На этой неделе «Научному центру археологии и этнографии» исполнилось 10 лет. Он был создан при тогда ещё Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата. Основная цель научного центра этноархеологии — изучение и охрана историко-культурного наследия на территории Кызылординской области, проведение научных исследований в области археологии и этнографии и пропаганда исторических ценностей.
Необходимо отметить, что благодаря ученым, историкам и исследователям университета, бывший «Научно-исследовательский центр археологии и этнографии», можно сказать, опередил своё время и сегодня вносит большой вклад в реализацию ряда направлений программы «Рухани жаңғыру», разработанной на основе положений статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В программе «Рухани жаңғыру» чётко обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности и войти в число 30 развитых государств мира. В частности, она предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей. К примеру, проект «Сакральная география Казахстана» опирается на символические сакральные и культурно-исторические основы нашего государства. Сегодня можно утверждать, что объекты этого проекта уже стали местами притяжения для индустрии туризма.
О том, что сделано за десять лет работы центра корреспонденту «КВ» рассказал руководитель научного центра «Археология и этнография», старший преподаватель кафедры истории и Ассамблеи народа Казахстана Кызылординского университета имени Коркыта ата, доктор PhD Азильхан Тажекеев.
— Азильхан Ауезханулы примите поздравления по поводу первого юбилея. Расскажите, пожалуйста, об исторических особенностях нашего региона. Ведь старинные артефакты, найденные на территории Приаралья, можно сказать, заставляют общество по-новому взглянуть на историю и переписать её.
— Низовья Сырдарьи издавна богаты историческими памятниками. Они-то и подтверждают, что При-аралье с древних времён слывёт ярким очагом цивилизации. Первые сведения о них мы нашли в трудах выдающихся историков древнегреческих, римских, персидских стран и географов-джихангезов, живших в середине I века до нашей эры. Дополняют их труды учёных и путешественников, послов и военных специалистов арабских, персидских, европейских стран, путешествовавших по Великому Шелковому пути в эпоху средневековья.
Важно отметить, что первые по-настоящему научные археологические раскопки широко велись в основном Хорезмской археолого-этнографической экспедицией Академии наук СССР после Второй мировой войны вплоть до развала Советского союза — 90-х годов прошлого столетия. За этот период были обнаружены и внесены в списки сотни памятников, исследованы более десяти поселений, могильников и городов, их население, широко распространенные в те времена системы искусственного орошения и еще многое другое. В результате чего впервые были установлены памятники каменного, бронзового и раннего железного веков, выявлены характерные черты, которые дали возможность разделить находки на периоды и эпохи развития культуры.
— В начале 90-х годов ХХ века вместе с СССР канула в Лету и знаменитая Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция. Однако учёные университета, несмотря на возникшие со временем трудности, не останавливали работу по раскопкам, показывая преданность своей специальности…
— После обретения Независимости, к сожалению, археологические изыскания по Республике Казахстан претерпели стагнацию, а в Приаралье и вовсе прекратились. О тех переходных годах заместитель директора Института археологии имени А. Х. Маргулана, кандидат исторических наук, ученый-археолог Жолдасбек Курманкулов вспоминал так: «В 1998 году в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата была создана разведывательная экспедиция, которая способствовала дальнейшему изучению сотен памятников, представляющих историческую ценность. В экспедиции, организованной ректором университета Кылышбаем Бисеновым, приняли участие известный ученый-фольклорист, профессор Алмас Алматов и ряд учёных университета. Экспедиция прошла тысячи километров, увидела и изучила сотни памятников, разработала план научно-исследовательских работ на долгие годы». В результате этой работы была определена «Программа исследовательских работ древней культуры городов низовья Сырдарьи и наследия Коркыта на 1999-2010 годы», а научные изыскания получили совершенно новое содержание.
С тех пор наш университет как центр образования, науки и культуры создал постоянное направление археологических исследований в Приаралье. И здесь особо следует отметить заслуги наших ушедших из жизни коллег, учёных и профессоров университета М.К.Кереева, А.Х. Айдосова и А. Жакыпулы, которые внесли значительный вклад в изучение и написание истории Приаралья на ранних этапах исследования.
— А с чего началась новая эпоха исследований?
— Началом комплексных исследований стал мавзолей Кердери, обнаруженный в 2001 году на высохшем дне Аральского моря и работы Аральской археологической экспедиции, сформированной учёными университета под руководством археолога Т.Мамиева для изучения населенных пунктов Арал-асар. По данным этих многолетних исследований, в 2005 году Т.Мамиев защитил кандидатскую диссертацию о средневековых городах, расположенных в низовьях Сырдарьи, и опубликовал ряд научных работ.
Кроме того, в те годы именно наш университет стал для учёных-историков, археологов и этнографов своего рода местом встречи, центром для размышлений, обмена опытом, определения достижений и путей развития археологических наук. В частности, в 2001 году в стенах вуза прошли международные «Маргуланские чтения» на тему «Достижения и перспективы археологических наук Независимого Казахстана», посвященные 10-летию Независимости страны.
— Спустя годы этноархеология получила большую поддержку благодаря государственной программе «Мәдени мұра» и программе Елбасы «Рухани жаңғыру». Какова их роль в развитии вашего центра?
— Она существенна. Госпрограмма «Культурное наследие», разработанная по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, предусматривала создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, археологических исследований, имеющих особое значение для национальной истории. Так, в 2004 году начался новый этап изучения памятников Приаральского региона.
В рамках программы в том же 2004 году в Кызылорде была проведена международная научная конференция «Археологические исследования Аральского региона: достижения и перспективы». А для комплексного изучения древней и средневековой истории Аральского региона был заключен трёхсторонний договор между КГУ имени Коркыта ата, Институтом археологии имени А.Х.Маргулана и российским Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая.
Кроме того, нужно особо отметить программу подготовки кадров в университете. Начиная с 2005 года в аспирантуру Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук в Москве были направлены шесть наших специалистов в области археологии и этнографии. А 1 октября 2011 года в целях дальнейшего изучения архитектурных памятников, расположенных в низовьях Сырдарьи, и внедрения результатов археологических изысканий в научный оборот, при нашем университете был создан «Научно-исследовательский центр археологии и этнографии». Сейчас в его названии убрали слово «исследовательский», хотя наша основная работа заключается во многом в этом.
— Какие масштабные работы были проделаны центром с тех пор?
— Скажем, сделано очень немало. К примеру, наш научный центр реализовал три международных проекта, выполнил четыре грантовых проекта Комитета науки Министерства образования РК и 12 областных проектов.
— Не могли бы перечислить наиболее значимые проекты из этого списка.
— Среди международных научно-исследовательских проектов следует отметить проведение археологических раскопок в городе Жанкенте в 2011 году в рамках гранта антропологического фонда «Wenner-Gren», проект «Формирование и урбанизация кочевого государства в северном регионе Великого Шелкового пути: город Жанкент раннего средневековья (регион Аральского моря, Казахстан)», реализованный в 2018 — 2020 годах, и проект по выпуску книги-альбома «История исследований в низовьях Сырдарьи Хорезмской экспедиции» в 2018 году.
А среди республиканских грантовых и областных научных проектов выделю следующие: «Роль городов низовья Сырдарьи в этнокультурных связях средневекового периода (город Жанкент)», он реализован в 2012-2014 годах, «Мировоззрение и идеология древних племён, населявших юго-восточные зоны Приаралья, культы и ритуалы верований» (2012-2014), «Культура города в зоне соприкосновения земледелия и скотоводства Приаралья (I тысячелетие до н. э.)» (2015-2017), «Этнокультурные связи тюрков-огузов с оседлыми племенами Приаралья в процессе формирования городской культуры в низовьях Сырдарьи» (2018-2020), археологические раскопки городищ Сортобе (2017-2020), Жанкент (2014-2021) и Асанас (2020).
В 2005-2007 и 2011 годах при непосредственном участии ученых-археологов университета совместно с институтом археологии им. Маргулана для издания «Коллекции историко-культурных памятников Кызылординской области» была проведена специальная разведывательная экспедиция в масштабах региона. В результате на казахском и русском языках был издан коллективный энциклопедический труд под названием «Коллекция памятников истории и культуры РК – Кызылординская область».
Ну и, добавлю, что нами постоянно ведётся работа по определению охранной зоны и проведению историко-культурных экспертиз, паспортов сотен памятников, расположенных на территории нашей области. На сегодняшний день специалистами центра опубликовано более 10 монографий и около 300 научных трудов. В структуре центра имеется лаборатория по описанию, переработке и реставрации предметов, имеющих археологическую ценность.
— Любителям истории и археологии хорошо известно о выставочном зале научного центра «Археология и этнография». Считаю, он достоин подробного описания. Расскажите о его экспозициях.
— Экспозиционный зал тоже был открыт десять лет назад 7 декабря 2011 года. Сегодня это гордость и достопримечательность университета. В нём выставлены экспонаты, найденные в ходе археологических работ, и тематические стенды, посвященные историко-культурным памятникам земли древнего Сыра. Для посетителей представлены предметы быта, украшения и вооружение сакских племён, полученные во время работ на античных памятниках Чирик-рабат и Баланды, керамический комплекс, культовые и нумизматические материалы средневекового городища Жанкент, предметы домашней утвари со средневековых огузских поселений Сырлытам-кала и Сортобе, предметы погребального инвентаря с поселения Арал-Асар и мавзолея Кердери периода Золотой Орды. Кроме того, в зале хранятся фото и видеоматериалы из архива Хорезмской археолого-этнографической экспедиции и электронные версии карт распространения археологических памятников и культур Приаралья.
