследованный им музыкальный инструмент Уд. Сегодня эти экспонаты занимают особое место в экспозиционном зале музея.

– Впервые могилу Аль-Фараби увидел один из первых отечественных фарабиеведов Акжан Машанов, – отметил А.Жумашев. – Горный инженер-геолог, основоположник казахстанской школы геомехаников, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик АН КазССР, заслуженный деятель науки Казахстана, он получил известность как ученый, заново открывший миру Аль-Фараби. Этот уникальный для своего времени, чрезвычайно одаренный и энциклопедически развитый казах в 50-70-е годы в СССР в одиночку стал бороться за великого мыслителя. И в конце концов – победил. Он написал 350 трудов по разным отраслям наук. Владел арабским и другими языками. В 1968 году вместе с 15 казахскими учеными и писателями он отправился в Сирию. Отыскав могилу Абу
Насра Аль-Фараби в Дамаске, установил на ней памятную доску, прочитал Коран, чем удивил арабов. А.Машанов сфотографировал могилу ученого, а также сделал фотокопии двухтомной рукописи Аль-Фараби «Музыканың ұлы кітабы» – «Большая книга музыки». Их он передал на хранение музею.

Директор музея отметил, что в этом году в рамках 1150-летия Аль-Фараби планировалось много культурных событий и исследований. В частности, была намечена поездка по арабским странам под тематикой «По следам Аль-Фараби». Ее цель – сбор ценных реликвий. Но пандемия коронавирусной инфекции внесла в эти планы свои коррективы.

По словам А.Жумашева, за пределами Казахстана до сих пор находится до семидесяти процентов трудов Аль-Фараби. Необходимо вернуть это бесценное наследие нашего предка. Большая часть хранящихся в нашем музее работ ученого переведены на казахский язык с русских переводов первоисточников. Как правило, при таком переводе текст рукописей претерпевает ряд изменений. Для решения этой проблемы сегодня в Туркестанской области проводится большая работа по подготовке 18-томного издания 33 трудов Аль-Фараби. Среди них есть немало трудов, не переводившихся до сих пор ни на казахский, ни на русский языки. Каждый том будет состоять почти из трехсот страниц. Работа на стадии завершения. В этом году вышли сигнальные книги нового издания.

 «Второй учитель человечества»

Так по праву называют восточного мудреца Аль-Фараби, разработавшего оригинальную средневековую мусульманскую философию на основе трудов Аристотеля. Он прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным
наукам. При жизни ученого никто не уделял внимания его биографии, а все имеющиеся данные о нем были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

Как свидетельствуют исторические данные, Абу Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг Аль-Фараби Ат-Турки (настоящее имя Аль-Фараби) родился в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где соединяются реки Сырдарья и Арысь. Позже населенный пункт переименовали в Отрар. Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода. Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона. Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где одновременно учился и работал. Закончить образование Аль-Фараби решил в Багдаде. В то время это была столица Арабского халифата и крупный культурный и научный центр. По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическим, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран). Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно. Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым. Переезд стал толчком для дальнейшего развития его философских и научных талантов, но о личной жизни ученого того времени почти ничего не известно. В 941 году философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты. В свое время Абу Наср Аль-Фараби посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени. Известно, что в 949 году ученый был в Египте. Существуют две версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим – был ограблен и убит по пути в Аскалан. Такой была жизнь Абу Насра Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Так уж был устроен ум Аль-Фараби, что он мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел. Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби, – это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на три типа. Первый – пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата. Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы. Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии. Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовали продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и других.

На сегодняшний день известно порядка 200 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре. Биография Аль-Фараби указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей («Альмагест»), Александр Афродезийский («О душе») и Евклид («Геометрия»). Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

Все научные работы великого ученого можно разделить на несколько видов. Общефилософские были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям. Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способы познания мира. Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии. Отдельные труды посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике. Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время. Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на шесть ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями. Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано. Вторая – появление всего. Третья ступень – это деятельный и находящийся в развитии разум. Четвертая – душа. Пятая – это форма. Шестая – материя. Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека. Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него. Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства.

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы, как «Трактат о достижении счастья», «Пути счастья», «Трактат о войне и мирной жизни», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика», «Трактат об изучении общества», «О добродетельных нравах». Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью. Философия автора – люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховности. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание. Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых «Основа мудрости», где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям. Ученые Востока и других стран поддержали его работы «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Учение великого мыслителя оценено по праву как на Востоке, так и на Западе. Интерес к его бесценному творческому наследию огромен во всем мире. В восточной философии существует принцип апелляции к авторитету духовного учителя, духовных корней, ценностей и традиций. Значение изучения творчества Аль-Фараби в аспекте связи культурного и исторического наследия предков и современной казахской духовной культуры очень велико. Следы рационалистических и гуманистических идей великого тюркского мыслителя заметны в трудах Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави, Махмуда Кашгари. Духовный и культурный космос, созданный идеями Абу Насра Аль-Фараби, стал тем пространством, в котором сформировались идеи великих учителей казахской степи – Абая и Шакарима. Известно, что копии рукописных трактатов ученого ныне хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. В 30-х годах прошлого века в Париже была издана первая часть одного из самых известных трудов Аль-Фараби – «Большой книги музыки». В 1967 году этот трактат был полностью опубликован на языке оригинала. Фарабиеведами Казахстана проведена огромная работа по переводу трудов философа на казахский и русский языки и их публикации. Известные ученые-востоковеды Бабоджан Гафуров, Акжан Машанов, Артур Сагадеев, Агын Касымжанов внесли значимый вклад в изучение наследия Аль-Фараби.

Творческое наследие Аль-Фараби не потеряло своего значения и в наши дни. Для современного общества имеют важное значение его выводы об управлении государством, социально-этические и политические взгляды.

Гибель Отрара

Исторические объекты древнего Туркестана вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов со всего мира. Выехав из аула Шаулдир участники телеэкспедиции направились в древний город Отрар. Сам воздух здесь пропитан историей. В ходе нашего визита на древнем историческом памятнике велись реставрационные работы. Ученые до сих пор продолжают вести здесь раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли. Туристы исследуют руины древнего города — базар, мечети и жилые кварталы. От древнего города сохранилось множество колодцев, а земля здесь повсюду усеяна осколками глиняной посуды, плит, история которых насчитывает сотни лет.

Об истории древнего города рассказал экскурсовод Абылайхан Нуржанулы.

– Возникновение Отрара относится к первым векам нашей эры – ранее IX века, когда он был впервые упомянут в письменных источниках. Отрар был городом земледельцев, кочевников-скотоводов. Это объясняется его особым географическим положением. При впадении Арыси в Сырдарью он являлся центром большого земледельческого района. А вблизи предгорий Каратау располагалась одна из опорных крепостей кочевников. Отрарский оазис занимал важное «узловое» значение на Великом Шелковом пути.

Археологическим раскопкам Отрара более 130 лет. Впервые развалины на юге современного Казахстана начал изучать российский академик-востоковед Николай Веселовский, с чьим именем связано проведение первых научных описаний знаменитых историко-архитектурных памятников Самарканда. Первый разведочный шурф на территории городища Отрар Веселовский заложил в 1885 году. Позднее в 1904 году раскопки на древнем городе предприняли члены Туркестанского кружка любителей археологии из Ташкента. Они сразу же собрали небольшую коллекцию керамики, древних кирпичей и несколько десятков медных монет. На этом работы были прекращены. Широкомасштабные раскопки в Отраре начались уже в советское время. В конце 1940-х годов археологическая экспедиция во главе с профессором А.Н.Бернштамом провела здесь небольшие разведочные работы. В 1969 году Отрарская, а позже Южно-Казахстанская комплексная экспедиция всерьез занялась исследованием городища Отрар.

В период XI-XII веков Отрар занимал территорию в 200 гектаров и был тесно застроен домами, которые были разделены по кварталам. На полу домов устраивались очаги в виде вкопанных керамических жаровен. В городе работала канализация, санузлы были в каждом доме. В рабаде Отрара, у ворот в центральную часть города, археологами была обнаружена общественная баня.

При входе на территорию древнего города через восстановленные юго-западные ворота участникам экспедиции в первую очередь бросился в глаза законсервированный объект. Как оказалось, это была одна из бань шахристана. Над ней был установлен навес. Баня была отреставрирована и подготовлена для посещения туристов.

