Пещера Сауыскандык: история предков на языке рисунков и символов — «Кызылординские Вести»

Пещера Сауыскандык: история предков на языке рисунков и символов

23.09.2021

806 0

Одна из характерных особенностей человека – непреодолимая потребность оставить след в местах своего обитания. Наши предки-кочевники в знак обладания той или иной территорией высекали на вершинах скал свои родовые тамги. Желание отметить свое присутствие, присвоить часть пространства берет начало с ранних этапов зарождения человеческого общества. Яркое свидетельство тому петроглифы – рисунки на скалах. Среди популярных версий можно назвать охотничьи культы, мифы, эпос, шаманские мистерии, сцены из жизни. Эти несмываемые знаки человеческого присутствия можно обнаружить в самых неожиданных и труднодоступных местах: на горных перевалах и по берегам рек и морей, в затерянных высокогорных долинах и пустынях.

В ущелье Сауыскандык, расположенном в 50 километрах от аула Енбекши Шиелийского района, археологами была найдена большая группа наскальных изображений. Общая протяженность территорий, на которых можно увидеть рисунки, составляет порядка семи километров и занимает площадь в 500 гектаров. Археологи условно разделили найденные наскальные изображения на девять групп. О том, что петроглифы относятся к разным временным пластам, свидетельствует технология их исполнения. Техника пикетирования – выбивки рисунка за счет нанесенных на поверхность скалы углублений (точек) различного размера и глубины – скорее всего указывает на инструмент, которым пользовались при нанесении изображения. Рисунки миниатюрного размера, отличающиеся своей грациозностью, выполнены техникой процарапывания – вероятно при их нанесении использовался рабочий инструмент из металла. Есть рисунки, выбитые только по контуру или выполненные с использованием техники пикетирования с элементами выбивки по контуру, что визуально придает изображению эффект выпуклости. Отличаются они и размерами – от 2-х до 4-х метров, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центральноазиатского наскального творчества. Есть группа рисунков, которая по сравнению с другими, плохо сохранилась, в связи с чем ученые предполагают, что эти петроглифы возможно, одни из самых древних, сохранившихся на территории Казахстана.

Главные сюжеты петроглифов Сауыскандык – образы людей в масках с ритуальными жезлами, хоровод женщин с бубнами, колесницы и повозки, сцены из военной жизни, картины быта. Для большей части петроглифов характерна натуралистическая манера изображения – образы легко узнаваемы и реальны. Все они связаны с различными религиозными ритуалами, мифологическими идеями, объединенными в разные сюжеты и композиции. Сюжеты рисунков помогают датировать петроглифы независимо от результатов археологических раскопок поселений. Например, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия и существовали примерно до IV века до нашей эры во времена царя Дария и Александра Македонского.

Встречаются антропоморфные и зооморфные фигуры – изображения быков, косуль, лошадей, зверей, птиц. Видовой состав изображенных животных, техника исполнения рисунков и их сохранность позволяют датировать их поздними периодами эпохи камня (неолит-энеолит).

Часть рисунков выполнена с использованием стиля «битреугольника», характерного для некоторых стран Центральной Азии. В связи с чем ученые предполагают, что они относятся к периоду бронзового века и датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры.

В целом, по мнению ученых-археологов, расположенные на территории Кызылординской области в предгорьях Каратау петроглифы ущелья Сауыскандык по своей исторической значимости не уступают знаменитым наскальным рисункам Танбалы в Семиречье, вошедшим в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Хребет Каратау, северо-западный отрог Тянь-Шаньских гор в Южном Казахстане, относится к территории трех областей – Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской. Каратауский хребет, окруженный с двух сторон пустынями, издревле был настоящим оазисом: на севере он был окружен безмолвными песками Бетпак-Далы и Моюнкумов, на юге – губительными для всего живого Кызылкумами. Здесь пролегали важнейшие караванные пути, соединявшие Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Располагавшиеся здесь населенные пункты стали торговыми узлами, на протяжении веков выполняя роль караван-сараев для многочисленных путешественников, купцов и прочего люда.

Первые упоминания о наскальных рисунках, выбитых в ущелье Сауыскандык в предгорьях Каратау появились в конце XIX века в отчетах Туркестанского археологического общества. О наличии на скалах неизвестных рисунках писали русские офицеры и ориенталисты. В 1906 году более подробно наскальные рисунки ущелья Сауыскандык описал русский ученый и географ Альфред Кирхгоф. Планомерное и системное обследование петроглифов ущелья Сауыскандык начали проводить в 60-х годах прошлого столетия.

Дальнейшее исследование наскальных рисунков ущелья Сауыскандык возобновила в 2004 году археологическая экспедиция «Туран» международного университета имени А.Яссауи под руководством ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Мадияра Елеуова. В ущелье Сауыскандык сохранилось примерно 8-10 тысяч наскальных изображений, которые представляют собой уникальный образец изобразительного искусства древности. В настоящее время древние письмена сильно пострадали от антропогенного и природного разрушения и ныне находятся под угрозой уничтожения, считает ученый и археолог М.Елеуов, который внес значительный вклад в их изучение. Нередко со стороны местных жителей встречаются факты порчи памятника первобытной культуры – под древними рисунками они выбивают свои инициалы, оставляют другие записи. Петроглифы Сауыскандык – весьма ценный материал для изучения истории наших предков и наша задача – сохранить и передать потомкам это достояние. 

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: