Богатую и славную историю имеет Кызылординская областная филармония. В следующем году обитель искусства земли Сыра отметит свой полувековой юбилей. Год 1972-й, когда был подписан приказ Министерства культуры Казахской ССР, считается официальной датой ее создания. Но история областной филармонии началась много раньше, в далекие довоенные годы.
В 1938 году в Кызылорде в качестве филиала Шымкентского областного драматического театра открылась филармония, при которой было решено создать концертно-эстрадную бригаду. Ее возглавил молодой акын и певец из Шиели Нартай Бекежанов. Надо отметить, что уже в те годы имя Нартая было на слуху – народное дарование из сельской глубинки заметили и пригласили принять участие в Первом всеказахстанском слете народных талантов в Алма-Ате в 1934 году, а в 1936 году он выступает на организованной впервые в столице республики Декаде казахской литературы и искусства вместе с признанными народными акынами Жамбылом, Кененом и другими. Звезда славы Нартая взошла в 1939 году, когда в составе казахстанской делегации, возглавляемой наркомом образования и культуры Темирбеком Жургеновым, в рамках культурной программы Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства он выступил на концерте в Большом театре в Москве. В газете «Правда» вышла статья, где была дана высокая оценка двум народным акынам – Жамбылу Жабаеву и Нартаю Бекежанову.
Ансамбль Нартая
Благодаря своему таланту и организаторским способностям Нартай сумел за короткий срок собрать вокруг себя талантливых жырау, жырши, акынов, певцов и танцоров со всей области, среди которых были Алибек Байкенов, Кундебай Алдонгаров, Абдилда Жургенбаев, Балкашбай Жусупов и многие другие. Небольшая группа музыкантов, объединенных общей идеей, очень скоро переросла в ансамбль, который в народе так и прозвали – «Ансамбль Нартая». Коллектив стал неизменным участником всех значимых культурных событий не только в области, но и во всей республике. Он отличался богатым репертуаром, в котором были представлены самые разные жанры: традиционное народное песенно-импровизаторское искусство, песни советских и казахских композиторов, небольшие сценки и драматические пьесы и комедии. Популярность ансамбля перешагнула пределы республики. Ансамбль Нартая хорошо знали и всегда ждали с нетерпением в соседнем Узбекистане, Таджикистане, Каракалпакии. Их концерты полюбились жителям Ташкента, Бухары, Самарканда, Джалал-Абада и Оша.
Душой коллектива был Нартай. Человек тонкого и многогранного таланта, он был не только автором песен и исполнителем. По воспоминаниям его современников, Нартай был человеком скромным, не выставлял напоказ свой талант. Возможно, именно поэтому он не часто включал в репертуар артистов концертной бригады песни собственного сочинения. Во многом по этой причине далеко не все его песни сохранились, многое было позабыто, а некоторые дошли в разных вариациях. Ведь каждый, обладая собственным стилем и манерой исполнения, пел их на свой лад, вносил какие-то изменения.
Тесно музыка связала
Широкую деятельность развернул ансамбль с началом Великой Отечественной войны. Вся страна вместе с бойцами Красной Армии, сражавшимися на передовой, прошла мучительные четыре года, полные тягот и лишений. Война стала жестоким испытанием для всего народа. Победа ковалась не только на фронтах. Самоотверженным трудом приближали ее и труженики тыла – старики, женщины, дети. В это тяжелое для страны время поэты и композиторы, певцы и музыканты продолжали творить, воодушевляя бойцов своим творчеством на подвиги.
В 1943 году ансамбль Нартая только в небольших отделениях и артелях, не говоря о колхозах и совхозах, дал около двухсот концертов. В период посевных, уборочных кампаний бригада с концертами выезжала в районы области, нередко организуя выступления непосредственно на полевых станах. Созданные в эти годы песни Нартая «Алтын көкем», «Жеңіс жыры», «Бейбітшілік», «Бастау», «Ақайым, жалған» поднимали боевой дух и призывали к труду, укрепляли их веру в победу. По некоторым источникам, им было создано около пятидесяти песен на военную тематику. Многие стали поистине народными и звучали повсюду.
Интересна история создания песни «Алтын көкем». Нартай написал ее в порыве боли и отчаяния от потери близких ему людей. Один за другим с перерывом всего в одну неделю из жизни ушли дядя Нартая Абсамат, его жена Азила и их маленькая дочь. Это была своеобразная песня-плач (жоқтау), которую спел Нартай при виде оставшейся в живых Маржан, пятилетней дочери погибшего дяди.
Война осиротила многие семьи. Созвучная настроениям людей того непростого времени песня очень быстро стала известной и любимой народом. Одной из лучших ее исполнительниц стала молодая и талантливая певица Айзахан Бижанова. Директор филармонии Аманов вызвал как-то к себе Нартая и попросил взять на работу в ансамбль двух девушек, отец которых воевал на фронте. Как показали результаты прослушивания, младшая обладала хорошими вокальными данными и ее взяли в ансамбль, а вторая была принята на работу в качестве уборщицы. Так в ансамбле появилась талантливая певица Айзахан. Песня «Алтын көкем» в ее исполнении звучала по-особенному трогательно и проникновенно. Айзахан родилась в 1926 году в колхозе имени Жамбыла Шиелийского района. Она успела закончить только шесть классов, когда началась Великая Отечественная война. Проучившись три месяца на курсах счетоводов в Сулутобе, девушка устроилась на работу в родном колхозе. Вместе с сестрой Халифой ее мобилизовали в трудовой лагерь, и они должны были отправиться работать на шахту в Караганду. Только заступничество Н.Бекежанова спасло девушек от разлуки с родным домом. Талантливая и красивая Айзахан стала одним из незаменимых членов коллектива, она не только мастерски исполняла песни, но и танцевала.