– Общественные бани в городской застройке стали появляться начиная с IX века, – отметил экскурсовод. – На территории рабада были обнаружены две ранние и одна баня монголо-тимурского времени. Если одна из них располагалась в северо-западной части города вблизи крепостной стены шахристана, то вторая –
на месте бани XIII века. Последняя состояла из раздевалки, помещения для отдыха, массажной, паровой, центрального зала, помещения для мытья. В ряде помещений для выкладки полов использовались глазурованные кирпичи и плитки. Водоснабжение бани осуществлялось при помощи водопровода, выведенного из водохранилища. Трубы были уложены в подземной галерее. Отрарская баня обогревалась топкой, от которой отходил жаропровод. Затем системой столбиков и направляющих стенок жар разделялся на потоки, обогревавшие полы всех помещений. Дым выводился через вертикальные дымоходы, проложенные в толще стен. Они служили одновременно регуляторами температуры.

 А.Нуржанулы заметил, что отрарская и туркестанская бани являются аналогами. Именно отрарские бани послужили моделью восточной бани в известном оздоровительном комплексе «Арасан» в Алматы.

Ученые доказали, что в Отраре, несомненно, существовала вполне развитая цивилизация. Об этом, в частности, свидетельствуют находки – чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Поэтому не случайно возникла легенда о существовании в Отраре огромной библиотеки – второй в мире после знаменитой Александрийской.

Благоденствие Отрара было прервано фатальным монгольским нашествием. Незадолго до этого город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской делегации удалось спастись только одному погонщику. Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайирхан. Его поступок был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной». Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайирхана, однако Мухаммед в ответ приказал казнить монгольского посла. Осенью 1219 года монголы во главе со старшим сыном Чигисхана Джучи подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они (монголы) разбили свои палатки вокруг города. В распоряжении Кайирхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска. Кайирхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену. Когда он посмотрел вперед, то прикусил палец от удивления перед открывавшимся видом. Насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск. Воздух был полон криков и шума, создаваемого ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов. Монгольская армия расположилась кругами вокруг крепости»…

При таком положении дел гарнизон мог сопротивляться только пять месяцев. Тогда Карача спросил Кайрхана о возможности покориться и сдать город монголам. Но тот знал, что он сам был причиной этой беды, и что монголы ни за что его не пощадят. И решил сопротивляться до последних сил…

 Вражеское войско вошло в город ночью через ворота, открытые предателем. Все виновные и невиновные жители Отрара, как покрытые чадрой, так кулахом или тюрбаном, были изгнаны из города, как стадо баранов, а монголы разграбили все вещи и имущество их, какое они могли найти. Кайирхан вместе с 20 тысячами храбрых мужчин нашел убежище в цитадели. И так борьба продолжалась до тех пор, пока остался в живых только Кайир и еще два других… Монгольские воины зашли в цитадель и загнали его (Кайира) под крышу, но он с двумя своими товарищами все еще не сдавался… Между тем его товарищи приняли мученическую смерть, а у него самого не осталось оружия. Тогда девушки стали передавать ему кирпичи из стен дворца, но он все-таки попал в ловушку захвата, был связан и закован в цепи. Цитадель и стены были сравнены с землей, и монголы удалились, а тех из простолюдинов и ремесленников, которые избежали меча, они увели с собой». Кайирхана доставили в ставку Чингисхана. Там его, за личную отвагу и мужество, подвергли почетной казни – «расплавили серебро и влили ему в уши и глаза»…

Многие города, покоренные монголами, так и не смогли восстать из пепла. Но Отрар сумел подняться. Даже в составе монгольской империи – в смутные годы борьбы чингизидов за власть – он становится важным политическим и экономическим центром в бассейне Сырдарьи. К середине XIII века Отрар превращается в крупный торговый город на пути с Запада на Восток. Здесь чеканятся собственные монеты, имевшие широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана, строятся крупные общественные и культовые сооружения. Во второй половине XIV века территория Южного Казахстана была включена в империю «железного хромца» Тимура (Тамерлана). Именно при нем была начата постройка грандиозного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясcави в Туркестане. В Отраре же с именем Тимура связывают мавзолей над могилой учителя Ходжи Ахмеда – Арыстанбаба. Даже смерть свою, по легенде, Тимур нашел в 1405 году в одном из дворцов Отрара…

Раскопки Отрара свидетельствуют о расцвете города в XI-ХII веках. Собраны богатые коллекции керамики. Подтверждением значимости экономического роста Отрара может быть обнаруженный в 1974 году клад серебряных изделий и монет. Он содержал ювелирные украшения, браслеты, перстни, детали поясного набора, обломки чаш, бесформенные куски изделий, слитки и монеты. Монеты все серебряные. Они самых различных типов, монетных дворов и дат чеканки. Более половины из них – серебряные дирхемы анонимного чекана Алмалыка, битые между 638 (1240-1241) и 662 (1263-1264) годами, а остальные – монетных дворов монгольской империи 40-60-х годов ХIII века. Это чеканка Эмиля, Пулада, Дженда, Крыма, Тебриза. Находка такого клада в Отраре не случайна, она говорит о нем как о центре транзитных путей.