Зал специально разделен на шесть частей, в каждом в отдельности представлены экспонаты разных эпох и культур. В частности, в части №1 можно узнать об истории изучения археологии Приаралья. В этом разделе – артефакты и история Хорезмской археолого-этнографической, Жанкентской археологической, Чирик-рабатской археологической и Аральской археологической экспедиций.
Во второй части представлена Чирикрабатская культура. Её памятники расположены в Кармакшинском районе. Это комплексы памятников Бабиш-мола и Баланды, городище Чирик-рабат, поселения Инкаркала и Сенгиркала. С 2004 года на них ведутся стационарные исследования.
В третьей части — чрезвычайно своеобразная, очень архаическая по своему внешнему облику, резко отличающаяся от всех соседних и казахстанских культур — Жетыасарская культура. Добавлю, ареал жетыасарских памятников чрезвычайно широк, и территория, занятая городищами, простирается далеко на север, восток и юго-восток отдавшего культуре имя Жетыасарского урочища. Первая характеристика культуры и типология памятников даны ее первооткрывателем, именитым историком, этнографом, археологом Сергеем Толстовым в 1948 году. На них раскопки велись до 90-х годов прошлого века.
Интересна история и Огузских памятников, представленных в части № 4. Они принадлежат IX-X векам и найдены в городищах Жанкент, Кескен Куюк-кала и Куюк-кала на берегу Куандарьи. Известно, что Жанкент был столицей Огузского государства. Городище расположено в полутора километрах от села Оркендеу в Казалинском районе.
В пятой части — памятники с высохшего дна Аральского моря. Это поселение Арал-Асар, расположенное в 65 километрах от села Каратерен, и мавзолей Кердери, в 30 километрах от острова Барсакелмес. На них в 2001-2009 годах специалистами университета проведены археологические раскопки. Найденные керамические изделия позволили датировать их XIII-XIV веками, то есть периодом Золотой Орды. Ну и часть №6 зала рассказывает об архитектурных памятниках Приаралья. Здесь фотоматериалы выделены по типологии и структуре на три группы: мавзолеи, минареты и мечети. Отмечу, всесторонние исследования археологических памятников, свидетельствующих о глубине и многогранности казахской истории, остаются одной из главных ценностей нашего университета.
— Расскажите об открытиях, сделанных в этом году.
— Раскопки текущего года можно назвать плодоносными. К примеру, при археологических исследованиях в городище Жанкент под входными парадными воротами мы обнаружили наличие древних ворот. К его изучению мы приступим, скорее всего, в следующем рабочем сезоне.
— Вы ежегодно посещаете архивы в Москве. Что там нового еще удалось обнаружить?
— Да, по долгу службы для поисков уникальных сведений об историко-культурных памятниках нашего региона мне нередко приходится выезжать в Москву в такие крупнейшие научные учреждения, как Государственный музей искусства народов Востока, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН и крупнейший национальный исторический музей России Государственный исторический музей. В них хранится ценная и неисчерпаемая кладезь информации и артефактов. В частности, в Музее Востока – редкие экспонаты и археологические материалы, в Институте этнологии и антропологии – отчёты экспедиций, полевые дневники археологов и документы. Много чего о памятниках нашей области можно найти и в крупнейшем национальном историческом музее — Государственном историческом музее России. Но, в текущем году мне, к сожалению, из-за плотного графика работы не удалось побывать в них. Однозначно то, что там можно найти еще множество новых и уникальных артефактов, которые прольют свет на неизведанные тайны истории Приаралья.
— Известно, что работа археологов, очень специфична. Поэтому с наступлением холодного периода года, можно сказать, ее практическая часть завершена. Каковы ближайшие планы?
— Да, вы правы, раскопки ведутся в основном летом. До следующего года места исследований законсервированы. А в текущем году в ноябре или декабре по традиции подведём итоги работы. Для этого мы намерены организовать круглый стол или семинар с участием ученых и специалистов. Но по плану этого года хочу отметить, что осталась одна невыполненная цель – выпуск Второго тома книги-альбома «История исследований Хорезмской экспедиции на землях Сыра». Как вы помните, Первая часть была выпущена в 2018 году на 312 страницах под авторством И.Аржанцевой, С.Болелова и вашего покорного слуги. На сегодня мы собрали богатый и оригинальный материал. Считайте, второй том готов, но для его выхода в свет пока нет возможности. Задача – найти поддержку.
— Спасибо за беседу.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