Ансамбль Нартая не прекратил своего существования и после Великой Отечественной войны. Значительно обновился репертуар ансамбля. Его лейтмотивом стал созидательный труд на благо общества, в центре произведений тех лет – человек труда.
Ансамбль получил новый импульс в своем развитии и откликался на все важнейшие события в стране. Нартай создает новые песни и стихи, которые занимают прочное место в репертуаре ансамбля. Коллектив заслужил огромную популярность в Казахстане. В эти годы раскрылись незаурядные организаторские способности Нартая. Он занимался прослушиванием артистов, готовил программы концертов, разучивал с членами коллектива новые песни, занимался подбором репертуаров артистов, организацией концертов и даже выступал на них в качестве конферансье. И все у него всегда получалось удивительно хорошо. Много времени Нартай уделял чтению, изучал восточную литературу, любил поэзию Навои, Токтагула.
Говоря о его качествах талантливого организатора, нельзя забывать о Нартае артисте и акыне. На концертах он выступал и как певец, исполняя лирические и патриотические песни, и как аккомпаниатор, подыгрывая певцам на гармони, а иногда и на домбре. И все же прежде всего Нартай был певцом. Обладатель широкого, сильного голоса, он исполнял свои песни на особый манер, тягуче, размашисто и широко. Его «Песня Нартая», «Толкын» были пронизаны лиризмом, человечностью и добротой. Чтобы руководить ансамблем, необходимо быть музыкально одаренным, надо быть, в первую очередь, артистом в самом высоком понятии этого слова. И Нартай был таким артистом, человеком огромного таланта и культуры.
Именно этой своей многогранностью выделялся он среди многих казахских акынов. Зимой 1943 года, в самый разгар войны, в Алма-Ате состоялся айтыс, на который наряду со знаменитыми мастерами поэтической импровизации Шашубаем, Кененом, Нурлыбеком был приглашен и Нартай. Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай, отступая от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной импровизации.
Нартаю шел тогда шестой десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками. На заключительном вечере айтыса Нартай выступил со своим ансамблем. Он выступил перед многочисленными акынами во всем блеске своего многогранного дарования.
– К нам едет концерт! К нам едет Нартай!. Весть эта мгновенно облетела весь аул. Сразу представил себе людей, идущих с песнями и кюями в нарядных костюмах. Но каково же было мое разочарование, когда увидел человек пять, приехавших на старой арбе со светлоголовым русским мальчиком, понукающим вола. Картина эта была под стать военному времени. Артистов пригласили в юрту и угостили чаем. Подкрепившись, они вышли на улицу. И стар, и млад собрались послушать артистов. Сцену им заменила старенькая кошма, постеленная на земле. Артисты пели свои песни, один за другим выходя на импровизированную сцену. Наконец вышел с черной гармонью в руках Нартай. Он пел по-особому размашисто, тягуче и широко. В припеве его голос, слившись со звуками гармони, стал единым целым. От его голоса веяло звуками родной и необозримо широкой степи. Казалось, что его пение не могло бы оставить равнодушным даже спящего в колыбели ребенка, – так описывал свое первое впечатление от концерта актер, режиссер, заслуженный артист Республики Казахстан Шайтурсын Абдибаев. Во время того концерта в колхозе Жантактыколь ему было около четырех лет, но он вместе со взрослыми до полуночи слушал пение артистов. Нартай тогда дал ему свое бата (благословение), которое стало для него напутствием в мир искусства и творчества.
Успешно окончив Казахскую государственную национальную консерваторию имени Курмангазы, Ш.Абдибаев работал актером в Театре юного зрителя имени Г.Мусрепова в Алма-Ате. Вернувшись в Кызылорду, стал актером, позже директором областного музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, руководил областным учреждением по охране памятников истории и культуры. На сцене он сыграл около шестидесяти ролей и воплотил на сцене образы Сырыма («Каракоз» М.Ауэзова), Ахана («Ақан сері» – Ақтоқты» Г.Мусрепова), Нартая («Батыр мен ақын» А.Тажибаева), Абая («Мен ішпеген у бар ма?» И.Оразбаева), Рахыма («Қош бол, ардағым!» Б.Узакова) и другие. Он написал сценарии к документальным фильмам «Нартай», «Жанкожа батыр», «Бухарбай батыр», снятым на киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова. В 1976-1977, 1990-1991 годы Ш.Абдибаев руководил Кызылординской областной филармонией, основы которой были заложены концертно-эстрадной бригадой Нартая Бекежанова, работал художественным руководителем ансамбля песни и танца «Сыр сулуы», ставшего в советское время визитной карточкой искусства земли Сыра.
Нартай обладал более широким кругозором, чем большинство народных акынов, творивших устно. В 1950 году был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая явился значительным событием в казахской поэзии.
В 1942 году за заслуги в области литературы Нартай был принят в Союз писателей Казахстана. Он принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. Ансамбль Нартая выступал во многих городах и аулах Казахстана. Сам он в тридцатые-сороковые годы не раз выступал в Алма-Ате на слетах, олимпиадах, фестивалях.
Творческая деятельность Нартая была высоко оценена народом, партией и правительством. В 1939 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, он был награжден медалями. К 25-летию Казахской республики был награжден орденом «Знак Почета».
Нартай умер в 1955 году в возрасте 65 лет. До последнего дыхания он служил своим искусством народу и оставил большое литературное и музыкальное наследие. Многогранное творчество Нартая ждет еще своего исследователя. Не все его произведения исследованы, многие факты творческой биографии еще не известны широкому кругу почитателей его таланта.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
(Продолжение следует)