 Исследован уникальный по своей значимости и богатству находок квартал гончаров второй половины ХIII-XIV веков. Здесь выявлено девять мастерских. Каждая имела общие и отличные черты от другой. Обычно мастерская состояла из двух и более помещений. В них размещались гончарный станок – основное орудие производства ремесленника, площадки для сушки изделий перед обжигом, различные отсеки-ящики из жженого кирпича для глин и красителей, производственные площадки, колодцы. При раскопках мастерских найдено много инструментов гончара. Это и костяные ножи для выравнивания поверхности изделия, костяные лощила, грибовидные наковаленки для формовки стенок крупных сосудов и подставки для формования меньших сосудов, формы-калыбы для изготовления специальной «штампованной» керамики, у которой рельефный орнамент на стенках делали штампами с резным негативным изображением.

 Один из найденных кувшинчиков украшен идущими друг за другом лошадьми и гепардами. Лошади удлиненных пропорций, взнузданные и оседланные, их поводья привязаны к передней луке седла, на которой сидит сокол. Очень реалистично изображены гепарды, их нельзя спутать с другими хищниками: маленькие кошачьи головки посажены на высокую шею, туловище, похожее на собачье, на высоких ногах, закрученный спиралью хвост.

При раскопках мастерских собраны богатые коллекции керамики. Это поливные чаши, блюда. Росписи в виде растительных и геометрических узоров нанесены красной, коричневой, зеленой, синей и черной красками. Интересную группу керамики составляют чираги – светильники обычно ладьевидной формы с выделенной для удобства переноски выступом-пятой. Это своеобразный орнаментальный акцент изделия. На ней изображены цветок гpaната, пальметта, фигура козла, сайги, птицы. Чираги покрывались зеленой, коричневой, голубой и синей глазурями.

Материалы раскопок Отрара дают яркое представление о жизни города в XVI-XVIII веках. Основным застроечным компонентом был квартал. Это комплекс домов, сгруппированных по две или одну сторону внутри-квартальной улочки, которая могла быть прямой или Г-образной. На магистральные улицы кварталы выходили глухими стенами.

Границы с соседними кварталами проходили также по задним стенам домов. Кварталы насчитывали от 6 до 15 домовладений и занимали в соответствии с этим площадь от 1000 до 2500 кв. м. Определена ремесленная специализация некоторых кварталов. Так, квартал в восточной части Отрара принадлежал гончарам, другой, расположенный вблизи западных ворот Отрара, идентифицированных с воротами Дарваза-Суфи, заселяли хлебопеки.

Дома здесь в большинстве – одно- и двухкомнатные, почти в каждом по два тандыра. В квартале находился также большой амбар с мучными закромами. Пока неясно, по какому признаку комплектовались квартальные общины, возможно, по семейно-родственному.

 Для последней четверти XVII века характерны находки нескольких кладов, которые позволяют, как бы разделить жизнь Отрара на два периода – расцвет и упадок. Нумизматические находки доказывают, что Отрар переживал подъем с конца XVI – по первые три четверти XVII века, в период усиления Казахского ханства. В это время процветают не только Отрар, но и Сауран, Сыгнак, Туркестан, Испиджап, Сузак, Аркук и многие другие города и селения Южного Казахстана.

Раскопки городища Отрар продолжаются, и каждый год приносят новые материалы, проливающие свет на историю одного из крупнейших городов Казахстана.

Арыстанбаб: жизнь, сотканная из легенд

Приехав в Туркестан кызылординские паломники не могли не поклониться расположенным здесь святыням. Овеянные духом древнего Отрара мы двинулись к мавзолею Арыстанбаба. Усыпальница, построенная Тамерланом, превратилась в одну из главных святынь Южного Казахстана. Во время его посещения мы встретили немало паломников. «С Арыстанбаба путь начни… Придя к Хазрету попроси…» – с этих слов для многих туристов начинается путешествие в Туркестан. Местные гиды рекомендуют начать тур именно с посещения мавзолея Арыстанбаба. Здесь сложилась целая инфраструктура по обслуживанию гостей. Есть гостиницы, столовая, беседки для отдыха и торговли товарами религиозного культа. Местный имам прочитал молитву.

Близ мавзолея находится колодец с очень соленой водой, обладающей, как говорят местные жители, исцеляющими от всех недугов свойствами. Каждый из участников нашей экспедиции отведал этой холодной соленой воды, загадав при этом заветное желание.

Арыстанбаб был религиозным мистиком, проповедником. История называет его то странствующим святым, то местным правителем-шейхом. Слово «арыстан» или «арслан» с тюркского языка переводится, как «лев». Легенды рассказывают, что свое прозвище Арыстанбаб получил потому, что долго скитался по земле и обрел сверхъестественные способности. Якобы он сдружился со львами и даже мог свободно ездить на них верхом. Слово «баба» в переводе с арабского означает «врата». В данном случае «баба» – это врата божественного откровения. Так раньше назывался титул суфийских святых. Арыстанбаб считается главной фигурой в иерархии святых баба Центральной Азии. Именно ему легенды приписывают привнесение в Казахстан идей суфизма.

По легенде, Арыстанбаб был сподвижником пророка Мухаммеда. Однажды пророк и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже». На вопрос пророка, кто передаст эту хурму будущему хозяину, никто не ответил. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстанбаб сказал: «Если вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям, через 400 лет он стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему косточку хурмы.

Согласно преданиям, Арыстанбаб умер в окрестностях Отрара в XII веке. Здесь же и был похоронен. Ученики и последователи возвели ему мавзолей. Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением. Но эмир Тимур нашел мавзолей Арыстанбаба в XIV веке уже разрушавшимся. И решил отстроить в знак почтения новое здание. По этому поводу сохранилась еще одна легенда. Когда Тамерлан распорядился над могилой Ходжи Ахмеда Яссави начать строительство мечети, все попытки строителей возвести стены терпели неудачу. Их сносила сильная буря. Или, по другой версии, внезапно появлялся зеленый бык и все разрушал. К эмиру Тимуру тогда явился во сне святой и сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстанбаба и лишь затем – над могилой Ходжи Ахмеда Яссави. Так эмир Тимур и сделал. Воздвиг мавзолей учителю Яссави, а потом – и суфию. Поэтому паломники в первую очередь посещают мавзолей учителя Арыстанбаба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. К сожалению, мавзолей, построенный Тамерланом, не сохранился. Разрушился от землетрясения. От постройки Тимура остались лишь три резных деревянных айвана, два из которых хранятся в мавзолее, а один – в музее Алматы.

В XVIII веке на месте древнего мазара было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание разрушилось, и в 1909 году было отстроено заново. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения. С 1982 года место погребения охраняется государством.

Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман. В настоящее время над могилой Арыстанбаба стоит мавзолей площадью 35×12 м., сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-баба, Лашын-баба. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

 В мавзолее под стеклом представлен Коран. Многие паломники остаются здесь на ночь: загадывают желание, молятся. И лишь после едут в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссави, как завещал известный суфий.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

Следуя сложившейся традиции, кызылординская телеэкспедиция направилась к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссави. Его купол виден издалека. Мавзолей был возведен спустя 233 года после смерти Яссави по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи.

Яссави был проповедником особой философии ислама, последователи которой съезжались в Яссы (Туркестан) из других городов. Он поселился здесь в XII веке. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави – непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Высота огромного здания, которое пережило много исторических бедствий и было открыто недавно после восстановления, равняется 44 метрам, диаметр главного купола – 22 метра. Здание состоит более чем из тридцати комнат и залов. Его центральный зал – резиденция Казахских ханов, теперь здесь открыт специфический музей – пантеон (43 надгробия), собственно усыпальница Яссави. Жемчужиной мавзолея является Тай Казан – самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Она была сделана из сплава семи металлов.

…Несомненно, историко-познавательная экспедиция оставила самые яркие впечатления. Поездка по древним и святым местам духовно обогатила каждого его участника. В планах – поездка по другим историческим памятникам, вошедшим в сакральную карту Казахстана. Все видео и фотоматериалы будут представлены на выставках музея, пополнят его фонд. Специалисты областного историко-краеведческого музея намерены активно привлекать к таким поездкам учащихся школ и студентов. Познавательные экспедиции и экскурсии позволят рассказать молодому поколению о богатом наследии казахской земли. Древние памятники – это часть нашей огромной страны, часть нашей истории.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: